Аффилиация и привязанность
Часть I
ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1.Краткая история возникновения
и развития социальной психологии............................................ 8
Возникновение и история развития социальной
психологии за рубежом............................................................... 8
Особенности развития социально-психологических идей
в России...................................................................................... 16
Современное состояние социальной психологии.................... 18
Контрольные вопросы................................................................ 19
Литература................................................................................. 20
Глава 2.Предмет социальной психологии, ее теоретические
и прикладные задачи.................................................................. 21
Предмет социальной психологии............. ,............................... 21
Научные и прикладные задачи социальной психологии.......... 22
Контрольные вопросы................................................................ 25
Литература.................................................................................. 25
Глава 3.Методы социальной психологии................................ 27
Общая характеристика методов современной социальной
психологии.................................................................................. 27
Классификация социально-психологических методов............. 28
Методы социально-психологического
воздействия................................................................................. 30
Контрольные вопросы................................................................ 31
Литература.................................................................................. 31
Часть II
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ,
СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Глава4. Психология общения и социального поведения....... 34
Понятие, структура и виды общения........................................ 34
Роль общения в психическом развитии человека..................... 36
Социальное поведение............................................................... 37
Контрольные вопросы............................................................... 38
Литература................................................................................. 39
Глава 5.Межличностные и межгрупповые взаимоотношения 41
Общественные и межличностные отношения.......................... 41
Классификация межличностных взаимоотношений................ 42
Межгрупповые отношения........................................................ 44
Контрольные вопросы................................................................ 45
Литература.................................................................................. 45
Глава 6.Персональные взаимоотношения людей................... 46
Аффилиация и привязанность................................................... 46
Дружба........................................................................................ 48
Любовь........................................................................................ 50
Альтруизм................................................................................... 52
Власть......................................................................................... 53
Вражда и агрессивность............................................................. 54
Беспомощность.......................................................................... 56
Одиночество............................................................................... 58
Контрольные вопросы................................................................ 61
Литература.................................................................................. 62
Часть III МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 7.Малая группа и коллектив.......................................... 64
Понятия малой группы и коллектива........................................ 64
Феноменология малых групп.................................................... 71
Эффективность групповой деятельности.................................. 73
Процесс принятия групповых решений.................................... 78
Контрольные вопросы.................................................................. 80
Литература.................................................................................... 81
Глава 8.Лидерство...................................................................... 82
Лидер и лидерство. Различия между лидером
и руководителем........................................................................... 82
Теории лидерства......................................................................... 85
Стили лидерства........................................................................... 86
Контрольные вопросы.................................................................. 87
Литература.................................................................................... 88
Глава 9.Межличностные и межгрупповые конфликты............. 89
Понятие, виды и структура межличностных
и межгрупповых конфликтов....................................................... 89
Причины межличностных и межгрупповых конфликтов ...92 Функции межличностных и межгрупповых конфликтов ...94 Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения межличностных и межгрупповых
конфликтов................................................................................... 95
Контрольные вопросы................................................................. 95
Литература................................................................................... 96
Глава 10.Большие группы и массовидные явления психики... 97
Сущность и виды больших социальных групп........................... 97
Массовидные явления психики, их классификация.................... 98
Слухи как массовидное явление психики................................... 99
Мода как массовидное психическое явление........................... 101
Паника как массовидное явление психики............................... 103
Социально-психологические аспекты рекламы....................... 104
Религия как массовидное психическое явление....................... 106
Контрольные вопросы............................................................... 108
Литература................................................................................. 109
Часть IV ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
Глава 11.Социальная психология личности........................... 112
Социально-психологические аспекты личности...................... 112
Социальные установки.............................................................. 115
Социализация............................................................................. 116
Каузальная атрибуция............................................................... 117
Контрольные вопросы............................................................... 120
Литература................................................................................. 120
Глава 12.Влияние группы на личность................................... 122
Социальная фасилитация и ингибиция..................................... 122
Деиндивидуализация личности................................................. 124
Коллективизация мышления и феномен групповой
поляризации............................................................................... 125
Дискриминация, предрассудки
исоциальные стереотипы......................................................... 128
Конформизм..................................... ,........................................ 132
Положительное воздействие группы на индивида................... 134
Отрицательное влияние группы наличность............................ 136
Контрольные вопросы............................................................... 142
Литература...'............................................................................. 143
Глава 13.Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга 145
Понятие о социальной перцепции............................................ 145
■^Восприятие и понимание людьми друг друга...................... 148
Механизмы и законы межличностного восприятия................. 154
Контрольные вопросы............................................................... 163
Литература................................................................................. 164
Глава 14.Социальная психология и практика......................... 165
Социально-психологические вопросы политики..................... 165
Социальная психология и право............................................... 167
Социальная психология и экономика........................................ 169
Социальная психология и промышленное производство 172
Социальная психология, армия и спорт................................... 173
Социальная психология и медицина......................................... 175
Социальная психология и образование.................................... 178
Контрольные вопросы............................................................... 180
Литература................................................................................. 181
Словарь социально-психологических понятий.......................................182
Часть I
ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ
И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Глава 1
Краткая история возникновения
и развития социальной психологии
Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом
В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества — тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых. Другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а XX век — как возникновение и начало развития современной социальной психологии.
Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.
Относительно времени возникновения научной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами — М. Лаца-русом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной
социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».
Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г. Г. Шпета).
Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века — первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых — социологов и социальных психологов — оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, В. М. Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г. Лебона «Психология народов и масс».
Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот период ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:
• «Исследования по социальной психологии» американского философа и психолога Дж. Болдуина;
• «Введение в социальную психологию» английского ученого У. Мак-дугалла;
• «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.
Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепляется не только ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.
Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трип-плетом еще в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь
в десятые-двадцатые годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).
Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а сдругой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло ито, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).
Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. В это время зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».
Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во ьремя войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях и т. п.).
Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло.
Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гешталътпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.
Бихевиористыв социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили
свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул — реакция» и с использованием понятия «подкрепление».
Психоанализ(Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Ше-пард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым процессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии,давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фес-тингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов ив практике социально-психологического тренинга (Т-группы и ге-штальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.
В последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.
В одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке1, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.
Необихевиористское направлениевозникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихе-виризмом или социальным бихевиоризмом2.
Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.
Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом — оперантное (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социальное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались
1 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
2 С этой точки зрения наименование направления «необихевиористское» не совсем правильное, так как необихевиоризм возник в 30-е годы и просуществовал до второй половины XX века. Далее он был заменен названным выше неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом.
как «социальные подкрепления». Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.
Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.
Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Миллер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустраци-онную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.
Когнипшистская ориентацияв социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение с использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, ■характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.
К теориям, представляющим это направление, относятся:
1) концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);
2) социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратч-фйлда.
Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестинге-ра, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума).
Основная идея Ф. Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир.
По мнению Т. Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.
Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.
Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.
1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система, в конечном счете, стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.
2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.
3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.
4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.
Среди социально-психологических концепций выделяются взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда, которые несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как «образ», «ожидание», «идея» и ряд других.
Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том
ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.
В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд трактовал семейные отношения, социальные психологи более позднего времени, относящиеся к данной ориентации, понимают любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится, соответственно, на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.
Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на «движение человеческого потенциала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.
К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения рассматривается понятие «личность» и дается объяснение межличностным отношениям. '
К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального поведения лежит одно из фундаментальных положений теории 3. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся отношения с окружающими людьми уже ставшего взрослым человека.
В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.
Интеракционистская ориентациярассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, возникла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена в со-
циальную психологию. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.
Предмет анализа в интеракционистском подходе — взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. Здесь решается задача, в некотором смысле слова противоположная той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиорис-ты. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность исходя из социальных процессов.
Внутри интеракционистской традиции выделяются-три частных направления:
1) символический интеракционизм;
2) теория социальных ролей;
3) теория референтной группы.
Концепция символического интеракционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. РоуэаД. Шибутани и других. Здесь утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальном роль и референтная группа.
Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета — критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функции в процессе социального взаимодействия людей.
Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо выделялись в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.
Особенности развития социально-психологических идей в России
Рассматривая историю развития отечественных социально-психологических идей, следует обратить внимание на следующее:
1) еще до революции 1917 года и, отчасти, в первые годы советской власти социальная психология в России развивалась в русле тех же тенденций и направлениях, что и за рубежом;
2) после революции развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Были подвергнуты острой критике идеи об отрицательной роли неорганизованных масс людей в истории, высказанные В. М. Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии»;
3) в связи с тем, что существовавшая в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшая социальную психологию в целом, не соответствовала ни идеологии, ни политике советской власти, в течение почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была заменена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм»;
4) к концу 60-х годов XX века, во время «хрущевской» оттепели, ситуация в стране стала меняться. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позиций конкретных наук, что способствовало активизации деятельности ученых и практиков в направлении решения социально-психологической проблематики. В первую очередь нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в конце 50-х — начале 60-х годов XX века.
После последней дискуссии социально-психологическая проблематика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые коммуникации и массовидные явления психики, к психологии — личности в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.
Социально-психологические исследования в нашей стране хотя и начинаются, но поначалу приобретают характер, соответствующий еще господствовавшей в то время «марксистско-ленинской» идеологии. В психологии эти исследования ограничиваются социальной психологией
малых групп и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социально-психологическая проблематика малых групп оказывается соответствующим образом «подправленной» и противопоставленной «буржуазной» социальной психологии, по-прежнему «неприемлемой» для советских ученых. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие «малая группа» заменяется на понятие «коллектив». Он, соответственно, трактуется в русле понимания «социалистического» коллектива в марксистско-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А. С. Макаренко. В публикациях на тему о психологии коллектива считается обязательным непременно критиковать «западную» или «буржуазную» социальную психологию малых групп, Противопоставлять ей «более правильную» советскую социальную психологию коллектива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведенные с конца шестидесятых годов под руководством А. В. Петровского, Л. И. Уманского, Е. В. Шороховой и других.
Одновременно с этим разворачиваются теоретические и экспериментальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А. А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б. Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А. Л. Журавлев и другие), социальной перцепции (Г. М. Андреева и другие), эффективности групповой деятельности (Н. Н. Обозов и другие).
70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и широко признания социальной психологии в нашей стране. Она стала не только весьма популярной наукой, социально-психологические знания проникли и стали широко применяться во многих других отраслях психологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психологию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спортивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых актуальных, активно разрабатываемых и востребованных психологических наук.
Наступившая в конце восьмидесятых годов горбачевская перестройка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза в начале девяностых годов XX века вдохнули новую жизнь в развитие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубежной социально-психологической литературы, расширилась проблематика научных и прикладных исследований. Российская социальная
психология стала превращаться в естественную часть мировой социально-психологической науки, а российские ученые активно включились в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.
Современное состояние социальной психологии
В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.
Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).
Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.
Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом.
1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии, В ней появились относительно самостоятельные
направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.
2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.
3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.
4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.
5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.