Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам:

1) к взаимному непониманию между психологами-профконсультантами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных) ;

2) непониманию между профконсультантом и его клиентами (например, когда родители и сами школьники ожидают от психолога одного, а получают совсем иную помощь);

3) непониманию между коллегами-психологами (что выражается во взаимных упреках и обвинениях в "непрофессионализме");

4) неадекватной самооценке профконсультантом своего труда.

К этому можно добавить, что само развитие теории и

практики профессионального самоопределения напрямую

связано с осознанием целей, задач и возможных результаов профконсультационной помощи.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения:

1. Компактность, удобство при практическом использовании.

2. Возможность оценивать профессиональное самоопределение во всей целостности (с выделением самого существенного).

3. Сочетание количественных и качественных методов оценки, затрагивающих не только внешние действия и поступки, но и внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопределяющегося человека.

4. "Понятность" критериев и показателей не только для профконсультанта, но и для самих подростков (для возможности самооценки успешности своих профессиональных выборов).

5. Прогностичность оценок, которая позволила бы не только оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некоторый достигнутый результат), но и рассматривать сам процесс профессионального самоопределения в его динамике и, таким образом, предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильности социально-экономической ситуации в стране) именно прогностичность профессионального самоопределения становится важнейшим условием ее эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психологии) остро стоит проблема соотношения количественных и качественных показателей эффективности. Сначала есть смысл кратко рассмотреть проблемы, связанные с количественными показателями'.

1. Примеры количественных показателей:

- количество отконсультированных за определенное время;

- удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько "охвачено" играми и т.п.);

- количество последовавших рекомендациям психолога;

- количество вообще выбравших профессию (самоопределившихся) от общего числа подростков класса;

- различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов).

2. В условиях того, что называется "российским рынком", на первый план выходят следующие количественные показатели:

- престижность (которую также можно оценить количественно, например, сколько процентов учеников оценивают данную профессию как "престижную");

- величина предполагаемого заработка (количество - в рублях или "баксах"); например, чем больше (в процентах) клиенты ориентируются на высокооплачиваемые профессии, чем, они увереннее в своих профессиональных способностях, тем "лучше" сработал профконсультант);

- просто "удовлетворенность" клиентов, готовых еще раз прийти к данному профконсультанту и "отблагодарить" его, что также можно просчитать в процентах (или в суммах "гонорарчиков" и подарков - это уже негласное приобретение "рыночного профконсультирования")...

Основная проблема качественных показателей эффективности в профконсулътацш - понимание того, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

Примеры качественных показателей:

- появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора профессии (или укрепление существовавших ценностных ориентации);

- формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы;

- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с профконсультантом)...

Естественно, важно сочетать количественные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вышестоящего начальства) требуется какое-то ("объективное") средство для оценки работы. К сожалению, использование только качественных показателей эффективности является слишком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовестной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и "выяснения отношений" считаются профессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности, но всякий ли коллектив психологов может считаться "полноценным"?

Другая проблема касается соотношения оперативных и долгосрочных показателей. Е. А. Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) "психофизиологическая цена" за такую успешность; 4) удовлетворенность человека совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отмечал, что "как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему"... Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, "профконсультация по сути своей устремлена в будущее", и "в ней обсуждается тощего еще нет"). Но при этом оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиентом) должен уже сейчас...

Традиционный, чисто "экономический" подход к эффективности профконсультирования не подходит. Как известно, в экономике важно при минимальных затратах достичь максимального результата. Но в профконсультации это выглядело бы как подбор наиболее "хорошего, престижного и денежного" места работы при явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пассивной позиции... На самом деле, лучшим показателем эффективности профконсультационной помощи должна стать активизация размышления и переживания самоопределяющегося подростка (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога "муки творчества" самоопределяющейся личности), то есть такая помощь, которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого клиента...

Примеры оперативных показателей эффективности:

1. Данные наблюдения (каждый параметр - по условной 5-балльной шкале):

- эмоциональная включенность;

- деловая включенность;

- общая удовлетворенность от занятия или профкон-сультации.

