Родовой признак и функции манипуляции
По родовому признаку манипуляция представляет собой разновидность духовного психологического воздействия на человека, группу или общество [Б Л. Бессонов, 1971], косвенное воздействие и влияние [О.Т. Yokoyana, 1988; W.H. Riker, 1986]. Индикаторами манипулятивного воздействия, направленного на человека или окружающих его людей выступают манипу-лятивные приемы, которые выступают как структурные элементы мани-пулятивных технологий. Индикаторы соответственно сигнализируют об опасности и необходимости использования специальных защитных процедур в данной информационно-коммуникативной ситуации. Они носят вербальный н невербальный характер.
Среди функций манипуляции выделяются понимаемые широко и описываемые с помощью универсальных терминов управление и контроль [Д.А. Волкогонов, (983; Э. Шостром, 1992], а также имеющие заметную политическую окраску эксплуатация и господство [Б.Н. Бессонов, 1971; Волкогонов, 1983; Шостром, 1992]. Наиболее точно отвечающим реальному положению дел является выделение такой функции манипуляции, как стремление манипулятора активно влиять на события, структурируя мир согласно своим интересам [Г. Шиллер, 1980; W.H. Riker, ] 986].
121
Онтологической функцией манипуляции является символическая, или эвокативная, функция, суть которой заключается в том, чтобы через символизацию (своеобразное символическое «называние») психологического состояния говорящего последний посредством речевого воздействия «вызвал» в памяти собеседника с опорой на обший коммуникативный и языковой опыт (спровоцировал, каузировал) аналогичное интенциональ-ное состояние как психологическую основу для последующего взаимодействия (Степанов В.Н., 2003. С. 9-10). Манипулируя другими людьми, манипулятор, по мнению Эверетта Шострома, неизбежно становится объектом собственных манипуляций. Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.
Особенно важным представляется утверждение, что в понятии «манипуляция» не заложена отрицательная оценка, а само явление, хотя и противоречит иногда предполагаемой воле реципиента [Goodin, 1980]T активно используются для защитного контроля ситуации, желаний и действий партнера по общению [Шостром, 1992]. Манипулирующий пытается осуществлять контроль за поведением манипулируемого, побуждая его вести себя угодным манипулирующему способом. Причем делается это таким образом, что манипулируемый не осознает себя объектом воздействия. Ему кажется, что он сам вследствие рассуждения или душевного порыва захотел сделать именно так. Следовательно, манипуляция служит особым способом утверждения своих отношения с окружающими людьми и обществом в целом.
Что же касается бизнеса и некоторых форм деловых отношений, то материальные интересы и конъюнктурные соображения, выступают в качестве мощного стимула использования манипуляций, а потому последствия их применения зачастую оказываются весьма трагичны по характеру, глубине влияния на психику людей, они втягивают значительное количество лиц в сферу различных афер и махинаций.
Манипуляция позволяет заменить явное принуждение человека на скрытое психологическое воздействие, перейти от грубых форм насилия и открытого принуждения к скрытым формам психологического воздействия и способам тайного управления личностью. Она может играть положительную роль в ситуациях достижения позитивных целей. Манипуляция бывает полезной тогда, когда она используется в ответ на явное принуждение и использование силы, а также в ответ на использование межличностных манипуляций как контрманипулятивное воздействие, контрманипуляция. Таким образом, моральная оценка способов манипуляции трансформируется в оценку целей.
