Направленность личности (практическое занятие)

1. В каком из следующих отношений находятся пары понятий.

А, Б

Б
А

А

Б

Б
А

А
Б

I II III IV V

а) А) потребность – Б) мотив;

б) А) личность – Б) мотивационная сфера;

в) А) мотив – Б) направленность;

г) А) желание – Б) интерес;

д) А) психика – Б) мотивационная сфера;

е) А) потребность в еде – Б) потребность в любви;

ж) А) потребность в принадлежности – Б) потребность в любви.

2. Какая связь психических явлений показана в приведенном ниже отрывке? Ответ обоснуйте.

Как молодой повеса ждет свиданья

С какой-нибудь развратницей лукавой

Иль дуррой, им обманутой, так я

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам…

Я каждый раз, когда хочу сундук

Мой отпереть, впадаю в жар и трепет…

(Отпирает сундук.)

Вот мое блаженство!

А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

3. Прочитайте отрывок из «Письма незнакомки» С. Цвейга, в котором ярко представлен феномен личностного смысла. Попытайтесь сформулировать, в чем суть личностного смысла. Какие условия необходимы для его формирования?

Все существовало лишь постольку, поскольку имело отношение к тебе, все в моей жизни лишь в том случае приобретало смысл, если было связано с тобой. Ты изменил всю мою жизнь. До тех пор равнодушная и посредственная ученица, я неожиданно стала первой в классе; я читала сотни книг, читала до глубокой ночи, потому что знала, что ты любишь книги; к удивлению матери, я вдруг начала с неистовым усердием упражняться в игре на рояле, так как предполагала, что ты любишь музыку. Я чистила и чинила свои платья, чтобы не попасться тебе на глаза неряшливо одетой… А во время твоих отлучек… моя жизнь на долгие недели замирала и теряла всякий смысл.

4. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

а) Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ : ФРАГМЕНТАРНОСТЬ

Мотивационная сфера : … (потребность, мотив, гибкость, опредмечивание потребности).

б) Образец: ПЕРЦЕПЦИЯ : ВОСПРИЯТИЕ

Потребность : … (причина, мотив, гибкость, нужда).

в) Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ОЩУЩЕНИЯ

Мотив : … (потребность, направленность, широта, личностный смысл).

Вопросы для подготовки к экзамену.

1. Психология как наука. Предмет психологии. Классификация психологических явлений.

2. История психологии: характеристика этапов становления психологии как самостоятельной науки.

3. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов.

4. Происхождение психики человека. Раздражимость. Чувствительность и ощущения. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения.

5. Физиологические основы психики человека. Строение нервной системы человека. Строение головного мозга. Рефлекторная дуга.

6. Понятие анализатора. Общий план строения анализатора. Виды анализаторов.

7. Понятие сознания. Основные характеристики сознания.

8. Неосознаваемые психические процессы.

9. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Роль труда в формировании и развитии сознания человека. Концепция А. Н. Леонтьева.

10. Психологическая теория деятельности. Понятие деятельности. Цель деятельности. Специфика деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).

11. Основные понятия психологической теории деятельности. Структура деятельности. Основные принципы психологической теории деятельности.

12. Ощущение. Виды ощущений. Свойства ощущений.

13. Восприятие. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные свойства восприятия. Основные классификации восприятия.

14. Представление. Типы представлений. Основные характеристики представлений. Основные классификации представлений.

15. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

16. Классификация отдельных видов памяти. Понятие о мнемической деятельности.

17. Воображение как процесс преобразования представлений. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.

18. Классификации воображения. Основные этапы формирования воображаемых образов (анализ, абстрагирование, синтез). Механизмы формирования образов (агглютинация, схематизация, акцентировка).

19. Внимание как психический процесс. Основные характеристики внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.

20. Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Методы их исследования. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.

21. Основные характеристики мышления. Классификация мышления. Особенности основных типов мышления – понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.

22. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Основные виды умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

23. Речь и язык. Лексический, грамматический и фонематический состав языка. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

24. Основные виды речи. Функции речи. Развитие речи у ребенка.

25. Воля. Характеристика волевых действий. Компоненты волевых действий.

26. Основные психологические теории воли.

27. Структура волевого действия.

28. Волевые качества человека и их развитие.

29. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций. Амбивалентность эмоций.

30. Высшие чувства: эстетические, нравственные, интеллектуальные.

31. Психологические теории эмоций: Джемса-Ланге, Кеннона-Барда, С. Шехтера и др.

32. Развитие эмоций и их значение в жизни человека.

33. Определение и содержание понятия «личность». Индивид. Субъект деятельности. Индивидуальность. Структура личности.

34. Классификация концепций личности. Проблема взаимодействия биологического, социального и психического. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.

35. Психологические теории личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная.

36. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Понятие о потребности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

37. Способности. Классификация способностей. Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип.

38. Темперамент как свойство личности. Основные типы темперамента. Соотношение темперамента с другими свойствами личности. Свойства нервной системы как основа темперамента.

39. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Классификация черт характера.

40. Факторы психического развития личности (наследственность, среда, активность). Закономерности психического развития (неравномерность, неустойчивость, сенситивность, кумулятивность, дивергетность). Сферы психического развития личности.

41. Характеристика механизма психического развития по Л. С. Выготскому.

42. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.

43. Проблема развития личности в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

44. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

45. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л. С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития».

46. Понятия «психическое состояние» и «функциональное состояние»: характеристика понятий. Структура функциональных состояний: энергетический, сенсорный, информационный, эффекторный, активационный компоненты.

47. Классификация функциональных состояний: утомление, сон, релаксация, состояние работоспособности. Характеристика понятий.

48. Психологический стресс. Основные причины стресса. Способы преодоления.

49. Психологические приемы управления функциональными состояниями: аутотренинг, саморегуляция, релаксация, функциональная музыка и цветомузыка.

50. Современное представление о социально-психологической адаптации личности. Личностный адаптационный потенциал.

Наши рекомендации