Аффилиация и привязанность

Часть I

ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1.Краткая история возникновения

и развития социальной психологии............................................ 8

Возникновение и история развития социальной

психологии за рубежом............................................................... 8

Особенности развития социально-психологических идей

в России...................................................................................... 16

Современное состояние социальной психологии.................... 18

Контрольные вопросы................................................................ 19

Литература................................................................................. 20

Глава 2.Предмет социальной психологии, ее теоретические

и прикладные задачи.................................................................. 21

Предмет социальной психологии............. ,............................... 21

Научные и прикладные задачи социальной психологии.......... 22

Контрольные вопросы................................................................ 25

Литература.................................................................................. 25

Глава 3.Методы социальной психологии................................ 27

Общая характеристика методов современной социальной

психологии.................................................................................. 27

Классификация социально-психологических методов............. 28

Методы социально-психологического

воздействия................................................................................. 30

Контрольные вопросы................................................................ 31

Литература.................................................................................. 31

Часть II

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ,

СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Глава4. Психология общения и социального поведения....... 34

Понятие, структура и виды общения........................................ 34

Роль общения в психическом развитии человека..................... 36

Социальное поведение............................................................... 37

Контрольные вопросы............................................................... 38

Литература................................................................................. 39

Глава 5.Межличностные и межгрупповые взаимоотношения 41

Общественные и межличностные отношения.......................... 41

Классификация межличностных взаимоотношений................ 42

Межгрупповые отношения........................................................ 44

Контрольные вопросы................................................................ 45

Литература.................................................................................. 45

Глава 6.Персональные взаимоотношения людей................... 46

Аффилиация и привязанность................................................... 46

Дружба........................................................................................ 48

Любовь........................................................................................ 50

Альтруизм................................................................................... 52

Власть......................................................................................... 53

Вражда и агрессивность............................................................. 54

Беспомощность.......................................................................... 56

Одиночество............................................................................... 58

Контрольные вопросы................................................................ 61

Литература.................................................................................. 62

Часть III МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 7.Малая группа и коллектив.......................................... 64

Понятия малой группы и коллектива........................................ 64

Феноменология малых групп.................................................... 71

Эффективность групповой деятельности.................................. 73

Процесс принятия групповых решений.................................... 78

Контрольные вопросы.................................................................. 80

Литература.................................................................................... 81

Глава 8.Лидерство...................................................................... 82

Лидер и лидерство. Различия между лидером

и руководителем........................................................................... 82

Теории лидерства......................................................................... 85

Стили лидерства........................................................................... 86

Контрольные вопросы.................................................................. 87

Литература.................................................................................... 88

Глава 9.Межличностные и межгрупповые конфликты............. 89

Понятие, виды и структура межличностных

и межгрупповых конфликтов....................................................... 89

Причины межличностных и межгрупповых конфликтов ...92 Функции межличностных и межгрупповых конфликтов ...94 Стратегии поведения, способы предупреждения и разрешения межличностных и межгрупповых

конфликтов................................................................................... 95

Контрольные вопросы................................................................. 95

Литература................................................................................... 96

Глава 10.Большие группы и массовидные явления психики... 97

Сущность и виды больших социальных групп........................... 97

Массовидные явления психики, их классификация.................... 98

Слухи как массовидное явление психики................................... 99

Мода как массовидное психическое явление........................... 101

Паника как массовидное явление психики............................... 103

Социально-психологические аспекты рекламы....................... 104

Религия как массовидное психическое явление....................... 106

Контрольные вопросы............................................................... 108

Литература................................................................................. 109

Часть IV ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ

Глава 11.Социальная психология личности........................... 112

Социально-психологические аспекты личности...................... 112

Социальные установки.............................................................. 115

Социализация............................................................................. 116

Каузальная атрибуция............................................................... 117

Контрольные вопросы............................................................... 120

Литература................................................................................. 120

Глава 12.Влияние группы на личность................................... 122

Социальная фасилитация и ингибиция..................................... 122

Деиндивидуализация личности................................................. 124

Коллективизация мышления и феномен групповой

поляризации............................................................................... 125

Дискриминация, предрассудки

исоциальные стереотипы......................................................... 128

Конформизм..................................... ,........................................ 132

