Пересекающиеся транзакции

Пересекающаяся транзакция возникает тогда, когда на стимул дается неожиданная реакция из эго-состояния, в которое не был направлен стимул.

Например, транзакция из Свободного Ребенка к Свободному Ребенку: «Давай повеселимся!». Пересекающая транзакция из Карающего Родителя к Ребенку: «Ты можешь хоть когда-нибудь быть серьезным?». Пересекающая транзакция прекращает взаимодействие. После него люди стремятся отдалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора. На рис. 4 представлены пересекающиеся транзакции, которые вызывают наибольшие трудности в общении. Семейная жизнь, работа, дружба, любовь — пересекающиеся транзакции присутствуют везде. Человек, который начинает транзакцию из Взрослого к Взрослому, ожидая взаимопонимания и конструктивного партнерства, не получает вдруг ожидаемого ответа, чувствует себя обиженным, непонятым, оскорбленным. Например, на стимул, подразумевающий Взрослое взаимодействие: «Давай определим планы на сегодняшний день», человек получает эмоциональный ответ в первом варианте: «Ты, как моя мать, вечно требуешь от меня большего, чем я могу!». Во втором: «Какие планы, посмотри на себя! Реши свои проблемы сначала, а потом уж поговорим!»

Пересекающиеся транзакции - student2.ru

Тип № 1

Пересекающиеся транзакции - student2.ru

Тип № 2

Рис. 4. Типы пересекающихся транзакций

Пересекающиеся транзакции ярко представлены в психотерапевтических отношениях терапевт — клиент. Первый тип пересекающихся транзакций в классическом психоанализе называется трансферным (рис. 5). Это взаимоотношения, в которых пациент в целях повторного переживания родительско-детских отношений проецирует на терапевта свое собственное Родительское эго-состояние. Оно проецируется как бы на экран, с помощью которого пациент закрывается от терапевта — реального человека, находящегося «здесь и теперь». Пациент общается с образами из своего детского прошлого, разыгрывая целые драмы театра теней, где озвучиваются внутренние диалоги между эго-состояниями Родитель и Ребенок пациента.

Пересекающиеся транзакции - student2.ru

Рис. 5. Пересекающиеся транзакции трансферных отношений (Карло Моисо, 1985)

Для терапевта трансферные взаимоотношения — подарок и испытание одновременно. Подарок потому, что дают реальный материал для работы со сценариями пациента. Ведь «трансферная драма» (Э. Берн, 1961) является адаптацией сценария к реальности. Испытание — потому, что для достижения изменений и стабилизации Взрослого эго-состояния пациента часто необходимо проанализировать и разрешить трансферные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Такое разрешение приводит к осознанию обоими мотиваций к тем или иным действиям, к управлению фрустрацией, к развитию способности выбирать оптимальный для себя вариант взаимоотношений, отойти от старых клише.

Трансферные отношения могут быть негативными и позитивными. При негативном трансфере клиент, включаясь во взаимодействие (психологические игры, манипуляции) с терапевтом, пытается достичь таких же фрустраций, которые он получал от реальных родителей. Например, клиент своим поведением провоцирует терапевта на пинки или условные поглаживания. Получая «желаемые» пинки, клиент подкрепляет свою проблему и реализует очередной ход в своем сценарии.

При позитивном трансфере клиент ожидает от терапевта таких разрешений и поглаживаний, которые он не получал от своего реального окружения.

Итак, терапевтический процесс требует от терапевта постоянного анализа транзакций и функционального анализа эго-состояний. Часто клиент эмоционально и поведенчески реагирует скорее на собственные проекции, чем на реальное поведение терапевта. В таком случае терапевтическая стратегия будет строиться на разрешении конфликта между Родительским и Детским эго-состояниями клиента. В своей практике мы активно используем гештальт-техники для работы с внутренними диалогами эго-состояний клиента.

Перейдем к пересекающимся транзакциям второго типа (рис. 4). Они демонстрируют контртрансферные взаимоотношения между терапевтом и клиентом. Контртрансфер — психологическая реакция терапевта, основанная на активизации его инфантильного опыта. В классическом транзактном анализе существует такое понятие, как «резиновая лента». Это сходство между стрессовой ситуацией «здесь и сейчас» и болезненной ситуацией из детства человека, которая обычно находится вне его осознания, и реагируя на которую, человек склонен входить в сценарий. Попадая на болевые точки в настоящем, «резиновые ленты» как бы молниеносно переносят человека в детство. Процесс контртрансфера состоит в активизации «резиновой ленты» у терапевта на стимул, идущий от клиента.

