Профессионального образования
Личностно ориентированное содержание образования
Из сущности личностно ориентированного образования следует необходимость обеспечения саморазвития, самообучения, самовоспитания учащегося в ходе овладения знаниями и умениями. Значит, содержание учебного материала должно быть определенным образом сконструировано. Учебный материал должен включать предшествующий опыт обучаемого. Речь идет не о преемственности содержания обучения и не о межпредметных связях, а об органичной взаимосвязи предшествующего субъективного профессионально-образовательного опыта учащихся и содержания учебного материала вновь изучаемых учебных предметов. Отсюда следует необходимость принципиального изменения практики проектирования содержания образования, представляемого в учебных предметах и учебных дисциплинах.
Выделение в содержании образования структурной единицы «учебный предмет» подчеркивает теоретико-познавательный, гносеологический аспект его рассмотрения. В наименовании «учебная дисциплина» подчеркивается нормативно-деятельностный аспект.
Учебные предметы представляют собой дидактически «препарированное» отражение соответствующей науки: математики, физики, химии, биологии и др. Учебные дисциплины являются комплексными по отношению к базовым наукам и делятся на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, подразделяются на общенаучные, базисные и дисциплины специализации.
Рассмотрим совокупность личностно ориентированных факторов, влияющих на построение учебных предметов и дисциплин.
В процессе усвоения учебного материала у обучаемых формируются знания, умения и навыки и развиваются познавательные способности. В наибольшей степени когнитивно ориентированное обучение развивает такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление и речь. Доминантой личностно ориентированного образования является развитие личности. А значит, в процессе усвоения учебного материала необходимо также развивать познавательные способности, в первую очередь обучаемость, социально и профессионально значимые качества, формировать устойчивую учебно-профессиональную мотивацию.
Реализация развивающей функции образования возможна и на уровне учебных предметов, но наибольшим развивающим потенциалом обладают учебные дисциплины, которые в большей мере позволяют включать в содержание образования практико-ориентированный учебный материал, а главное, предшествующий субъективный опыт обучаемых.
Опыт — это совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Субъективный опыт обучаемых — это совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение, физическая среда и др.1
Субъективный опыт личности включает жизненный, образовательный и профессиональный опыт.
Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и качеств личности. Каждый из этих видов опыта выполняет мотивирующую, операциональную, или инструментальную, и оценочную функции. Наиболее важной является операциональная функция, позволяющая человеку выступать активным субъектом осваиваемой деятельности, используя в отдельности или комбинируя и обогащая имеющиеся знания, умения и навыки.
Включение в содержание образования ведущих компонентов субъективного опыта: знаний, умений и навыков — приводит к образованию личностно ориентированного учебного материала. Конфигурация и характер связей внутри субъективного опыта как системы представлены на рис. 6.
Субъективный опыт личности
Жизненный опыт человека | ||||||
Образовательный опыт обучаемого | ||||||
Профессиональный опыт специалиста | ||||||
Личностно ориентированный учебный материал | ||||||
Рис. 6. Конфигурация и характер связей субъективного опыта
Преобразование субъективного опыта в личностно ориентированный учебный материал возможно при условии применения особых процедур. К ним относятся:
• диагностика конкретного вида опыта;
• структурирование данных опыта;
• нахождение технологических приемов актуализации субъективного опыта обучаемых.
Для диагностики субъективного опыта обучаемых целесообразно использование двух форм тестовых заданий:
• со свободной формой ответа (тексты с пропусками, задания на дополнение, краткий ответ, микросочинение);
• предполагающих выбор ответа (установление связи, альтернативные формы ответа, выбор ответа).
Индивидуальные результаты диагностики соотносятся с учебными программами, если речь идет об использовании образовательного опыта обучаемого, либо с профессиограммами и квалификационными характеристиками, если предполагается использование профессионального опыта специалиста. Структурирование опыта осуществляется в процессе заполнения диагностического листа субъективного опыта обучаемых, представляющего собой матрицу, состоящую из двух частей: названий тем занятий и категорий субъективного опыта1.
