Особенности внимания младших школьников

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании.С возрастом ребенка оно разви­вается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание стано­вится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей посте­пенно развивается внимание произвольное.Однако на про­тяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школь­ного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями внимания младших школь­ников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре­доточиваться на работе, особенно если она неинтересна иоднообразна, их внимание легко отвлекается. Возможнос­ти волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничен­ные.

Значительно лучше у младших школьников развито не­произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важ­ные существенные моменты в учебном материале и обра­тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную ра­боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об­стоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует раз­витию произвольного внимания, его устойчивости и со­средоточенности. По мере того как расширяется круг ин­тересов ребенка и он приучается к систематическому учеб­ному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс пред­полагает умение: 1) использовать непроизвольное внима­ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнооб­разие сообщаемого материала, последовательность его рас­крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - воз­будить интерес, внести известную эмоциональную насы­щенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педаго­гическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчер­кивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной при­чиной рассеянности ребенка всегда является несовпаде­ние двух линий в педагогическом деле: собственно ин­тереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько инте­рес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, нака­заний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всеси­лия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бес­сильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребен­ка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подго­товить к действию; ... прежде чем сообщить что-нибудь но­вое - вызвать ожидание нового»1.

Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, ко­торый в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного на­правления на другое и достигается он общим воспитатель­ным приемом переноса интереса с одного предмета на дру­гой, путем связывания их обоих. В этом и заключается ос­новная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произ­вольное»2.

Развитие произвольного внимания младшего школь­ника является одним из важнейших приобретений лич­ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми­рованием у ребенка волевых качеств и находится^ в тес­нейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина вос­принимаемого нами мира и самих себя. «Управляя внима­нием, мы берем в свои руки ключ к образованию, форми­рованию личности и характера»3.

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.

2 Там же.-С. 159.

3 Там же.-С. 167. Особенности внимания младших школьников - student2.ru

Рис. 11. Перепутанные линии

Вопросы и задания

1. Что такое внимание?

2. Чем отличается внимание от других познавательных про­цессов?

3. От чего зависит развитие внимания человека?

4. Выполните следующее задание.

Постарайтесь проследить изображенные на рис. 11 линии от начала до конца. Для этого отметьте с правой стороны рисунка, где кончается первая линия, вторая и т.д.

Чтобы проследить первые три, можете воспользоваться по­мощью пальца или обратным концом карандаша.

В дальнейшем прослеживайте только глазами!

Ответьте на вопросы:

1. Чем можно объяснить, если прослеживание линии на миг прерывается?

2. Какое свойство внимания проверяется тестом?

3. Можно ли научиться выполнять это задание?4. Какое практическое значение имеет устойчивость внима­ния?

Тема 5 ВООБРАЖЕНИЕ

Наши рекомендации