122
7.5. Способы выявление манипуляции
Для выявления манипулятивных приемов общения прибегают к различным способам контроля и проверки получаемой информации уточнению данных через независимые друг от друга источники, использованию технических средств контроля, созданию проверочных ситуаций, изучению реакций объекта с помощью полиграфа или, как его еще называют, «детектора лжи» Кроме того, для выявления неискренности необходимо уделять внимание анализу поведения в ходе непосредственного общения Это связано с тем, что во многих ситуациях контактного взаимодействия другие способы проверка получаемой информации затруднены или требуют некоторого времени
Анализ поведения партнера в ходе непосредственного общения позволяет также внести коррективы в тактику беседы, отмечать, что вызывает внешние реакции (или не вызывает) и выяснить причины этого. Глубина переживаний по поводу лжи также связана с наличием самооправдательной позиции, когда человек подводит определенную базу под необходимость прибегнуть к обману
Можно выделить следующие основные блоки, которые составляют основу для выявления неискренности и стремления манипулировать партнером по общению особенности голоса и речи, движение глаз и мимика лица, соответствие жестов и лоз содержанию передаваемой информации, особенности содержания и техники передачи информации
Наличие у человека тенденций к манипулированию другими с помощью лжи формируется, при соответствующих предпосылках воспитаний и развития, на протяжения длительного времени. Поэтому и приемы, которыми привыкают пользоваться люди подобного склала, очень индивидуальны Попытка систематизации признаков, свидетельствующих о возможности присутствия манипуляции, позволяет более целенаправленно подойти к развитию коммуникативной компетентности
При описании процесса межличностных манипуляций необходимо выделить его характерные особенности и в соответствии с ними задать, определенные средства описания, которые позволят проводить анализ и представлять общую схему реализации данного процесса
Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта манипуляций
J 23
В рамках манипулятивного подхода было разработано, как подчеркивает ГА.Ковалев, наибольшее количество специальных теорий воздействия (им выделяется около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. Однако, «многочисленные экспериментальные исследования и социальная практика ясно убеждают в том, что более совершенное знание и более глубокое проникновение в самые интимные механизмы пснхичесюй природы человека не означают того, что эти научные открытия будут использоваться во благо человечества. Часто, наоборот, это самым непосредственным образом используется в разработке изощренных средств и методов контроля за сознанием и поведением людей, манипулирования психикой» [1987].
Конкретизировать способы выявления манипуляции можно по разным критериям. Нам представляется перспективным выделение операционных, тактических и стратегических интенций манипулирования;
• Операционное направление манипулирования характеризуется тем, что манипулятор выдает себя не за того, кем является на самом деле. Он как бы подыгрывает в данной ситуации и предлагает партнеру по коммуникации тот образ, который от него ожидают. Для манипулятора ясно видно различие между его истинным намерением и намерением, выдаваемым за истинное. Фальсификация и ложь являются постоянными «спутниками» манипуляции. Манипулятор смотрит на человека как на средство достижения собственной выгоды и объект приложения собственных усилий с целью подчинения собственной воле [Сгеланов В.Н., 2001 ].
■ Тактическое (технологическое) направление - это совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и действия с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Данный фактор непосредственно связан с содержанием и структурой манипулятивных технологий, используемых для оказания соответствующего воздействия на человека.
• Стратегическое направление служит наиболее универсальной мани-пулятивной технологией формирования и распространения образов. Суть его втом, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм, идей, программ, товаров и т.п. Образы, которые являются продуктом манипулятивных технологий, как правило, неадекватно отражают реальные существенные характеристики предметов или явлений и, таким образом, дезориентируют людей, на которых направлено информационно-психологическое воздействие.
124
7.6. Психологические механизмы и закономерности
манипуляции
Психологические механизмы манипуляции характеризуются тем, что информация воспринимается человеком селективно (избирательно), в зависимости от имеющихся психологических установок. Инициатор информационного воздействия стремится оказывать эффективное влияние на поведение человека (в обход его сознания) с учетом его готовности воспринять ту или иную информацию.
Распространенным механизмом манипуляции является искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Причем, чем длиннее «цепочка», чем большее количество людей участвует в передаче сведений, не подкрепленных достоверными данными официальных источников информации, тем значительнее искажаются эти сведения. Человек подсознательно настроен воспринимать в первую очередь именно то, что он ожидает.
К числу других механизмов можно отнести следующие. 1. Ограничение оперативкой памяти человека, не позволяющее удержать большое количество информации. 2. Трудность в подборе точных семантических эквивалентов обозначения предметов и событий, о которых идет речь, а потому происходит постепенная подмена смысла. 3. «Домысливание» фрагментов отсутствующей информации, когда для придания ей стройности и достоверности приходиться додумывать недостающие детали. 4. Отсутствие критичности, что приводит к одностороннему восприятию без уточняющих вопросов в сомнительных деталях получаемой информации.