Контртрансфер может быть позитивным и негативным. При позитивном происходит внутренний неосознаваемый процесс, который дает энергию для понимания пациента и преодоления сопротивления. Терапевт может эмпатически чувствовать состояние клиента и идентифицироваться с любым эго-состоянием клиента. Например, переживать печаль — идентификация Ребенок-Ребенок. Негативный, наоборот, вызывает феномен сопротивления. Терапевт может идентифицироваться с объектом, который проецирует клиент, например, с «экранным Родителем» (рис. 4) и испытывать раздражение по поводу жалоб клиента. Здесь имеет место дополняющая идентификация, терапевт активизировал своего Родителя против Ребенка клиента (рис. 4, тип 2).

Явление контртрансфера, естественно, существенно затрудняет работу терапевта. Подчас терапевт не осознает его наличия и влияния на терапевтический процесс, ощущая лишь раздражение, напряжение или смущение при взаимодействии с клиентом. Это приводит к тому, что, стремясь выполнить свою работу как можно лучше, терапевт пытается подавить свои реакции на контртрансферный материал, действуя «как если бы» его не было и играть неаутентичную роль сильного и совершенного Спасителя либо слабой и безответственной Жертвы (активизируя при этом контрпредписания собственного сценария). Чтобы избежать подобных ситуаций, целесообразно придерживаться хорошего правила: не начинать активных терапевтических действий (например, интервенций) до тех пор, пока не будет выявлен и проанализирован контртрансфер. Наиболее эффективными подходами при этом являются супервизия и самоанализ.

Скрытые транзакции

Наиболее сложными по своей структуре являются скрытые транзакции, когда истинное, — часто манипулятивное или социально осуждаемое сообщение или побуждение, скрывается, маскируется другим сообщением, внешне абсолютно невинным и социально приемлемым. Это еще один, третий вид транзакций.

Например: Продавец говорит клиенту: «Этот товар великолепен, но он дорогой и Вам не по карману». Послание направлено как Взрослому, так и Ребенку. Из Взрослого клиент может ответить: «Вы правы». В то время как Ребенок может ответить: «Я беру его! И это мой ответ этому нахальному продавцу!».

Еще один вид скрытых транзакций. Реакция на чужие несчастья улыбкой или смехом. Например, учитель насмехается над «глупостью» ученика; мать смеется над упавшим ребенком; жена умиляется закодированному мужу-алкоголику, который напился: «Тебе же будет хуже, пропащий ты человек».

Извиняющийся или саркастический смех над собственными оплошностями и болью называется «висельной транзакцией», или «смехом висельника» (Клод Стейнер). Смех не соответствует смыслу слов и является приглашением для слушателя присоединиться к этому смеху и, таким образом, подкрепить сценарное верование говорящего. Например, человек, который, смеясь, заканчивает рассказ о своей ошибке такими словами: «Это так похоже на меня, я ведь всегда все делаю неправильно…», приглашает слушателей позабавиться и тем самым подтвердить свое сценарное верование «я не могу думать». Термин обязан своим происхождением разбойнику, который шел на казнь, улыбаясь своей злой судьбе и при этом бормоча про себя: «Ну вот, маманя, ты всегда говорила, что я кончу жизнь на виселице, так на тебе, получай» (Словарь ТА, 2000).

Транзакции со скрытыми мотивами широко распространены среди людей с позицией неблагополучия. Они подменяют открытые взаимоотношения манипулятивными и позволяют избегать искренности и открытости.

Транзакция — единица социального взаимодействия. Любое взаимодействие, каждая транзакция несет в себе поглаживание или пинок. Мы постоянно стремимся к взаимодействиям, так как общение, признание — источники поглаживаний, которые нам физиологически необходимы. И как бы нам ни было страшно, каким бы ни казалось опасным — мы рискуем, потому что одиночества и отверженности мы боимся еще больше. Кто преодолел страх и обрел свободу — счастлив и благополучен. Кто еще не готов рисковать — играет в игры и собирает пинки.