Положительное воздействие группы на индивида................... 134

Отрицательное влияние группы наличность............................ 136

Контрольные вопросы............................................................... 142

Литература...'............................................................................. 143

Глава 13.Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга 145

Понятие о социальной перцепции............................................ 145

■^Восприятие и понимание людьми друг друга...................... 148

Механизмы и законы межличностного восприятия................. 154

Контрольные вопросы............................................................... 163

Литература................................................................................. 164

Глава 14.Социальная психология и практика......................... 165

Социально-психологические вопросы политики..................... 165

Социальная психология и право............................................... 167

Социальная психология и экономика........................................ 169

Социальная психология и промышленное производство 172

Социальная психология, армия и спорт................................... 173

Социальная психология и медицина......................................... 175

Социальная психология и образование.................................... 178

Контрольные вопросы............................................................... 180

Литература................................................................................. 181

Словарь социально-психологических понятий.......................................182

Часть I

ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ

И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Глава 1

Краткая история возникновения

и развития социальной психологии

Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом

В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возник­новения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества — тем эпохам, когда люди впервые задумались над про­блемами, волнующими современных ученых. Другая относится к срав­нительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая соци­альная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, кото­рая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предыс­торию научной социальной психологии, а XX век — как возникновение и начало развития современной социальной психологии.

Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накоп­ления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использова­лись в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведе­нием с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.

Относительно времени возникновения научной социальной психо­логии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возник­ла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами — М. Лаца-русом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психоло­гия народов», проблематика которой близка к содержанию современной

социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».

Таким образом, история социальной психологии началась с выде­ления особой науки под названием «психологии народов» («этничес­кая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разра­батывать представители разных наук: историки, философы, лингвис­ты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоедини­лись психологи (в лице, например, В. Вундта и Г. Г. Шпета).

Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века — первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых — социологов и социальных психологов — оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, В. М. Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г. Лебона «Психология народов и масс».

Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно го­воря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот пе­риод ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:

• «Исследования по социальной психологии» американского философа и психолога Дж. Болдуина;

• «Введение в социальную психологию» английского ученого У. Мак-дугалла;

• «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепля­ется не только ее современное название, но и она сама получает при­знание как вполне самостоятельная область научных психологичес­ких знаний.

Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного вы­ше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственно­го эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трип-плетом еще в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь

в десятые-двадцатые годы XX века благодаря исследованиям, прове­денным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).

Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психоло­гическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышен­ное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовав­шей в этой стране, а сдругой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло ито, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей ста­ло в это время нуждаться в активной социально-психологической по­мощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).

Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновре­менно приступают к разработке социально-психологической пробле­матики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологи­ческую теорию малых групп. В это время зарождается первое теорети­чески и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».

Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие со­циально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания к проблематике малых групп добавляются вопросы, по­рожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во ьремя войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощ­ности в социальных и человеческих взаимоотношениях и т. п.).

Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло.

Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис нача­ла XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гешталътпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказа­лось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологи­ческих явлений, характерных для представителей этих направлений.

Бихевиористыв социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили

свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул — реакция» и с исполь­зованием понятия «подкрепление».

Психоанализ(Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Ше-пард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым про­цессам, имеющим бессознательный характер.

Идеи гештальтпсихологии,давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фес-тингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов ив практике социально-психологического тренинга (Т-группы и ге-штальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преоблада­ли в социальной психологии первой половины XX века.

В последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десяти­летий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложивши­мися в психологии к этому времени ведущими направлениями и шко­лами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

В одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликован­ных на русском языке1, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевио­ристское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

Необихевиористское направлениевозникло в русле последнего ва­рианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихе-виризмом или социальным бихевиоризмом2.

Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бан­дуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американ­ских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принци­пом — оперантное (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социаль­ное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихеви­оризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались

1 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.

2 С этой точки зрения наименование направления «необихевиористское» не совсем правильное, так как необихевиоризм возник в 30-е годы и просуществовал до второй половины XX века. Далее он был заменен названным выше неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом.

как «социальные подкрепления». Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.

Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными под­креплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, соци­альной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Мил­лер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустраци-онную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Банду­ра, труды которого стали особенно популярными в последней четвер­ти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психо­логические факторы в объяснении социального поведения человека.

Когнипшистская ориентацияв социальной психологии, в свою оче­редь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение с исполь­зованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Прин­ципиальная схема объяснения, ■характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую сис­тему, которая затем используется для управления его поведением.

К теориям, представляющим это направление, относятся:

1) концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);

2) социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратч-фйлда.

Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определя­ют поведение человека. В норме данная структура должна быть сба­лансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сба­лансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуни­кативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестинге-ра, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума).

Основная идея Ф. Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упоря­доченный и связный взгляд на мир.

По мнению Т. Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не толь­ко внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличност­ных отношений.

Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной пси­хологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи про­никли во многие области социальной психологии, включая малые груп­пы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссо­нанса.

1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система, в конечном счете, стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.

3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.

Среди социально-психологических концепций выделяются взгля­ды Д. Креча и Р. Кратчфилда, которые несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные пе­ременные, как «образ», «ожидание», «идея» и ряд других.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии внача­ле исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показы­вает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ор­тодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том

ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в те­ориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия меж­ду малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд трактовал семейные отношения, социальные психологи более позднего времени, относящиеся к данной ориентации, понимают лю­бую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится, соответственно, на роль лидера груп­пы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами соци­альной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на «движение человеческого потенци­ала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, ис­пользуемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участни­ками группы того, что находится вне их сознания.

К психоаналитической ориентации в социальной психологии мож­но также отнести теории, в которых с социально-психологической точ­ки зрения рассматривается понятие «личность» и дается объяснение межличностным отношениям. '

К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального пове­дения лежит одно из фундаментальных положений теории 3. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся отношения с окружающими людьми уже ставшего взрослым человека.

В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые использу­ют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начи­нает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.

Интеракционистская ориентациярассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, воз­никла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена в со-

циальную психологию. Ее главным идейным и методологическим ис­точником стала система взглядов Д. Мида.

Предмет анализа в интеракционистском подходе — взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и соци­альные роли. Здесь решается задача, в некотором смысле слова противо­положная той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиорис-ты. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность исходя из социальных процессов.

Внутри интеракционистской традиции выделяются-три частных на­правления:

1) символический интеракционизм;

2) теория социальных ролей;

3) теория референтной группы.

Концепция символического интеракционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. РоуэаД. Шибутани и других. Здесь утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вер­бальных, так и невербальных. Основными источниками символов мо­гут выступать личность, социальном роль и референтная группа.

Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются чело­веку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также при­сутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета — критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким об­разом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оце­ночную функции в процессе социального взаимодействия людей.

Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, не­обходимо отметить, что они отчетливо выделялись в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опира­лись, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и Рос­сии (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследова­ния во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.

Особенности развития социально-психологических идей в России

Рассматривая историю развития отечественных социально-психологи­ческих идей, следует обратить внимание на следующее:

1) еще до революции 1917 года и, отчасти, в первые годы советской власти социальная психология в России развивалась в русле тех же тенденций и направлениях, что и за рубежом;

2) после революции развитие социальной психологии в России пошло иными путями. Были подвергнуты острой критике идеи об отрицательной роли неорганизованных масс людей в истории, высказанные В. М. Бехтеревым в «Коллективной рефлексологии»;

3) в связи с тем, что существовавшая в то время зарубежная и дореволюционная российская психология масс, представлявшая социальную психологию в целом, не соответствовала ни идеологии, ни политике советской власти, в течение почти полувека социальная психология в Советском Союзе фактически не разрабатывалась. Она была заменена частью марксистско-ленинского учения под названием «исторический материализм»;

4) к концу 60-х годов XX века, во время «хрущевской» оттепели, ситуация в стране стала меняться. В практике управления страной к этому времени появились проблемы, которые надо было решать с позиций конкретных наук, что способствовало активизации деятельности ученых и практиков в направлении решения социально-психологической проблематики. В первую очередь нужно было решить вопрос о предмете социальной психологии и его отличии от предметов других социальных и гуманитарных наук, разрабатывавшихся в стране. Этот вопрос, как известно, на протяжении всех лет существования советской власти дискутировался дважды: в 20-е и в конце 50-х — начале 60-х годов XX века.

