Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «психология».

В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой.

Цель курса: сформировать у студентов комплексные знания и профессиональное мышление в области теоретических и практических основ подготовки и проведения тренинговых занятий.

Задачи курса:

· познакомить студентов с различными формами тренинговой работы;

· дать представление о работе ведущего тренинговой группы;

· научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой);

· дать возможность каждому студенту получить практический опыт тренинговой работы с реальной группой.

Курс рассчитан на 36 семинарских, 36 лабораторных и 48 часов самостоятельной работы для студентов ОДО и 18 семинарских и 102 часа самостоятельной работы для студентов ДО.

Темы семинарских и лабораторных занятий совпадают.

В теоретической части курса предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода.

Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе.

В связи со спецификой учебного плана по дисциплине (отсутствие лекционных занятий) при изучении курса большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Она предусматривает:

- дополнительную проработку материала, рассматриваемого на семинарских занятиях;

- самостоятельное изучение определенной части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений;

- подготовку к лабораторным занятиям (самостоятельную разработку тренинговых программ).

Контроль знаний студентов дистанционного обучения обеспечивается проведением семинарских занятий, разработкой и апробацией (группами по 2-4 человека) программы тренинга, сдачей текущих контрольных работ, заполнением теста и сдачей устного зачета по прилагаемым вопросам.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план для студентов ОДО

Шифр раздела, темы Наименование разделов и тем Распределение часов разделов и тем
Семинар. Лаборат. Самост. работа Всего
  Семестр __7__        
Блок 1 Понятие и виды тренингов
1 Общее понятие о психологическом тренинге 2 2 4 8
1.1 Общее понятие о психологическом тренинге -
1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы
2 Виды тренингов 2 2 4 8
Блок 2 Организация тренинга
3 Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы 7 7 4 18
3.1 Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу
3.2 Количественный состав группы - -
3.3 Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы -
3.4 Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы -
3.5 Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности -
3.6 Типы поведения участников в группе и групповые роли
3.7 Типичные ролевые структуры в тренинговых группах -
4 Групповая динамика в тренинговой группе 4 4 6 14
4.1 Общее понятие о групповой динамике
4.2 Механизмы групповой динамики
4.3 Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики
4.4 Самораскрытие участников в ходе тренинга -  
5 Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения 6 6 8 20
5.1 Групповая дискуссия
5.2 Ролевая игра
5.3 Тренинговые (психотехнические) упражнения
6 Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга 3 3 2 8
Блок 3 Ведение тренинга
7 Ведение группы 6 6 10 22
7.1 Начало группы -
7.2 Рефлексия (сознательная проработка переживаний)
7.3 Значимость обратной связи в процессе работы -
7.4 Конфликт в тренинговой группе
7.5 Завершение работы тренинговой группы
7.6 Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга
Блок 4 Личность ведущего тренинга
8 Функции психотренера и стили руководства группой 2 2 4 8
8.1 Стили руководства группой
8.2 Поведенческие роли психотренера
9 Личность ведущего и ее влияние на работу группы 4 4 6 14
9.1 Личностные качества, необходимые психотренеру
9.2 Этические принципы работы тренера
9.3 Требования к профессиональной подготовке - -
Итого за семестр  
Всего по дисциплине  

Тематический план для студентов ДО

Шифр раздела, темы Наименование разделов и тем Распределение часов разделов и тем
Семинар. Самост. работа Всего
  Семестр __7__      
Блок 1 Понятие и виды тренингов
1 Общее понятие о психологическом тренинге 8 9
1.1 Общее понятие о психологическом тренинге 0,5 6,5
1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы 0,5 2,5
2 Виды тренингов 1 8 9
Блок 2 Организация тренинга
3 Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы 3,5 11,5
3.1 Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу 0,5 2,5
3.2 Количественный состав группы 0,5 1,5
3.3 Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы 0,5 1,5
3.4 Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы 0,5 1,5
3.5 Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности 0,5 1,5
3.6 Типы поведения участников в группе и групповые роли 0,5 2,5
3.7 Типичные ролевые структуры в тренинговых группах 0,5 4,5
4 Групповая динамика в тренинговой группе
4.1 Общее понятие о групповой динамике 0,5 2,5
4.2 Механизмы групповой динамики 0,5 2,5
4.3 Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики 0,5 8,5
4.4 Самораскрытие участников в ходе тренинга 0,5   0,5
5 Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения
5.1 Групповая дискуссия
5.2 Ролевая игра
5.3 Тренинговые (психотехнические) упражнения
6 Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга 1,5 5,5
Блок 3 Ведение тренинга
7 Ведение группы
7.1 Начало группы 0,5 2,5
7.2 Рефлексия (сознательная проработка переживаний) 0,5 4,5
7.3 Значимость обратной связи в процессе работы 0,5 1,5
7.4 Конфликт в тренинговой группе 0,5 2,5
7.5 Завершение работы тренинговой группы 0,5 4,5
7.6 Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга 0,5 8,5
Блок 4 Личность ведущего тренинга
8 Функции психотренера и стили руководства группой
8.1 Стили руководства группой 0,5 4,5
8.2 Поведенческие роли психотренера 0,5 4,5
9 Личность ведущего и ее влияние на работу группы
9.1 Личностные качества, необходимые психотренеру
9.2 Этические принципы работы тренера 0,5 6,5
9.3 Требования к профессиональной подготовке 0,5 1,5
Итого за семестр  
Всего по дисциплине  

Содержание лекционного курса

Наши рекомендации