Глава 5

Психологические игры

Игры большого города

Мы выходим из дома. Недалеко от нашего парадного продают сувениры. Цена на одни и те же изделия зависит от того, кто интересуется покупкой: иностранец из дальнего зарубежья, житель СНГ, соотечественник или москвич. У расторопных продавцов много игр. Остановимся на одной. Вам приглянулась чудесная маленькая шкатулка с изящной миниатюрой на крышке. Вы с удовлетворением узнаете, что и цена, по сравнению с другими подобными вещицами, вполне приемлема. Вы решаете купить. Продавец заворачивает вам вашу покупку. В это время второй продавец, не умолкая и старательно фиксируя на себе все ваше внимание, предлагает вам другие товары. Он беззастенчиво фантазирует об их свойствах и происхождении. Вы уходите с покупкой, еще долго вспоминая и обдумывая то, что говорил вам второй продавец. И… когда вы разворачиваете свою покупку… Вместо изумительной деревянной шкатулочки с лаковой миниатюрой, у вас шкатулка из картона с наклеенной цветной открыткой. У вас отсутствует чек или иной документ, удостоверяющий ваши права потребителя. Остается только горько сетовать, а лучше — громко рассмеяться… Вы вновь стали жертвами игры.

Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадного, под памятной доской Анатолию Рыбакову — автору «Детей Арбата», «Страха», «Кортика» рядом с магазином «Овощи, фрукты» продают и овощи и фрукты. И в самом магазине продают овощи и фрукты. Только в магазине цены выше. Конечно, эти женщины заняты неразрешенной торговлей, и милиция иногда ими интересуется. Тогда часть из них убегает, а другие лишь чуть-чуть отходят в сторону и спокойно пережидают. Вы спрашиваете: «Откуда фрукты?» Вам отвечает чернявая женщина: «Молдавские, свежие, сладкие, красивые, дешевые». И все вы это сами видите. Да и сама приветливая и опрятная женщина похожа на молдаванку. И вы говорите: «Свешайте мне три килограмма». Она начинает взвешивать и вдруг вскрикивает: «Милиция, побежали». Подхватив свои фрукты, она спешно удаляется в полутемную подворотню. Вы бежите рядом с ней. И там, в полумраке она взвешивает вам три килограмма фруктов. Даже не задавая традиционного для московских рынков вопроса: «Вам завесить или вы на своих весах взвесите?» В хорошем настроении вы приходите домой. С гордостью отдаете свою покупку жене. И вдруг слышите ее слова: «И для чего же покупать такие плохие яблоки? А, кстати, сколько здесь?» В каждой московской семье есть весы. Многие ходят с ними на рынок, чтобы контролировать вес своих покупок. И вскоре оказывается, что яблок вовсе не три килограмма, а значительно меньше… Вы вновь стали жертвой игры. Перед тем, как перейти к следующему примеру, важно дать два пояснения, имеющие отношение к играм.

При покупках на рынках Москвы продавцы задают вопрос: «Вам взвесить или вы на своих весах взвесите?» Чаще всего у такого продавца двое весов типа безмен. Одни точные, другие подкрученные. И в зависимости от того, будете ли вы перевешивать, в ход идут те или иные весы. Теперь о продавщице фруктов. Она действительно молдаванка. Только из Молдавии уехала очень давно и круглый год продает в Москве фрукты. А когда она не торгует, то в шикарной шубе проходит мимо своих товарищей, продающих фрукты. Никогда не останавливаясь, она заходит в магазин «Овощи и фрукты» и делает покупки там.

Я выхожу из дома. Недалеко от моего парадного находится пункт обмена валюты. Как только курс рубля начинает колебаться, возле обменного пункта выстраивается очередь. И сразу появляются люди, предлагающие разные услуги. Кто-то из них предлагает просто обменять без очереди, кто-то даже по более выгодному курсу. И в результате нескольких несложных манипуляций в ваших руках вместо денег может оказаться то, что называется «куклой». То есть бумага, сверху «обернутая» в деньги. Или вы можете лишиться денег и быть сильно напуганными возможностью возбуждения уголовного дела, когда в вашем незаконном обмене денег в качестве нежданного участника появляется фигура в форме милиционера и сообщает вам о предстоящем уголовном преследовании. Милиционер задерживает человека, пытавшегося поменять вам деньги. Вы, расставшись с некоторой суммой, спешно покидаете опасное место. И когда на другой день проходите мимо, с удивлением обнаруживаете, что ваш «меняла» преспокойно выискивает новую жертву, а человек в милицейской форме маячит совсем рядом… вы вновь стали жертвой игры.

