Инновационных конфликтов в зависимости от инновационного

процесса и типа нововведения [56]

Тип нововведения Стадии инновационного процесса Процент от общего числа конфликтов
Зарожде­ние Вне­дрение Диффу­зия Рутчни-зация
Материально-технические 23,5 Управленческие 20,4 Педагогические 22, 1 64,7 66,3 54,5 5,9 14,2 15,2 5,9 11,3 2,1 66,4 8,2 16,7
           

Большинство конфликтов между новаторами и консервато­рами (66,4%) происходит при осуществлении управленческих

366 W- Конфликты в различных сферах взаимодействия

нововведений, каждый шестой — педагогических, а каждый де­вятый — материально-технических инноваций. Наиболее часто (65,1%) эти конфликты происходят на стадии внедрения ново­введений. Вероятность возникновения конфликтов при внедре­нии новшеств их создателями в два раза выше, чем при осуще­ствлении нововведений руководителями коллективов.

Доказано, что межличностный инновационный конфликт имеет полимотивированный характер. Направленность мотивов оппонентов различна. У новатора они более общественно-ориентированы, у консерватора — личностно-ориентированы. Основными мотивами вступления в конфликт новатора являют­ся: стремление повысить эффективность деятельности коллекти­ва — 82%; желание улучшить взаимоотношения в коллективе — 42; нежелание работать по-старому — 53; стремление реализо­вать свои возможности — 37; желание повысить свой авторитет — 28% конфликтных ситуаций. Для консерватора характерны следующие мотивы вступления в конфликт: нежелание работать по-новому, менять стиль поведения и деятельности — 72%; ре­акция на критику — 46; стремление настоять на своем — 42; борьба за власть — 21; стремление сохранить материальные и социальные блага — 17%.

Оппоненты нередко скрывают истинные мотивы конфликт­ного поведения, декларируя при этом другие цели и интересы. Соотношение истинных и декларируемых мотивов вступления в конфликт представлено на рис 28.1.

Инициатором инновационных конфликтов выступает пре­имущественно новатор (68,7% общего числа конфликтов). Как правило, он является подчиненным своего оппонента (59% си­туаций от общего числа конфликтов). Новатор является или сторонником новой идеи, или (64% ситуаций) — создателем и реализатором новшества.

В процессе инновационного конфликта оппоненты исполь­зуют более 30 различных способов и приемов борьбы. Новатор чаще пытается воздействовать на оппонента с помощью убеж­дения (74%), обращения за поддержкой к окружающим (83%), критики (44%), апелляции к положительному опыту внедрения 'инноваций и информирования окружающих о нововведении (50%). Консерватор чаще использует такие способы воздейст­вия на оппонента: критика (49%); грубость (36%); убеждение (23%); увеличение служебной нагрузки, если он является на-

28. Инновационные конфликты 367

чальником оппонента (19%); угрозы (18%). Существует выра­женная взаимосвязь между уровнем развития нравственных качеств оппонентов и применяемыми способами противобор­ства Коэффициент корреляции между высокими нравствен­ными качествами оппонентов и таким способом борьбы, как убеждение, составил 0,82. А между такими способами борьбы, как сбор и использование компрометирующих материалов, грубость, угрозы, и низкими нравственными качествами оппо­нентов соответственно равен 0,56, 0,59 и 0,60.

а) Оппонент-новатор б) Оппонент-консерватор

— не скрывал истинные мотивы вступления в конфликт

— частично скрывал истинные мотивы вступления в

конфликт

— скрывал истинные мотивы вступления в конфликт

Рис. 28.1. Соотношение истинных и декларируемых мотивов вступления офицеров в инновационные конфликты [56]

Эффективность индивидуальной деятельности оппонентов во время инновационного конфликта несколько снижается. После разрешения конфликта качество деятельности оппонента-новатора в сравнении с доконфликтным периодом улучшается в 31,9% ситуаций, остается без изменений — в 47,6% и ухудшается в 20,5%. Для оппонента-консерватора эти показатели составляют соответственно 26,5, 54,6 и 19,9%. Оценка влияния конфликта

- Конфликты в различных сферах взаимодействия

на совместную деятельность коллектива представлена на рис. 28.2.

Деятельность улучшается

        38,8%
s\ Во время конфликта    
> L *
  | 2% После конфликта

40%

20%

20% До конфликта

Деятельность ухудшается '

Рис. 28.2. Характер влияния инновационного конфликта на качество деятельности коллектива

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности органи­зации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организации, работающие в условиях неопределенности, быстро развивающиеся, производящие новые продукты или услуги. Около 90% всех банкротств американских компаний в 70-е годы объясняются плохой системой управления и неудачами во вне­дрении управленческих нововведений. Поэтому уклонение от нововведений, их плохая продуманность не так уж безобидны, как могут показаться на первый взгляд.

