Нарушение средств общения

Тематический словарь по коррекционной педагогике

Тема: Особенности работы с детьми, имеющими нарушении речи.

Аграмматизм- нарушение понимания и употребления грамматических средств языка аграфия (дисграфия)- невозможность или специфическое нарушение процесса письма

Акалькулия - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей головного мозга

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии

Алексия (дислексия) - невозможность или специфическое нарушение процесса чтения

Апраксин - расстройства двигательных актов, нарушение произвольности движений

Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония - полное отсутствие голоса.

Брадилалия - патологический замедленный темп речи.

Вербализм - недостаток речи, словесное выражение не соответствует представлениям и понятиям

Гаммацизм - недостаток произношения звуков Г Г*

Дислалия - нарушение звукопроизношения при сохраненном слухе и правильном строении речевого аппарата.

Заикание- нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата.

Капиацизм - недостаток произношения звуков К К*

Ламбдацизм - недостаток произношения звуков Л Л*

Логоррея- бессвязный речевой поток как проявление речевой активности

Микроглоссия - врожденное недоразвитие языка

Мутизм - прекращение речевого общения вследствие психологической травмы

Нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, проявляющиеся и частичных и стойких нарушениях.

Нарушения речевого развития - группа различных видов отклонений в развитии речи

Недоразвитие речи - качественно низкий уровень сформированности речевой функции и речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, нарушено формирование всех компонентов речевой системы

Парафазия - нарушение речевого высказывания, неправильное употребление звуков или слов

Распад речи - утрата речевых навыков вследствие локальных поражений головного мозга

Ринолалия - нарушение тембра звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ротацизм - недостаток произношения звуков Р Р*

Сигматизм - недостаток произношения свистящих и шипящих звуков

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей, языка, голоса.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие- дефектов восприятия и произношения фонем. '

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением

Нарушение устной речи

Недостатки речи, наблюдающиеся при умственной отсталости, задержке психического развития, недостатках слуха и зрения выступают как вторичные нарушения психического развития, следствия первичных дефектов, которыми являются либо дефекты аналитико-синтетической деятельности коры, следовательно, прежде всего мышления, либо недостатки слухового или зрительного восприятия.

Психологи и педагоги при изучении детей с недостатками речи широко используют так называемую клиническую классифика­цию. В ней выделяют два типа недостатков устной речи. Кнедостаткам устной речи относятся недостатки звукового (фонационного) оформления и структур­но-семантического (лексико-грамматического).

К недостаткам звукового оформления устной речи относятся расстройства голосообразования вплоть до полного отсутствия голоса, все они обозначаются термином «дисфония»; нарушения темпа речи: патологическое замедление — брадилалия и ненор­мально быстрый темп — тахилалия;

нарушения темпо-ритмической организации речи — заикание; выраженные недостатки произношения звуков речи — дислалия; отдельные виды дефектов зву­кового оформления составляют недостатки произношения и тем­бра голоса, связанные с анатомическими дефектами речевого аппа­рата (чаще всего это расщелины верхнего неба и верхней губы) — ринолалии и недостатки произношения звуков, возникающие в ре­зультате нарушенной иннервации органов речи — дизартрия.

Недостатки структурно-семантического оформления речи наи­более ярко выражены при алалии, которая представляет собой грубое недоразвитие речи или ее отсутствие вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры мозга во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве, а также наруше­ние в результате локальных поражений головного мозга уже сфор­мированной речи, которое называется афазией.

Психолого-педагоги­ческая классификация выделяет две группы недостатков речи: недостатки средств общения и недостатки применения средств

общения.

К первой группе недостатков речи относятся фонетико-фонематическое недоразвитие, проявляющееся в дефектах формирова­ния произносительной стороны речи, вызванных недостатками произношения и восприятия фонем, и общее недоразвитие речи, объединяющее ряд сложных дефектов речевого развития, при ко­торых отмечаются недостатки как звуковой, так и смысловой сто­роны речи, т. е. ее системное недоразвитие.

Вторая группа недостатков речи согласно психолого-педагоги­ческой классификации — нарушения в применении средств об­щения. Сюда относятся заикание в разных формах, а также нару­шения темпа речи.

Принято считать, что в «чистом виде» заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи при нормаль­но сформировавшихся средствах общения. Вместе с тем в ряде случаев заикание наблюдается у некоторых детей с общим недо­развитием речи, выступая как компонент сложного дефекта.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), относящее­ся к группе нарушений средств общения, наблюдается при ринолалии и дизартрии.

К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся алалия, афа­зия, а также дизартрия и ринолалия.

Нарушение средств общения

Исследователями выделены несколько групп нарушений средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недо­развитие речи, афазия.

Наши рекомендации