Я выхожу из дома. И направляюсь в метро. Рядом с метро место всегда оживленное. Слышу: «Мужчина, можно вас. Интересная игра, бросьте…» Вы не останавливаясь идете дальше. И только слышите вдогонку «Я за вас бросил, получите выигрыш…» Если вы остановитесь, чтобы получить выигрыш, вас окружит группа игроков, и вы точно проиграете в одном из многих вариантов игр, получивших название «лохотрон». То есть игре, рассчитанной на простаков.

Или к вам подходит милая девушка и сообщает, что проводится лотерея туристических путевок или социологический опрос об отдыхе. И она хотела бы задать вам несколько вопросов. Отвечая на вопросы, вы сообщаете свои данные. Вскоре вам звонят и торжественно сообщают, что именно вы выиграли «апартаменты в экзотической стране» и вам обязательно необходимо быть на презентации и явиться обязательно с супругой. На презентации выясняется, что выигравших «апартаменты» очень много. И этот выигрыш нельзя получить деньгами или каким-то другим путем. А нужно обязательно ехать в эту экзотическую страну и там получить свой приз. И если вы это сделаете, то обнаружите, что вы заплатили за путевку слишком дорого, переплатили за визу, авиабилеты. Что вы оказались далеко не в лучшем пансионате и далеко не в самое удобное время. И когда вы все осознаете и посчитаете, то с неприятным чувством поймете… вы вновь стали жертвой игры.

Или к вам подходит скромный мужчина и сообщает, что в метро авария. И вам лучше ехать на такси, и цены низкие. Это так называемый подсадчик. Он приводит таксистам клиентов и зарабатывает как посредник. Подсадчиков особенно много в аэропортах и на вокзалах. Позвольте немного отвлечься. Описывая эту игру, я слышу звонок в дверь. Входит редкий гость, мой друг и коллега. Он живет в Сибири и только что прилетел в Москву. В аэропорту он сел в такси и поехал на железнодорожный вокзал. Водитель такси без умолку рассказывал московские истории. И как-то мимо ушей пропустил заявление пассажира о той сумме, которую он может заплатить. И когда пассажир все же настоял на том, чтобы сумма была определена, водитель сказал, что в Москве принята оплата по счетчику километров, и каждый километр стоит… и назвал сумму, большую, чем пассажир готов был заплатить за всю поездку. Пассажир к своему неудовольствию узнал, что должен будет заплатить сумму в 60 раз большую, чем он рассчитывал и о которой заявил в начале поездки. Дальше мы будем обсуждать антитезисы, которые представляют собой приемы внешнего освобождения, разрушения игры. Сейчас сообщим лишь о том, как человек, хорошо знающий игры, использовал антитезис.

Пассажир заявил, что он отказывается оплачивать поездку исходя из такого расчета и потребовал, чтобы таксист отвез его в аэропорт, где он обратится к диспетчеру такси. Таксист остановил машину на ближайшей автобусной остановке. Пассажир вышел. Остановил проходящую легковую машину и сразу, внятно условившись о приемлемой цене, благополучно добрался до вокзала.

Вернемся к метро. К вам подходят цыгане с разнообразными предложениями. Стоит принять любое из их предложений и… вы вновь станете жертвой игры. Где они, кстати, часто используют состояния измененного сознания, так называемый цыганский гипноз. А нищие… Нищенство в нашей стране настолько распространено, что мы обычно не замечаем, что часто это игра. Сообщим об этом подробнее немного позже.