4Р 26.3. Регулирование инновационных конфликтов

Проблема конструктивного регулирования инновационных конфликтов приобрела в России чрезвычайную актуальность. Она обусловлена теми последствиями, которые имеют для стра­ны масштабные политические, социальные и экономические инновации, осуществляемые в последние годы. Развал СССР стал результатом завершения инновационного конфликта. Его суть заключалась в необходимости смены одной социально-экономической системы другой, более соответствующей изме­нившимся условиям развития общества. Такой инновационный процесс мог быть осуществлен без масштабных конфликтов. Это подтверждает опыт реформирования систем управления общест-

28. Инновационные конфликты 369

Внедрение любых новшеств является в большей мере не тех­ническим, а социаль­ным и психологичес­ким процессом.

вом, имеющийся у других государств и в нашей стране. Однако в этот раз внедрение новой социально-экономической системы привело к острому и масштабному инновационному конфликту со значительными, в том числе и деструктивными, последствиями.

Рассмотрение проблем регулирования инновационных межгруп-повых конфликтов выходит за рамки работы. Охарактеризуем про­блемы разрешения межличностных инновационных конфликтов.

Предупреждение и разрешение инноваци­онных конфликтов зависят от решения социальных проблем разработки, внедре­ния и распространения нововведений. По­этому столь необходимо участие в нем специалистов гуманитарного профиля. В ""' США на 300 специалистов, разрабатываю-

щих новую технику, приходится 1 специалист по человеческому фак­тору. В СССР такой специалист приходился на 30 000 разработчиков (А. Пригожий). Важнейшим условием предупреждения инновацион­ных конфликтов выступает решение социально-психологических проблем распространения нововведений. Необходима разработка ме­тодологических и теоретических проблем инноваций с учетом рос­сийской специфики. Ядром инновационньпс процессов являются их психологический и социальный уровни.

Личностными предпосылками конструктивного разрешения инновационных конфликтов служат индивидуально-психоло­гические особенности оппонентов, их профессиональные и нравственные качества. Чем выше профессионализм и нравст­венность оппонентов, тем более конструктивно разрешается конфликт. Причем нравственные качества оказывают несколько более существенное влияние на ход инновационного процесса, нежели профессионализм.

Важными личностными характеристи­ками, влияющими на разрешение инно­вационного конфликта, выступают вы­раженность негативных эмоций у оппо­нентов и степень их правоты по отно­шению к нововведению. Если в процес­се конфликтного взаимодействия оппо­ненты переживают слабые негативные эмоции, то лишь 25% конфликтов за-

Чем более сущест­венны негативные эмоции, пережива­емые оппонентами по отношению друг к другу, тем менее конструктивный характер имеет конфликт.

I- Конфликты в различных сферах взаимодействия

Консерватор меньше нервничает в инно­вационных конфлик­тах по сравнению с новатором.

Чем более конструк­тивна позиция оппо­нента, тем больше вероятность его победы в конфликте.

вершается с неблагоприятным для них и коллектива исходом. Если же оппоненты переживают по отношению друг к другу сильные негативные эмоции, то только 30% таких конфликтов разрешается конструктивно. Все конфликты, в которых у оппо­нентов были неконтролируемые вспышки негативных эмоций, завершились деструктивно.

Влияние эмоционального фактора на результаты разрешения конфликта для каждого из оппонентов неодинаково. По отношению к консерватору зависи­мость результатов разрешения кон­фликта от эмоционального фактора имеет более выраженный характер. Чем более сильные негативные эмоции он переживает во время конфликта, тем чаще его проигрывает. Снижение уров­ня негативных эмоций и уменьшение неприязненного отношения оппонентов друг к другу способствуют конструк­тивному разрешению конфликта. Сте­пень правоты новатора или консервато­ра в конфликте заметно влияет на результаты разрешения про-

тиворечия [56]._____

Ситуативными факторами, влияющими на инновационный процесс, выступают характер поддержки, оказываемой оппо­нентам со стороны окружающих, и их взаимоотношения во время конфликта. Новаторам поддержка в конфликтах ока­зывается значительно чаще (95% ситуа­ций), чем консерваторам (58%). Мотиви­ровка поддержки новатора носит преимущественно деловой харак­тер, консерватора поддерживают чаще по мотивам личного плана. Открытая и однозначная поддержка правого оппонента в большин­стве случаев позволяет разрешить конфликт конструктивно. При высокой степени правоты (80—100%) оппонента в конфликте и на­личии поддержки со стороны окружающих новатор в 17 раз (консерватор в 3,6 раза) чаще выигрывает конфликт, чем проигры­вает. Чем меньше ухудшаются взаимоотношения оппонентов, тем конструктивнее развивается инновационный процесс.

Если оппоненту удается заручиться поддержкой со сто­роны коллег, то веро­ятность разрешения

Наши рекомендации