Провоцирование непроизвольных высказывании объекта базируется не только на основе бессознательных реакций, когда используются ассоциативные процессы, но и путем эксплуатации личностных качеств человека, например чувства собственной значимости, ощущения неординарности, особой осведомленности, а также путем влияния на эмоционально-волевую сферу личности.
Существенным компонентом активизации информационного обмена в ходе непосредственного общения являются использование реакций стимулирующих высказывания собеседника. В практике межличностной коммуникации известны приемы так называемого активного слушания - кивки, визуальный контакт с собеседником, поддакивания, использование реплик стимулирующих собеседника и пр. Лицо, осуществляющее манипуля-тивное воздействие в ходе межличностного общения, для скрытого побуждения коммуникативной активности партнера по общению и получения интересующей информации, ненавязчиво задает наводящие вопро-
125
сы, подбадривает собеседника восклицаниями, использует соответствующую мимику.
Процедура манипулирования включает в себя два этапа: подготовительный и основной. Функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем манипулятивных материалов. Его основное назначение заключается в создании атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и объектом воздействия (адресатом). В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации независимо от того покажется ли она адресату неприятной или даже чудовищной.
На втором этапе (уточнение позиций участников; их обсуждение; согласование) осуществляется привлечение внимания и возбуждения интереса к передаваемым сообщениям, на основании некритического восприятия и усвоения человеком получаемой информации, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия информации в ущерб ее рациональной оценке. На этом этапе также активно используется техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей (например, применение метода «привлечение третьих сил»). Таким образом, процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающий «одноактный» период общения с использованием одного или нескольких приемов манипулятивкого воздействия, или структурно достаточно сложным, то есть включать комплекс (систему) разнообразных приемов манипулятивного воздействия, действие которых направлено на различные психологические структуры личности изадействующие различные псих алогические механизмы с поэтапной реализацией в определенные периоды времени и в различных ситуациях взаимодействия. Сложные приемы можно условно обозначить как манипулятивные игры. Следовательно, сложная манипуляция имеет свою временную, пространственную и социальную структуры.
126
7.7. Причины, превращающие человека в манипулятора
1. Невроттация личности. Ф.Перлз называет невротиком любого, кто использует свои возможности, чтобы манипулировать другими, вместо того, чтобы совершенствовать себя (1995). Ребенок (и невротик) стремится манипулировать другими людьми для того, чтобы заставить их удовлетворить его нужды. Более правильно, по мнению Ф.Перлза, искать в себе самом средство для решения проблем.
2. Недоверие к себе и другим. В основе такого отношения лежит актуализация дистрессового опыта. Если на переговорах или при заключении деловой сделки возникает ситуация неопределенности или недоговоренности, то руководитель имевших «горький опыт» неудачи в мероприятиях подобного рода, часто бывает склонен подозревать своих партнеров по бизнесу в недобропорядочности.
3. Стремление к контролированию других. Определенной категории руководителей значительно легче «быть в курсе» всех событий, даже очень незначительных, в происходящих в руководимом им подразделении. Это порой негативно сказывается на мобилизации его усилий на стратегических направлениях его управленческой деятельности.
4. Чрезмерное долженствование, характеризующееся иллюзией, что, чем безупречнее станет человек, тем больше его будут любить.
5. Чувство беспомощности. Страх перед возникающими или потенциально возможными трудными ситуациями связан с избежанием неудач. Такое чувство парализует склонность к риску, без которого трудно рассчитывать на успех в предпринимательски деятельности. Руководитель без риска в глазах подчиненных в значительной мере теряет свой авторитет. Именно это чувство становится мотивом неоправданного, порой нецелесообразного делегирования своих полномочий подчиненным. Манипулируя подчиненными руководитель вынуждает их выполнять несвойственные им функциональные обязанности.
