Психодиагност в управлении персоналом
Профессиональная психологическая диагностика — одно из направлений деятельности психолога на производстве. Должностные обязанности психодиагноста в сфере управления персоналом включают:
- анализ требований, предъявляемых содержанием работы к
человеку, претендующему на данный (вакантный) трудовой пост;
- изучение требований работодателя к кандидатуре на предоставляемую вакансию;
- подготовку к проведению собеседования; сбор и изучение
предварительных данных о кандидате (анкета-резюме);
- проведение собеседования с кандидатом (претендентом на
должность);
- анализ результатов собеседования и тестового обследования;
- подготовительную работу с кандидатом перед его собеседованием у работодателя;
- формирование базы данных потенциальной рабочей силы. Поэтапный отбор претендентов на вакансию состоит из ряда процедур. Первый этап включает планирование работы по выбору сотрудника на вакантную должность. На основании запросов производства психодиагност составляет описание должности для предъявления возможному кандидату; определяет методы, с помощью которых можно будет выявить необходимые особенности субъекта труда; организует рекламную акцию для объявления конкурса на вакантную должность. Второй этап предусматривает сбор и предварительную оценку полученной информации о кандидатах. Третий этап предполагает предварительную встречу с кандидатами на должность. Четвертый состоит из проведения тестовых процедур для получения комплекса психологических характеристик претендентов с целью оценки их профессиональной пригодности. Пятый этап представляет собой анализ результатов тестирования: обработку, истолкование (интерпретацию) и комплексную их оценку. Шестым этапом является процедура выбора кандидата по итогам тестирования.
Таким образом, основные задачи психодиагноста в сфере управления персоналом могут быть сформулированы следующим образом:
а) добывание максимума информации о кандидатах на работу, тщательная проверка предоставленных документов (при необходимости используются и неофициальные каналы);
б) применение современных методик, в частности компьютерного тестирования (для создания психологического портрета претендентов на должность), позволяющего с уверенностью судить о значимых чертах характера человека и прогнозировать его вероятные действия в различных ситуациях;
в) использование современных психологических методов дляоценивания различных условий (факторов), способствующих выбору того или иного кандидата и возможностей его использования на конкретной работе.
Качествами, важными для психодиагноста, работающего в области подбора кадров, являются: способность к эмпатии (сопереживанию); умение находить нужный стиль общения с разными людьми, добиваться их расположения и создавать условия для максимально полного и информативного диалога; спокойная уверенность в себе, авторитет в трудовом коллективе.
Тренинг-менеджер
Тренинг-менеджер — психолог, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. В его задачи входит проведение внутрифирменного обучения сотрудников по специально (нередко им самим) разработанным программам и мониторинг (отслеживание) программ обучения, которые предлагаются на внешнем рынке программ.
Для достижения наилучших результатов тренинг-менеджер может пользоваться самыми различными методами и технологиями. Это — деловые игры, групповая работа (как в больших, так и в малых группах), установочные мини-лекции, компьютерные обучающие программы, демонстрация видеофильмов. И для каждого вида тренинга подбирается или разрабатывается специальный учебный материал, используются также адаптированные программы. Каждый тренинг требует творческого подхода, поэтому проводящий его менеджер должен уметь грамотно сочетать все имеющиеся в его арсенале упражнения, предусматривать для значимых упражнений и заданий специальное время и место в программе.
Психолог работает в самой фирме, осуществляет консалтинговое сопровождение персонала, выявляет потребность в обучении. (Слово «консалтинг» постоянно употребляется в таком контексте в связи с определенной модой на англоязычные заимствования; оно подразумевает все формы работ, имеющих отношение к консультированию). Затем он продолжает «посттренинговое сопровождение», отслеживает результаты обучения, сочетая это с мотивацией персонала.
Обучение представляет собой учебно-производственную программу — «цепь», звенья которой встроены в структуру управления организацией. Тренинг-менеджеру необходимо взаимодействовать со всеми сотрудниками компании, начиная с менеджеров по подбору персонала для выявления психологической готовности сотрудника к обучению уже на этапе его приема. Работает он также с представителями какой-либо отдельной специальности для составления упражнений, наиболее приближенных к реальным ситуациям, встречающимся в работе.
Такой психолог обязан быть высококвалифицированным специалистом и иметь психологическое образование как базовое; ему необходимо и знание менеджмента, ибо обучение персонала встроено в систему управления организацией. Потребуются также знания, если и не экономические, то хотя бы знание бизнес-процессов и стратегического управления. Помимо этого, он должен еще быть и методистом, уметь самостоятельно разрабатывать программы обучения, которые бы удовлетворяли потребности и организации, и сотрудников, оценивать те, что предлагаются рынком дополнительного бизнес-образования.
Сейчас действует много центров, в которых предусмотрено обучение различным профессиям, но в большинстве случаев все сводится к навыкам ведения тренинга.
Тенденции развития данной профессии заставляют правильно реагировать на изменения рынка труда, все время усваивать и использовать новшества, которые не отставали бы от требований, предъявляемых внешней средой.