Я выхожу из дома и захожу в метро. Я очень спешу и быстро помещаю свой многоразовый билет для поездок в компостер. В это время происходит короткое замыкание и все билеты в компостерах блокируются. Ими теперь нельзя пользоваться. Дежурный говорит: «Пройдите в кассу метро». Кассир вас просит подождать, пока освободится старший кассир. Дождавшись старшего кассира, вы узнаете, что вам следует ехать до станции «Проспект Мира», там выйти на поверхность, найти здание управления метрополитена. В этом большом офисе найти сотрудника, который изучив ваш проездной билет, разблокирует его. Предположим, что вы отложили свои дела, купили билет на одну поездку и поехали в управление метрополитеном. Там вы, скорее всего, обнаружите очередь из нескольких сотен пассажиров метрополитена и одного сотрудника, вдумчиво и подробно разбирающегося с каждым заблокированным проездным билетом. Когда вы все-таки выстоите очередь, у вас могут попросить удостоверение личности. Если у вас его не окажется, учтивый сотрудник предложит прийти в другой раз с удостоверением. Может быть, лучше сразу после того, как ваш билет блокирован компостером, осознать, что… вы вновь стали жертвой игры. Принципиальное отличие этой игры состоит в том, что против вас играет могущественная государственная структура, а не отдельные, пусть даже особо предприимчивые, граждане.

Я выхожу из дома и осознаю, что игр, в которые меня вовлекают, становится все больше. А может быть, я просто их все лучше и лучше вижу, осознаю и избегаю. Как тяжело тем, кто приезжает в Москву из других городов. Именно они часто становятся жертвами игр. А вот москвичи часто приобретают иммунитет ко многим играм вовсе не за счет их распознавания, а за счет формирования множества личностных защит. Они формируются чаще бессознательно и исходят из интуитивной оценки опасной ситуации. Иногда на основании негативного опыта в одной ситуации, экстраполируясь в последующем на многие аналогичные. Конечно, такие защиты помогают адаптироваться в огромном мегаполисе. Только они еще и препятствуют усвоению новой информации, снижая открытость и восприимчивость человека. Я уж не говорю о многих профессиональных качествах специалистов, работающих с людьми. Впрочем, вернемся к играм.

Значение игр

Все люди, за некоторым незначительным исключением, играют в игры. Игры позволяют занять, заполнить или, как принято говорить в теории транзактного анализа, структурировать время. Игры будоражат чувства и наполняют жизнь переживаниями, давая энергию для свершений или для удерживания себя от деятельности.

Игры позволяют человеку без существенных усилий поддерживать свой образ, а также образы других людей, сохранять их такими, какие для него выгодны.

Заполняя жизнь человека, игры постепенно начинают определять ее качество и стиль и могут превращаться в судьбу. При этом происходит обеднение жизни человека. Ведь люди, судьбу которых определяют игры, не могут быть удачниками, победителями.

С момента рождения каждый человек становится участником игр в своей семье, а позже, подрастая, и в обществе. Каждое эго-состояние человека испытывает свои неудачи и получает свое вознаграждение в играх. Играя из Родительского состояния, мы повторяем игры наших родительских фигур. Играя из Детского состояния, мы вновь и вновь повторяем неуспешность и иллюзии первых лет своей жизни. Такие игры обычно содержатся в ближайшем бессознательном, а когда осознаются, — то разрушаются. Правда, часто возникают вновь и повторяются. Игры, разыгрываемые из Взрослого состояния, рассчитаны и осознаваемы. Взрослые игры, разыгрываемые продавцами, финансовыми пирамидами, чиновниками — то есть те, которые сознательно рассчитаны на получение наживы. Это игры профессионалов с дилетантами. Причем со стороны профессионалов они осознаваемы, тогда как со стороны дилетантов — бессознательны.

Каждое действие игры сопровождается поглаживаниями. В начале игры поглаживаний больше, пинков меньше. Чем дальше, тем интенсивнее поглаживания. И в конце игры — самые сильные поглаживания и самые сильные пинки.

Игры могут включать в себя момент переключения, когда игроки испытывают чувство будто что-то произошло или скоро произойдет. Одни воспринимают это чувство как непредвиденное и весьма неприятное. Другие ощущают скорую развязку и выигрыш. Впрочем, такое чувство может длиться лишь несколько мгновений, затем уходит и забывается.

Итак, игры — это:

• структурирование времени и, в конце концов, судьбы;

• укрепление старых решений;

• стимуляция чувств, эмоций и энергии;

• репетиция будущих сцен;

• отчаяние при отказе партнера играть: «А что же теперь делать?»

Определение игр

Существует несколько определений игр.

Так, под играми понимается продолжительный ряд действий с определенной скрытой целью, движущихся к определенному, предсказуемому исходу. В таком общем определении суть игр остается непонятной.