6. Потребность получать одобрение от любого другого человека. Прикрываясь необходимостью PR-деятельности, недальновидный руководитель стремится подчеркивать собственные усердия, приписывая успехи фирмы себе, а недостатки и промахи нерадивой деятельности подчиненных.
7.8. Факторы манипуляции
• Мотиваиионный - манипуляция осуществляется в интересах манипулятора [Yokoyana, 1988]. Внутренние состояния, вызванные в ходе мани-пулятивных воздействий, становятся регуляторами поведения человека.
127
Манипулятор целенаправленно учитывает устойчивые психологические характеристики, индивидуально-личностные особпюсти человека, влияющие на его подверженность психологическим манипуляциям, например, внушаемость, критичность, подозрительность, негативизм, недоверчивость.
• Ситуационный - это совокупность информационно-коммуникативных ситуаций, повышающих или снижающих действенность манипулятив-ного воздействия. Например, техническое состояние информационных каналов, качество звука, изображения, комфортность обстановки, отсутствие или наличие отвлекающих воздействий и условий (снижающих внимание, ухудшающих восприятие).
Сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий; использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения; опасность для окружающих действий, которая выражается в общей негативной моральной оценке не одобряемого поведения лиц, применяющих такие действия. Ситуационные факторы связаны непосредственно с конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, например, психические состояния, вызванные нахождением в толпе, на митинге, различными стрессогенными факторами, участием в группой дискуссии, переговорах, в том числе в экстремальных условиях и т.д.
7.9. Основные способы манипуляции
Основные способы манипуляции определяются как обманные, скрытые, неявные действия [Б.Н. Бессонов, 1971;Г. Шиллер, 1980; СО. Хохель, 2000] или как игру на слабостях [Rudinow, 1978]. При этом не исключается и насильственный путь [Б Л. Бессонов, 1971]. Средствами мотивационно-го переключения при манипулятивном воздействиивыступают, кроме провокации, прямая актуализация мотива, соблазнение и побуждение интереса. Достижение желанной манипулятором цели обеспечивается посредством изменения таких психических, структур («мишеней»), как желания и интересы. Манипулятивное воздействие носит скрытый характер и опирается на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Наиболее частыми способами манипуляции являются провокация, обман, интрига, намек [Е.Л. Доценко, 1997]. Трансформация и изменение информации или процессов ее функционирования используется некоторыми социальными субъектами для оказания воздействия на психику людей и изменения их поведения, для психологических
128
манипуляций и оказания манипулятивного воздействия на личность. Таким образом, специфически организованное изменение информационной среды выступает как своеобразное информационное оружие.
Кроме манипуляции, «легитимация лжи проявлает себя в таких модусах, как вежливость, деликатность, в базисных правилах рыночной экономики, в политике, S дипломатии - воистину сама культура полна, прежде всего, многообразием допущенных модусов лжи (выделение автора- М.К.) [А.К. Секацкий, 2000. С. 82].
Манипуляторы эксплуатируют такие потребности, которые должны действовать безотказно; потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п. Более «продвинутые» способы манипулирования предполагают предварительное «изготовление» мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании и в представлениях отдельного человека, с тем, чтобы можно было к ним затем адресоваться [Г. Шиллер, 1980].
Манипулирующий смотрит на человека как на средство достижения собственной выгоды и объект приложения собственных усилий с целью подчинения собственной воле. Этот признак манипуляции является едва ли не самым важным, что отражает и валентность самого слова «манипуляция» : манипулировать можно кем-нибудь или чем-нибудь. Самое главное в манипуляции - определить объект «приложения» своей воли: человек и предмет (сравните, прямое инструментальное значение манипуляции: «движение рук, связанное с выполнением определенной задачи, например при управлении каким-либо устройством» {Словарь иностранных слов, 1989. С. 300].
А.Шопенгауэр, С.Поварнин выделяют три основные группы манипу-лятиввых приемов, которые еще обозначаются как уловки, используемые в дискуссионных обсуждениях. Исходя из содержания к направленности манипулятивного воздействия, данные уловки можно разделить на организационно-процедурные, логико-психологические и личностные.