2. Методы организации "обратной связи":

- в конце занятия попросить учащихся оценить это занятие по 10-балльной шкале - по параметрам: интересность, полезность и собственная активность, а потом кратко обосновать свои оценки...;

- в конце курса попросить написать: что понравилось, что не понравилось и дать свои предложения по улучшению данной методики, занятия или всего курса...

3. Использование опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы - ЛПП, когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту ЛПП) в начале и в конце курса...

Наконец, можно обозначить и проблему соотношения формальных и реальных показателей эффективности. Реально профконсультанту приходится считаться с количественными показателями, принятыми в данной школе или психологическом центре (как уже отмечалось выше, вашему начальнику придется также отчитываться перед вышестоящими инстанциями с помощью количественных показателей - надо и начальнику помочь...). Кроме того, иногда приходится вести "двойную" отчетность: отдельно для начальства и проверяющих и отдельно - для самого себя, без самообмана, реально оценивать эффективность своего труда, вовремя корректировать его, а главное - постепенно подключать к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной работы и самого клиента... Формирование у консультируемого способности оценивать эффективность профконсультации также является своеобразным показателем качества оказываемой клиенту помощи.

4.5. Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и профконсультаций

Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Он должен:

1) понять цель данной работы – определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом центре);

2) выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы);

3) расписать все занятия по дням и часам;

4) разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем – к более конкретным);

5) составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория», – это важно для работы со школьниками);

6) разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории – практика, немного теории – практика);

7) подобрать разные методики – тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то – больше играть);

8) рассчитать все по времени;

9) на всякий случай подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое нечем заполнить);

10) составить небольшие конспекты для всего курса.

Кроме того, следует постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. Также мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», так как даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30% общего времени занятий. Не следует увлекаться сложным и обширным материалом – лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут понятными и значимыми для подростков, и именно эти вопросы обсуждать более подробно.

Сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически «нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и администраторов.

При подготовке и проведении конкретных занятий и профконсультаций следует:

1) определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций) и цель для себя (внутренняя цель);

2) подобрать методики и теоретический материал в соответствии с целью;

3) спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно:

– вначале как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);

– далее предложить что-то серьезное;

– ближе к концу – опять больше интриги;

4) необязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»);

5) сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствии с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должна быть выполнена);

6) подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть...);

7) подбирать только те методики, которыми психолог хорошо владеет, а также учитывать общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся;

8) помнить, что часто естественным продолжением группового занятия является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются.

Приемы поддержания дисциплины:

– высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);

– особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);

– введение необычных правил (например, «можно громко смеяться и даже ржать, но только стоя»);

– если дисциплина неудовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается материал» или предлагается какая-то письменная работа;

– использование вербальных и, главное, невербальных средств воздействия (естественно, если психолог ими владеет).

Советы по самостоятельному освоению сложных методик:

– сначала опробовать методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями); затем на близком человеке (прочувствовать всю процедуру); только после этого на подростках (сначала на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения);

– в начале использования сложной методики составить краткую «шпаргалочку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно в работе со школьниками).

В качестве примеров приведем некоторые программы профориентационных занятий со школьниками в дополнение к программам, разработанным Е.А. Климовым, С.Н. Чистяковой, В.Б. Борейшей (см. 6.6).

Г.В. Резапкина предлагает программу профессионального самоопределения подростков (см.: Резапкина Г.В., 2000), где выделяются следующие темы: 1) что я знаю о своих возможностях;

2) свойства нервной системы; темперамент; 3) особенности мышления; 4) память и внимание; 5) эмоциональное состояние и приемы саморегуляции; 6) что такое характер (тренинг для выработки навыков социально приемлемого поведения, проводимого в форме игры «Необитаемый остров»); 7) склонности и интересы в выборе профессии; 8) что я знаю о мире профессий; 9) ошибки в выборе профессии; 10) способности и профессиональная пригодность; 11) личный профессиональный план; 12) навыки самопрезентации.