Вот еще одно определение. Последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд, очевидных, но со скрытой мотивацией, называется игрой. Это определение хорошо дополняет представление об играх.

Есть совсем простое и короткое определение, где играми называется ряд движений с ловушкой. Здесь внимание акцентируется на ловушке.

А вот и более подробное определение, содержащее формулу игры. Игрой называются взаимодействия, содержащие слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие в них сопровождается определенными чувствами. Более того, ради получения чувств часто и совершаются действия игры.

Приведем еще одно определение, предложенное И. А. Чегловой. Игра — это цикл манипулятивных взаимодействий, неосознанно направляемых человеком на переживание привычных эмоций и ощущений с целью подтверждения ранее избранной жизненной позиции (фиксированной эмоциональной установки) и организации своей судьбы.

Результат игрового поведения — это предлог для искомых переживаний («купоны», дающие право на них — термин Э. Берна), что прямо противоположно тому, что наблюдается при деятельности, сознательно предпринимаемой для удовлетворения конкретных биологических, социальных или духовных потребностей человека. Ведь чувства в случае деятельности — это критерий оценки получаемого результата, а не самоцель.

Антитезисы

Для понимания игры важно и даже обязательно раскрыть ее антитезис, который представляет собой внешнее освобождение от игры, отключение сценарного поведения или сценарной стратегии посредством внешнего воздействия. Оно необходимо в случае, если человек осознает бесперспективность игры, но не имеет внутренних ресурсов для того, чтобы выполнить свое собственное решение о ее прекращении. В каждой игре возможно внешнее освобождение. Или даже несколько освобождений.

Изучив большое количество игр, мы задались вопросом о том, существует ли универсальное освобождение от игр. Мы считаем, что таким общим, а, может быть, и всеобщим внешним освобождением является отсутствие лжи. Осознание истинных мотивов своего поведения и отказ от ложных взаимодействий делают игры невозможными. Впрочем, не всякая ложь — игра, хотя всякая игра содержит ложь.

Можно привести еще два общих антитезиса для игр, — это контрактные отношения и обращение к профессионалам.

Контракт — это договор с самим собой, другим лицом или организацией о деятельности для достижения определенных, оговоренных целей: Умение заключать контракты, до конца их выполнять, изменять, когда это необходимо, приводит человека к желаемым результатам.

Важными характеристиками контракта являются четкость целей и обязательств, ясность и краткость. В таких контрактах исключаются возможные игры.

Контракт в психотерапии обязательно включает в себя четыре части:

1. Цель, сформулированную ясно, простым языком.

2. Решение предпринять что-либо, связанное с определенной целью.

3. Возможности и технологии выполнения задач, определенные целью.

4. Санкции при невыполнении задач, не достижении цели.

Одна из важнейших характеристик успешного, результативного человека — умение заключать контракты, формулировать их так, чтобы избежать игр. Также чрезвычайно важно уметь изменять контракты, когда это необходимо, и доводить дело до конца.

Желание обратиться к профессионалам в сложных ситуациях вполне естественно и обычно для западного человека. И достаточно новое и редко встречающееся для нас. Мы слишком долго жили в стране, где профессионализм ценился низко, более того — разрушался. Неквалифицированный труд часто оплачивался выше, детей интеллигенции ограничивали в праве получения высшего образования, и так далее. Поэтому сегодня пока сплошь и рядом мы, будучи дилетантами, любителями вступаем в игровые отношения с профессионалами. И, конечно, проигрываем. Ведь против профессионалов должны играть профессионалы. Поэтому обратиться к профессионалам — это третий всеобщий антитезис в психологических играх.

Итак, использовав антитезис, мы можем разрушить игры. Применив договорные отношения, можем не допускать. А обратившись к профессионалам — можем выиграть.

Впрочем, иногда возникают такие ситуации, что, распознав игру, лучше довести ее до конца к обоюдному удовлетворению сторон.

В иных случаях, человеку, который почувствовал себя втянутым в игру, ничего не остается, как начать встречную игру и выиграть в ней. Эта увлекательная, заманчивая и рискованная стратегия поведения может показаться очень интересной, и даже особенно соблазнительной. И более того, весьма результативной.

Вместе с тем, игровое поведение, как правило, все же не является оптимальным. Самыми результативными формами взаимодействия представляются операции и близость. Операции эффективны при простых взаимодействиях. Близость — при любых. Операции и близость мы уже рассмотрели ранее.