Уловки организационно-процедурного характера. Это приемы, связанные с созданием определенных условий, предварительной организацией и специфическим осуществлением процедуры межличностного взаимодействия. Использование подобных уловок затрудняет процесс обсуждения для объектов манипулятивного воздействия и, соответственно, облегчает (способствует достижению намеченных целей), субъекту организующему манипуляцию. Например, манипулятор (хозяин кабинета) садится за стол переговоров со стороны окна, что позволяет ему более внимательно наблюдать за собеседником и быть самому менее наблюдаемым. Положить на стол прибор, похожий одновременно на сотовый телефон и дикто-
129
фон, создавая тем самым стрессовое напряжение, создающее у посетителя определенные затруднения.
Логико-психологические уловки. Их название связано с тем, что с одной стороны они могут быть построены на нарушении законов логики, а с другой, наоборот, использовать формальную логику в целях манипуляции недостаточно искушенным объектом. Еще в древности был известен софизм, требующий ответа «да» или «нет» на вопрос «перестал ли ты бить своего отца?» Любой ответ не красит человека - получается, что он либо до сих пор бьет, либо бил раньше. Вариантов подобного софизма множество: «Вы всё пишете на меня доносы?», «Вы перестали пить как сапожник?» и т.д. Особенно эффективны публичные обвинения, при этом главное получить короткий ответ и не дать человеку возможности объясниться.
Наиболее распространенными логико-психологическим уловками являются следующие: сознательная неопределенность выдвигаемого тезиса, или ответа на поставленный вопрос, когда мысль формулируется нечетко, неопределенно, что позволяет ее интерпретировать по - разному. В политике и дипломатии этот прием позволяет уйти от щекотливых вопросов, «сохранить лицо» в сложных ситуациях или скрыть некомпетентность в обсуждаемой проблеме.
Уловки логико-психологического характера образуют порочный круг в доказательстве, когда какая-либо мысль доказывается с помощью ее же самой, только высказанной другими словами; софизм - «после этого -значит вследствии этого», при его использовании рассуждение строится на логической ошибке, когда временная связь между явлениями толкуется как причинно-следственная. Достаточно часто встречается приписывание или изменение акцентов в высказываниях. В этих случаях то, что оппонент сказал относительно частного случая, опровергается как общая закономерность. Обратная уловка заключается в том, что рассуждениям общего характера противопоставляются один-два факта, которые на деле могут быть исключениями или нетипичными примерами. Нередко в ходе дискуссии выводы об обсуждаемой проблеме делаются на основании того, что «лежит на поверхности», например, побочных следствиях развития какого-либо явления. Таким образом, манипулирующим не соблюдается одно из самых важных требований анализа любой проблемы - «гляди в корень».
К логико-психологическим уловкам относятся также следующие: какое-либо утверждение делается безо всякого доказательства, как само собой разумеющееся (постулирование истины). Для доказательства используют аналогии с какими-то событиями и явлениями, несоизмеримыми с
ПО
рассматриваемыми (неправомерные аналогии); сводятся к абсурду доводы оппонента путем чрезмерного преувеличения высказанных им положений, с последующим осмеянием этого смоделированного заключения. Обсуждая выдвинутые оппонентом положения, используют другие слова и термины или те же, но вкладывают в них иной смысл, и за счет этого вносятся искажения в первоначальную идею.
Личностные или психологические уловки. В эту группу включаются обычно приемы, основанные на раздражении оппонента, использовании чувства стыда, невнимательности, унижении личных качеств, лести, игре на самолюбии и других индивидуально-психологических особенностях человека. Уязвимыми качествами личности могут быть не только «ложный стыд» или опасение «потерять лицо». Существует множество примеров того, как амбициозность, тщеславие, высокомерие, повышенное самомнение используются в качестве мишени манипулятивного воздействия. Для этого может осуществляться, так называемое, «подмазывание» аргументов с помощью лести по отношению к оппоненту, чтобы ослабить этим возможную критику в свой адрес или «протащить» свои идеи. Желая склонить оппонента к принятию тезиса, его подкупают утверждая, например, что «...он, как человек проницательный и эрудированный, интеллектуально развитый и компетентный видит внутреннюю логику развития данного явления и неизбежность выявленных последствий...». Таким образом, честолюбивый человек ставится перед дилеммой - либо принять данную точку зрения, либо отвергнуть столь лестную публичную оценку и вступить в спор, исход которого недостаточно прогнозируем.
