Особенности творческого метода в комедии
Черты классицизма |
- принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга; - характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор; - соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой); - сюжет строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини; - строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных; - говорящие имена и фамилии; - статичность героев (их характеры не меняются) |
Жанровое своеобразие
Комическое приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии |
Фонвизин явился создателем общественной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию |
Изменилась функция резонера классической драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы |
Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план и приобрела вспомогательное значение |
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна.Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!
Митрофан(разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова.Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...
Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Митрофан с Еремеевной отходят.
В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».
В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.
В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?
В4. По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?
В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.
В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?
В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.
С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
Правдин.Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин. Справедливо. Великий государь дает...
Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.
Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
В1.В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В2.Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В3.Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьесаД.И.Фонвизина «Недоросль»?
В4. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:
«Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.
Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?
В5.Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?
В6.Укажите фамилию героини пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».
С1.Почему Д.И.Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?
С1.Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.
С2.Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?Скотинин.Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? * * "Указ о вольности дворянской", изданный в 1762 году Петром III,предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворянот обязательной службы государству. Простакова же понимает указ какразрешение дворянам делать все, что им захочется. Стародум. Мастерица толковать указы!Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш идеревни.Простаков. А! До чего мы дожили!Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякойСкотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову.Г-жа Простакова. Все теряю. Совсем погибаю!Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...Стародум (указывая на Милона). Вон он.Скотинин. Ага! Так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...Правдин. Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.Скотинин. Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей ...Правдин. Побольше любили, или б, по крайней мере...Скотинин. Ну...Правдин. Хоть не трогали.Скотинин (отходя). Хоть не трогали.В1.Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?
В2.Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
В3. Какому литературному направлению принадлежит реализованное в этой пьесе требование соблюдение единства времени, места и действия.
В4.Фрагмент передаёт речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?
В5. Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона – Напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.
В6.Реплика Правдина «Мастерица толковать указы» употребляется в речи как законченное умозаключение, краткое суждение, высказанное в образной форме. Как называются подобные суждения?
С1.Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения.
С2.Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе 19 века? Укажите авторов и название произведений.
Тест
Фонвизин «Недоросль»
Г-жа Простакова. А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...
Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.
Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.
Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.
Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы.
Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?
Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
Милон. Чем же ты питаешься?
Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец, поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.
Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.
Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.
Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?
Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».
Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?
Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.
Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.
Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!
Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».
Правдин. Ну, а еще где?
Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.
Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
В1.Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д.И.Фонвизин?
В2. Определите жанр произведения.
В3.Установите соответствие между тремя персонажами и их функциональной значимостью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ |
А) ЦЫФИРКИН Б) ПРАВДИН В) ВРАЛЬМАН | 1) просветитель, пропагандист высоких моральных ценностей 2) домашний учитель 3) учитель-иностранец 4) профессиональный педагог |
В4.Установите соответствие между тремя персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерение по отношению к Софье. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | НАМЕРЕНИЯ |
А) Г-ЖА ПРОСТАКОВА Б) МИТРОФАН В) МИЛОН | 1) готов жениться на Софье из-за любви к свинкам 2) мечтает прибрать к рукам деньги Софьи 3) искренне любит Софью 4) предпочитает женитьбу учению |
В5.Автор наделяет учителей Митрофанушки особого рода фамилиями. Каким термином принято обозначать такие фамилии, как Цыфиркин, Кутейкин?
В6.Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин (к Кутейкину), Правдин (в сторону), Правдин (к г-же Простаковой)?
В7.В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами».Каков источник этой неточной цитаты?
С1.Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?
С2.В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях 19 века.