Итак, особенности игр состоят в следующем:

• игры постоянно повторяются;

• в большинстве случаев игры проигрываются вне Взрослого сознания;

• во время игры и при ее завершении испытываются чувства, знакомые с самого детства;

• игры включают в себя обмен скрытыми взаимодействиями;

• игры всегда содержат в себе ложь;

• игры укрепляют старые решения и позволяют репетировать будущие сцены.

Степени игр

Выделяются три степени игр.

Игры первой степени приняты в обществе, не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям.

Игры второй степени скрываются, не приветствуются обществом, приводят к ущербу, который, однако, нельзя назвать непоправимым.

Игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. И еще, как нам удалось установить, выигрыш почти всегда значительно меньше, чем проигрыш.

Игры зачастую разыгрываются двумя игроками. В некоторых играх значительно больше двух ролей. Каждый игрок может исполнять несколько ролей. Иногда игрок разыгрывает игру с организацией. Значительный интерес представляют игры, разыгрываемые человеком с самим собой. Мы еще остановимся на них.

Классы игр

Игры первого класса

В определении игр мы уже назвали формулу игры. Игра может состоять из огромного многообразия действий. Только шесть из них являются и обязательными и необходимыми. Приведем их на схеме (рис. 6).

Пересекающиеся транзакции - student2.ru

Рис. 6. Схема игры первого класса

Эту формулу для наглядности, большей доступности понимания и простоты запоминания мы называем мышеловкой.

Итак, в доме завелась мышка. Она доставляет много хлопот и неприятностей хозяйке. Хозяйка покупает мышеловку. Она знает, что мышка любит сыр, и кладет сыр в мышеловку. Мышка, улавливая запах сыра, приближается и хватает вожделенный кусочек. Мышеловка срабатывает, мышка погибает. Хозяйка получает удовлетворение, избавившись от мышки. Ходы игры здесь следующие. Мышка — участник 1. Хозяйка — участник 2. Слабость мышки состоит в том, что она любит сыр. Хозяйка на данную слабость ставит ловушку, заряжая сыром мышеловку. Мышка отвечает, дергая свой обожаемый сыр. Мышеловка захлопывается. Мышка расплачивается жизнью. Хозяйка получает вознаграждение, навсегда избавившись от мышки. Внешнее освобождение или антитезис для игры сформулирован известной пословицей — бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Жаль, что мышки эту пословицу не знают.

Данный класс игр мы назвали первым, или играми с мышеловкой. Важно обратить внимание, что в выдающейся работе основоположника анализа Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений» описан именно этот класс игр. А в каталоге приводится 36 игр, подразделяемые на 7 групп. Перечислим эти группы: бытовые, супружеские, общественные, сексуальные, преступного мира, в приемной врача и хорошие игры. Выше мы описали игры городских улиц. Позже мы добавим еще шесть групп: игры маленьких детей, игры финансовых пирамид, семейные игры, административные игры, игры нищих, игры с самим собой. А в группу Игры в приемной врача — еще и суицидные игры.

Во многих играх в качестве выигрыша или приманки фигурируют деньги. В данном издании мы остановимся на описании только одной такой игры. В дальнейшем мы планируем создать постоянно дополняемый, максимально полный каталог психологических игр России и всего постсоветского пространства. И призываем тех, кто знает еще не описанные игры, присылать их описания. С нашей стороны мы даем гарантию, что публиковаться игры будут с указанием авторства того, кто сообщит нам об игре. Теперь вернемся к описанию игры.

Главному врачу большой городской больницы позвонил один из наиболее известных в городе бизнесменов и сообщил, что он плохо себя чувствует и хотел бы обследоваться и пройти курс лечения в больнице. Он сказал, что, конечно же, осведомлен, что в городе имеется больница для привилегированных пациентов. Для него не важно, что там высокие цены за обследование и лечение. Что можно лечиться в столичных клиниках или за рубежом. А он просто хотел бы воспользоваться услугами данной большой городской больницы, зная уровень ее возможностей. Главный врач был явно польщен.