7.10. Уровни и критерии манипулирования
При рассмотрении способов тайного принуждения человека можно выделить два основных уровня или две основных группы ситуаций, значительно отличающихся по специфичности условий и используемым в технологиях психологического воздействия.
Во-первых, ситуации, в которых человек является объектам воздействия коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения, в основном, с использованием средств массовой коммуникации.
Во-вторых, ситуации, в которых человек становится объектом воздействия и использования способов скрытого психологического принуждения на межличностном уровне в повседневной жизни. В целом, ситуаци-
131
онный контекст манипуляции формируется в условиях разного рода исторических, экономических, политических и других отношений, на фоне которых разворачивается межличностное взаимодействие.
Процесс использования способов тайного принуждения человека в этих двух группах ситуаций связан с их определенной специфичностью и соответственно с разными подходами к формированию системы зашиты. Существуют следующие критерии манипуляции:
• Критерий рефлексивного управления реализуется для того, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Рефлексивное управление, по В.А. Лефевру, осуществляется за счет передачи партнеру по коммуникации некоторых оснований, из которых тот самостоятельно логически выведет предопределенное другим партнером и необходимое ему действие или решение. В качестве особого признака манипуляции в этом случае выделяется её действие вразрез с волей другого человека [R.E. Goodin, 1980], а также представление об адресате как вещи, объекте использования [Э. Шостром, 1992], средстве и орудии [В.Н. Сага-товский, 1980].
• Критерий скрытого господства или воздействия, осуществляемый путем «психологического давления» (мать «заболевает», заставляя тем самым детей заниматься уборкой квартиры и мойкой посуды). Происходит косвенное принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок и поведения. Данный критерий характеризуется серией латентных трансакций с предсказуемым исходом, серией ходов, содержащих «психологическую ловушку».
• Критерий скрытого применения власти (силы) в противовес с предполагаемой волей другого. Обманное воздействие в целях манипулятора происходит в ходе использование отвлекающего маневра («Вот придет папа с работы усталый и голодный, он-то уж вас точно накажет за неприготовленный ужин и беспорядок на кухне»).
• Критерий, связанный с влиянием на совершение определенного выбора посредством структурирования мира, позволяющего выигрывать манипулятору. Отношение к другому как средству, объекту или орудию достижения намеченной цели. Манипулятором умело применяются управление и контроль как средства эксплуатации другого, использование его в качестве объектов н вещей.
• Критерий, основанный на использовании эгоистических мотивов оппонента. Основная идея -создание для оппонента ситуации неизбежного выбора между достижением его цели в конфликте и удовлетворением эгоистических интересов (угроза личной безопасности).
132
• Критерий, основанный на создании угрозы идеализированному «Я» оппонента. Сюда относится возбуждение чувства страха (страха оказаться в глупом или унизительном положении, страха лишиться уважения значимых лиц, оказаться аутсайдером, попасть в категорию, подлежащих сокращению и т.п.), чувство неуверенности в себе, чувства благодарности или вины.
• Критерий оперативности. Значение оперативности при формировании доверия к источнику информации основывается на том, что человек получивший какую-либо информацию раньше другого, подсознательно ощущает себя более значимым, хотя зачастую практической пользы из полученной информации он не извлекает.
«Ядро» технологических элементов системы манипулятивного воздействия характеризуется комплексным критерием, который основывается на учете сочетания трех основных параметров: частоты использования приемов в различных манипулятивных технологиях; широты их применения в разнообразных информационно-коммуникативных ситуациях; степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека. Таким образом, становится очевидным, что могущество (возможно, и преимущество в межличностном взаимодействии) современного манипулятора заключается в комплексности, системности, масштабности в целенаправленности использования вышеназванных критериев.