Конфликтологическая практика

 Конфликтологическая практика -это разрешение реальных конфликтов и обучение искусству справляться с конфликтами.

 В конфликтологическую практику свой вклад внесли:

  • 1. Горовиц и Бордман – создали специальную программу психологического тренинга. 2. Ч. Освуд – предложил методику «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности». 3. Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Ш. Фэйр и Х. Корнелиус, Д.Дена, Т.Крум – создали переговорные методики разрешения конфликта. 4. Р. Фишер и У.Юри – Гарвардский метод принципиальных переговоров.

 Становление конфликтологической практики:

  • 1970 гг. – интенсивная разработка методик переговоров с участием посредников – медиаторов.
  • 1980 гг. – появление специалистов – практиков.
  • 1990 гг.- введение в Украине практики медиаторства.

 Возникновение конфликтологических центров:

  • - 1986 г.- создание в Австралии Международного центра разрешения конфликта.
  • -1993 г.- открытие первого в России Центра разрешения конфликтов.
  • -1997 г.- создан Кубок конфликтологов-медиаторов.

 Бесконфликтная модель общества – это согласие и сотрудничество, которые являются основой интеграции общества и его успешного поступательного развития .

 Онтосинтез – разновидность бесконфликтной модели общества:

  • Возможность и способность человека синтезировать бытие в сознании.
  • Процесс порождения некой целостности из отдельных составляющих материала .

 Предмет онтосинтеза – бытие без конфликта .

 Развитие конфликтологии в советское время происходило на основе двух подходов:

  • 1. Согласие и сотрудничество, общественный порядок и единство - все это выражение одной воли.
  • 2. Единство и порядок в обществе опираются только на силу, принуждение. Господство одних и бесправие других.

 В советской науке господствовал принцип бесконфликтности. Конфликты могли быть только проявлением враждебной западной идеологии или пережитков прошлого.

 Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах:



  • В первом: конфликт – аномальное явление.
  • Во втором: конфликт – неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми.

 Развитие конфликтологии в Украине:

  • 1924-1990 гг.- период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук – отраслей конфликтологии.
  • 1990 г. – настоящее время – появление первых междисциплинарных исследований, конфликтология выделяется в самостоятельную науку.

Типология конфликтов

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует конфликтолога в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-то определенному признаку — Основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, его содержание, его длительность, его причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы его решения и пр. (подробнее классификация межличностных конфликтов рассматривается в гл. 5, § 4). В зависимости от того, какое из этих оснований важно учитывать в данных конкретных обстоятельствах, конфликтолог обращается к той или иной классификации.

В последующих главах рассматриваются типы конфликтов, различающиеся по составу их участников. По этому основанию выделяются следующие типы конфликтов:

Внутриличностные;

Межличностные;

Групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности);

Конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы-коллективы подразделений организации):

Межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Соотношение между этими типами конфликтов схематически изображено на рис. 2.1.

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные — в межличностные, межличностные — в групповые).

5. Анатомия конфликта: структурные элементы

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Для того чтобы анализировать структуру конфликта, выделим несколько важнейших его составляющих.

А) Конфликтующие стороны

В конфликте участвуют, как минимум, Две конфликтующие стороны («конфликтанты» ) — отдельные индивиды или целые группы (бывают Многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами, но мы их рассматривать не будем). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники — Сочувствующие (той или другой стороне), Провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные Жертвы (известно: «когда паны дерутся, у хлопцев чубы трещат»).

Конфликтологу, желающему разобраться в каком-либо конкретном конфликте, необходимо, прежде всего, обратить внимание на социальные и психологические характеристики конфликтантов. Под социальными характеристиками здесь понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, авторитет и пр. Психологические характеристики — это свойственные человеку личностные черты. Эти черты часто во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта. Есть «трудные» люди, «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, могущую легко перейти в конфликт. Поведение человека в конфликте и основные типы «конфликтных» личностей подробно рассмотрены в гл. 3.

Б) Зона разногласий

Конфликт возникает только тогда, когда есть Зона разногласий — предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за какого-то пустяка, в котором стоит только одному из спорщиков уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» — ив результате к расхождениям по делу добавляются еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласий разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, естественно, стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.

В) Представления о ситуации

Каждый из участников конфликта составляет свое Представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого.

Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» — спросил Чехов. — «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», — ответил убийца. Видимо, у погибшего было представление, что его манера еды не заслуживает столь сурового наказания. Но, к несчастью, у убийцы оказалось другое представление об этом.

Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Тут вступает в действие принцип, сформулированный социологом У. Томасом («теорема Томаса»):

Наши рекомендации