О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева предлагают практический курс «Я выбираю профессию» (Махаева О.А., Григорьева Е.Е., 2002), включающий следующие занятия: 1. Давайте познакомимся! (беседа, знакомство с программой, упражнения). 2. «Кто я», или «Что я думаю о себе». 3. Мир профессий – дороги, которые мы выбираем. 4. На пути к профессиональной цели. 5. Гамма способностей. 6. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. 7. Мир профессий и твое место в нем. 8. Типичные ошибки при выборе профессии. 9. Стратегия выбора профессии. 10. Мои личные и профессиональные планы. 11. Перспективы твоего профессионального старта. 12. Итоговое занятие.

А.П. Чернявская предлагает программу формирования профессиональной зрелости (Чернявская А.П., 2001), где выделяются следующие темы: 1) психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения; 2) межличностное взаимодействие;

3) развитие умений по принятию решения; 4) эмоциональное отношение к выбору профессии; 5) умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей; 6) роль жизненных ценностей при выборе профессии; 7) умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии; 8) планирование профессионального пути; 9) применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии; 10) профессиональная зрелость.

Интересную программу профориентационной работы предлагает Л.М. Митина с сотрудниками (см.: Митина Л.М., 2002). В целом делается верный акцент не столько на развитие «знаний-умений-навыков», сколько на «личностные характеристики будущего работника». Предлагается тренинг-семинар, включающий: 1) краткий курс «В поисках своего призвания»; 2) практический курс «В поисках своего призвания»; 3) тренинг профессионального самоопределения. Ниже представлены названия тем по всем этим блокам.

Краткий курс «В поисках своего призвания»: 1. Профессиональное самоопределение – одна из главных возрастных задач подростков. 2. Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся. 3. Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения. 4. Стратегии успеха и препятствия, мешающие реализовать профессиональные замыслы человека. 5. Учебно-профессиональное пространство города (см. там же, с. 321-325).

Практический курс «В поисках своего призвания»: 1. Давайте познакомимся! 2. Образ «Я», или «Что я думаю о себе». 3. Дороги, которые мы выбираем. 4. В мир профессий – по компасу. 5. Палитра ваших способностей. 6. Тест Р. Амтхауэра. 7. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста. 8. В «круге Айзенка». 9. «Формула» темперамента. 10. Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. 11. Стратегия профессионального выбора (включая ошибки, сопутствующие выбору профессии). 12. Твои перспективы (самоанализ готовности к профессиональному старту) (см. там же, с. 325-357).

Тренинг профессионального самоопределения: 1. Помечтаем о будущей карьере. 2. Тайны собственного «Я». 3. Мое видение будущей профессии. 4. Профессия на «языке тела», или Ни слова о профессиях. 5. Ваши мнения о профессиях. 6. У меня все получится. 7. Нет проблем! 8. Поговорим о жизненных ценностях. 9. На пути к цели. 10. Пожелайте мне доброго пути! (см. там же, с. 357-373).

В этих и других подобных программах в последние годы активно используются не только тесты и опросники, но и тренинговые и игровые формы работы, что делает эти программы довольно привлекательными для подростков. Как видно из приведенных выше примеров программ, большинство из них ориентировано на традиционные психологические курсы с рассмотрением «роли темперамента в выборе профессии», с рассмотрением особенностей памяти, внимания и т.п. Объясняется это тем, что реально во многих российских школах отдельных психологических курсов почти не читается, поэтому профориентационные курсы частично компенсируют этот пробел, фактически являясь не только профориентационными, но и общепсихологическими.

Мы также считаем, что «чистая» профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широком контексте планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Мы считаем также, что хорошая профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются проблемы не только «трудоустройства» в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию.

Естественно, такие дискуссии в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми со стороны психологов-профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации. «Группочки» и «тренинги», конечно же, по-своему важны и полезны (например, для установления контакта с классом и снятия напряжения), но есть и более интересные формы работы, когда самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим социальным субъектом, гражданином своей страны, а не просто предприимчивым малым, который сумел «неплохо устроиться», сумел «не упустить свое» и выгодно отличается от всяких там «лохов».

Наши рекомендации