И вскоре известного бизнесмена как национального героя встречала вся администрация больницы. Бизнесмен осмотрел скромный вестибюль больницы и многозначительно произнес: «Да… нужно поправить». Администрация и коллектив больницы постарались создать ему все возможные удобства. Он был обследован и получал самое лучшее лечение. И все это за счет государства и самоотверженности сотрудников. Конечно, он обещал материально помочь больнице. А некоторым сотрудникам отдельно — трудоустроить их на более оплачиваемые места. И вот он выписывается из стационара. Он получил все согласно добровольно взятых администрацией больницы и сотрудниками обязательств. Он обещает вскоре приехать в больницу для деловой встречи. И действительно вскоре приезжает, привозит с собой две бутылки шампанского и коробку конфет. Говорит слова благодарности и восхищения бескорыстным трудом администрации и сотрудников больницы и уезжает. Важно отметить, что последующие попытки встретиться с ним администрации больницы и сотрудников оказываются тщетными. И еще: и шампанское, и конфеты, которыми бизнесмен благодарил сотрудников больницы, производятся на его предприятиях.

В анализе этой игры можно отметить, что администрация больницы и ее сотрудники являются участниками игры № 1. Бизнесмен — № 2. Слабость участников игры № 1 состоит в отсутствии опыта взаимодействия с богатыми людьми такого уровня и в надежде на то, что найдется благодетель, который чудесным образом исправит их бедственное материальное положение. Ловушка состоит в том, что человек, известный как очень богатый, обещает им это. В ответ они делают для него значительно больше, чем обязаны, задействовав государственные и личные ресурсы. Удар обрушивается, когда выясняется, что бизнесмен вовсе не намерен оказывать учреждению и им лично какую-либо помощь и поддержку. Их расплата состоит в том, что они осознают бесполезность произведенных затрат. Его вознаграждение состоит в том, что удалось провернуть пусть небольшое, но выгодное дельце, бесплатно обследоваться и лечиться.

В этой игре может быть несколько антитезисов, один из них состоит в том, чтобы сразу осуществлять взаимно выгодное взаимодействие. А не ограничиваться собственными иллюзиями и удовлетворяться туманными обещаниями со стороны бизнесмена. Впрочем, далеко не все игры построены так просто. Перейдем к играм второго класса.

Игры второго класса

Если игры первого класса мы назвали «мышеловкой», то игры второго класса отличаются от первого сменой ролей или наличием переключения. Их формула описана Э. Берном как: «Крючок + Клев = Реакция — Переключение — Смущение — Расплата».

А сама игра определяется автором как серия скрытых транзакций с клевом, которая обычно ведет к хорошо скрытой, однако четко определенной расплате. А вот еще одно определение (В. Джоинс): «игра — это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который: находится вне сознания Взрослого; явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения и приводит к тому, что участники испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнера».

В играх этого класса всегда присутствует удивление происходящим и смущение по поводу происходящего. В формуле это соответствует четвертому действию, переключению, когда игроки меняются ролями и смущение испытывается именно по этому поводу.

Для лучшего понимания и запоминания мы используем такую историю. Человек пошел на рыбалку. Он насадил червячка, забросил удочку и стал мирно ждать клева. И вдруг леску очень сильно потянуло. Рыбак попытался вытянуть предполагаемую рыбу. Из воды с леской, торчащей из пасти, вылез большой крокодил, который начал преследовать рыбака. В отличие от первого класса игр, данные игры мы называем ловлей крокодила на удочку. При переключении оба участника отдают и получают интенсивные пинки. Вот именно в этот момент происходит осознание, что на крючке не рыбка, а крокодил. И кто кого поймал!? Это даже уже не вопрос. Просто вы попались.

Анализировать игры второго класса удобно, используя драматический треугольник С. Карпмана (рис. 17). В играх люди проигрывают одну из трех ролей: Жертва, Спаситель, Преследователь. Жертва признает свое неблагополучие, игнорирует свою способность самой решать свои проблемы и ищет помощи. Получая помощь от Спасителя, она подтверждает свое неблагополучие и беспомощность. Когда же жертва находит Преследователя, он унижает ее или ставит на место. Спаситель считает себя благополучным и, исходя из своего более высокого положения, игнорирует возможности других людей, считая их неблагополучными. Преследователь, считая себя благополучным, нуждается в том, чтобы вокруг были неблагополучные люди. Он игнорирует их способности и возможности.

Наши рекомендации