Ключ к тесту Д.Голланда
Реашсти-ческий тип | Интеллск гуальный тип |
1а | |
2а | 6а |
За | 7а |
4а | 8а |
5а | 9а |
16а | |
17а | 20а |
18а | 22а |
19а | 23а |
21а | 24а |
31а | |
32а | 35а |
ЗЗа | Зба |
34а | 37а |
£ = | V = |
(„тег ответов учащихся)
ч. • | Социальный тип | Конвенциональный тип | Предприимчивый тип | Артистический тип |
Юа | ||||
Па | 13а | |||
12а | 14а | 15а | ||
25а | ||||
26а | 28а | ЗОа | ||
27а | 29а | |||
38а | ръЩ | |||
39а | 40а | 41а | ||
42а | ||||
V ~ | V = | V — | V — |
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руководством ЕА.Климова в конце 60-х — начале 70-х годов [61, 62].
АНКЕТА 1
1. В какой среде ты считаешь возможным применить спо
собности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышлен
ность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строи
тельство, транспорт, работа по обучению других)?
2. Твое любимое занятие в свободное время.
3. Какая профессия тебя привлекает и почему?
4. Какое дело у тебя получается лучше всего?
5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?
6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом
своего дела?
АНКЕТА 2
Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание:
1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответст
вии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот
признак одаренности, который проявляется у тебя в наиболь
шей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразитель
ность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоня
ние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность;
здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая
умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение
конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю
бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к
путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к жи
вотным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо
вольствие от общения.
2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих
сверстников, в чем отстаешь от них?
3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп
ределенных недостатках, которые называются противопоказа
ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи;
плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы
шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер
пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчи
вость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения
с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отноше
ние к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в
отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переде
лывать плохо выполненную работу.
4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если
другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сто
рож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни).
5. Подчеркни профессиональные черты человека, который
для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость;
пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан
дартность мышления; умение быть простым, доступным в об
щении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высо
кая результативность труда, его качество, полная самоотдача в
любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; уме
ние преодолевать трудности; уверенность в своих силах.
6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от
сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль
таты, возможность творчества, возможность развивать способ
ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым де
лом, общение с интересными людьми, высокая общественная
значимость, разнообразие в содержании работы, свободное вре
мя, возможность самому регулировать рабочее время.
7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по
чему?
Люблю__________________________ (предмет), потому что
он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт; знание этого предмета пригодится для будущей профессии.
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки, а также о главных направлениях профориентацион-ной работы.
В первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов учащихся может быть использован опросник ДДО.
В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.
Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
10. Р. В. Овчарова
Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать) 5-6 Обсуждать научно-популяр- Обсуждать художественные ные книги, статьи книги (пьесы, концерты) 6-а 6-6 Выращивать молодняк (жи- Тренировать ровесников вотных какой-либо породы) (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7-а 7-6 Копировать рисунки, изоб- Управлять каким-либо гру-ражения (или настраивать зовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.
Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.
Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.
Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумыва
ясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы долж
ны быть дифференцированы. Если названная в вопросе дея
тельность скорее нравится, чем не нравится, следует поста
вить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак
плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а
если очень нравится— три плюса ( + + +). Если скорее не
нравится, чем нравится, — один минус (—), если определен
но не нравится —- два минуса (------ ), а если очень не нравит
ся — три минуса ( - — ).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент,
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
«Я ПРЕДПОЧТУ»1
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1-а 1-6
Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы
(следить, регулировать)
'См.: Кшмов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1984. — С. 145—147,
2-а
Помогать больным людям, лечить их
3-а
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
4-а
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
музыкальные инструменты) |
5-а
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
9-а
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
10-а Лечить животных
11-а
Выводить новые сорта растений
2-6
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
3-6
Следить за состоянием, развитием растений
4-6
Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов
9-6
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10-6 Выполнять вычисления, расчеты
11-6
Консультировать, проектировать новые виды промышленных
12-а
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
13-а
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
14-а
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
15-а
Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16-а
Делать лабораторные анализы в больнице
17-а
Красить или расписывать помещение, поверхность изделий
18-а
Организовывать »ультпохо-ды сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и т.п.)
19-а
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
20-а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
изделий (машины, одежду, дома). продукты питания и т.п.
12-6
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13-6
Наблюдать, изучать жизнь микробов
14-6
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15-6
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16-6
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17-6
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18-6
Играть на сцене, принимать участие в концертах
19-6
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20-6
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Лист ответов ДЦО
Фамилия, имя ученика______
Класс______________ Школа.
Дата
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
!а | 2а | За | ||
4а | 5а | |||
6а | 7а | |||
10а | 9а | 8а | ||
Па | 12а | 13а | ||
14а | 15а | |||
16а | 17а | |||
20а | 19а | 18а | ||
I + = | £ + = | 1 + = | £ + = | I + = |
Ч' ______ = | I - = | £ - = | V _____ — | у ____ == |
nt- | т^ = | \ = | ЗС; = | X'OS = |
Существует модифицированный вариант данного опросника — опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопросы и дает возможность анализировать соотношения мотиваци-онного, когнитивного и практического компонентов.