После последней дискуссии социально-психологическая проблема­тика разделяется между двумя науками: социологией и психологией. К социологии отходят большие социальные группы, массовые комму­никации и массовидные явления психики, к психологии — личности в группе, проблематика малых групп, человеческих взаимоотношений и восприятия людьми друг друга.

Социально-психологические исследования в нашей стране хотя и на­чинаются, но поначалу приобретают характер, соответствующий еще гос­подствовавшей в то время «марксистско-ленинской» идеологии. В пси­хологии эти исследования ограничиваются социальной психологией

малых групп и восприятия людьми друг друга, не касаясь, например, объяснения социальных процессов и явлений. В свою очередь, социаль­но-психологическая проблематика малых групп оказывается соответ­ствующим образом «подправленной» и противопоставленной «бур­жуазной» социальной психологии, по-прежнему «неприемлемой» для советских ученых. Это, в частности, проявилось в следующем. Понятие «малая группа» заменяется на понятие «коллектив». Он, соответственно, трактуется в русле понимания «социалистического» коллектива в марк­систско-ленинской философии, научном коммунизме и в педагогической теории А. С. Макаренко. В публикациях на тему о психологии коллекти­ва считается обязательным непременно критиковать «западную» или «буржуазную» социальную психологию малых групп, Противопостав­лять ей «более правильную» советскую социальную психологию коллек­тива. В этом ключе были выполнены многие исследования коллектива, организованные и проведенные с конца шестидесятых годов под руко­водством А. В. Петровского, Л. И. Уманского, Е. В. Шороховой и других.

Одновременно с этим разворачиваются теоретические и эксперимен­тальные исследования, посвященные восприятию и пониманию людьми друг друга (А. А. Бодалев и другие ученые), психологическому климату коллектива (Б. Д. Парыгин и другие), стилю руководства (А. Л. Журав­лев и другие), социальной перцепции (Г. М. Андреева и другие), эффек­тивности групповой деятельности (Н. Н. Обозов и другие).

70-80-е годы XX века можно назвать годами расцвета, подъема и ши­роко признания социальной психологии в нашей стране. Она стала не только весьма популярной наукой, социально-психологические знания проникли и стали широко применяться во многих других отраслях пси­хологии и непсихологических науках. Среди них можно назвать психо­логию личности, детскую, клиническую, военную, юридическую, спор­тивную и другие отрасли психологии, а также психологию управления, рекламы, политическую и экономическую психологию. Иными словами, социальная психология превратилась в одну из самых актуальных, актив­но разрабатываемых и востребованных психологических наук.

Наступившая в конце восьмидесятых годов горбачевская перестрой­ка и последовавшее за ней прекращение существования Советского Союза в начале девяностых годов XX века вдохнули новую жизнь в раз­витие социальной психологии в России. Были сняты идеологические барьеры и ограничения на развитие данной науки, действовавшие на протяжении всего времени существования советской власти, открыты возможности для перевода и публикации на русском языке зарубеж­ной социально-психологической литературы, расширилась проблема­тика научных и прикладных исследований. Российская социальная

психология стала превращаться в естественную часть мировой соци­ально-психологической науки, а российские ученые активно включи­лись в разработку тех социально-психологических проблем, которые стали в наши дни актуальными для всех стран мира.

Современное состояние социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли за­метные изменения. Они характеризуются активной разработкой со­циально-психологической проблематики и выходом ее на одно из пер­вых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она пре­вратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологи­ческих наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать пси­хологию малых групп, общения, межличностных отношений, воспри­ятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфлик­тов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психоло­гические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиничес­кую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологичес­ких знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъе­ма и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и при­кладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отрази­лись и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тен­денции можно определить следующим образом.

1. Началась внутренняя дифференциация традиционной социаль­ной психологии, В ней появились относительно самостоятельные

направления научных исследований, в том числе: психология ма­лых групп, социальных установок, эффективности групповой дея­тельности, восприятия и понимания людьми друг друга.

2. Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.

3. Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

4. В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.

5. Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.

Наши рекомендации