Гуманистическое воспитание

Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиска своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация– это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогической психологии психотерапевт и психолог-педагог должен возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Главными понятиями гуманистического воспитанияв педагогической психологии являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», называют значимым для человека учением. Условия, при которых оно может состояться:

1) ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них;

2) педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно;

3) педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает таким, каков тот есть;

4) педагог проявляет эмпатию к ученику, способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой;

5) педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистического воспитаниядолжен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами гуманистического воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОРРИГИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ

Поведение, не соответствующее моральным нормам и требованиям общества, принято обозначать термином «асоциальное». В отличие от аномального поведения детей, характеристика которого связана с мозговой патологией, асоциальное поведение социально детерминировано, обусловлено влиянием отрицательной микросреды, ненормальными взаимоотношениями в семье, недостатками, ошибками семейного и школьного воспитания.

Психологическая наука на основе глубокого изучения особенностей формирования нравственной сферыличности убедительно показала, что ни состав, ни специфическое качество фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами». Так называемые «трудные» дети – это педагогически запущенные дети. Нравственная деформация их личности – следствие педагогических просчетов. Наиболее рельефно типичные особенности «трудного» ребенка проявляются в подростковом возрасте, когда изменяется социальная позиция ребенка, обусловливая не только новую направленность его деятельности, но и новое отношение к нему, определение его обществом. Сложность данного этапа психического развития состоит в том, что, с одной стороны, подростковый возраст – это типичная эпоха детства. С другой – мы имеем дело с растущим человеком, стоящим на пороге взрослой жизни, стремящимся к самостоятельности, самоутверждению, признанию со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Термином «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг детей, требующих коррекции их личности. Сюда относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, сопротивляющиеся требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности – вот основной путь предупреждения и преодоления капризов, упрямства, непослушания.

Известная часть детей отличается озорством, недисциплинированностью, грубостью. К таким ученикам особенно необходим индивидуальный подход, и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими детьми предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность.

Работа с «трудными» детьми обусловливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего:

1) внимательное, доброжелательное отношение к ребенку;

2) опору на его положительные качества;

3) доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.

Наши рекомендации