На горизонтальной линии фиксируются темы занятий, а по вертикали указываются следующие категории опыта:
• отношение к учебному материалу занятия: личностный смысл и значимость, интерес, готовность к учебе;
• обученность (подготовленность): преемственность темы занятия с предшествующим программным материалом; наличие знаний по теме занятия; жизненные, учебные и профессиональные ситуации, значимые для занятий;
• сформированность индивидуальных познавательных способностей: трансформационных (самостоятельное использование ранее изученного учебного материала); трансфертных (умение переносить прошлый опыт в новые учебно-профессиональные ситуации); аналитических (способность упорядочивать, систематизировать свой прошлый опыт); имитационных (умение воспроизвести прошлый опыт в новых учебно-профессиональных ситуациях); способности к рефлексии своего опыта.
Уровень выраженности этих трех категорий субъективного опыта фиксируется следующим образом: ярко выражена, присутствует, не обнаружена.
Диагностический лист субъективного опыта является основой для нахождения эффективных лич-ностно ориентированных технологий, органично учитывающих субъективный опыт обучаемых.
Включение в учебный материал субъективного опыта порождает новую психодидактическую реальность, усвоение которой, с одной стороны, обогащает опыт личности, придает знаниям и умениям личностный смысл, с другой - обогащает жизненный опыт. Конечно, не всякий учебный материал можно увязать с прошлым опытом обучаемого. Когда усваивается знаковый, перегруженный абстрактными понятиями, формулами материал, имеющий для обучаемого символический смысл, его субъективное значение может быть минимальным. Например, а + в = с. Другое дело, когда для ученика за этим выражением стоит какая-либо жизненная ситуация. Например, человек купил две вещи за 2 и 3 рубля. Сколько было потрачено денег? Формула может приобрести определенный личностный смысл.
Приданию личностного смысла содержанию учебного материала способствует также оценка его значимости для обучаемого.
Исследования Н. Н. Обозова показали, что включение в контекст учебного материала субъективно значимых задач, ситуаций из жизненного опыта повышает мотивацию учения.
Мотивирующее значение ситуации или задачи, предлагаемой обучающимся, зависит от следующих факторов:
• знания (незнания) алгоритмов решения конкретной задачи или класса подобных задач (как полное знание, так и полное незнание снижают интерес); наличия общего, типичного и индивидуального уровня знаний, умений, навыков, отражающего субъективный опыт каждого и всей группы в целом;
• способов решения и соответственно мотивированности — отношения к ситуации, задаче как нужным лично, для дела, для других1.
Т. В. Римкувене показывает возможности личностно ориентированного обучения на примере опыта преподавателя математики Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий Л. Н. Смирновой. Приведем основные этапы педагогического процесса.
1. Предварительная (стартовая) диагностика и установление доверительного общения с учащимися:'
• анкетирование, направленное на определение мотивации изучения математики;
• входной срез знаний в форме тестирования, по-зволяющии выявить базовый уровень подготовки по предмету.
Результатом диагностики является установление личностного контакта с каждым учащимся и определение его индивидуального опыта изучения математики. На этом этапе педагог в непосредственном общении проявляет открытость, искренность, безусловное принятие индивидуальности и опыта учащихся, формируя эмоционально комфортный фон в учебной группе. *
2. Подготовительный этап — формирование положительной мотивации на изучение предмета и базового опыта. Стартовая диагностика показала, что мо- > тивация на изучение математики средняя. Педагог отслеживает ее изменение, появление и развитие чувства удовлетворения от процесса работы с математическим материалом. Формирование базового опыта осуществляется в процессе овладения основами матема-,1 тики путем заучивания основных понятий, формул, правил. Учащиеся со значительными пробелами в знаниях при воспроизведении «зазубренного» материала переживают личный успех. Подготовительный этап длится около месяца, его результатом является обогащение индивидуального опыта учащихся.
3. Основной этап — преподавание математики в соответствии с учебной программой. Важное значение имеет формирование личного знания в процессе экстериоризации индивидуального опыта учащихся.
Выделим основные подходы реализации педагогом Л. Н. Смирновой процесса личностно ориентированного обучения:
• формирование мотивации учения в процессе работы с учебным материалом, отказ от отметочной мотивации;
• создание ситуации успеха, творческой атмосферы и свободы самовыражения в учебном материале математики;
• организация изучения учебной темы как самостоятельного порождения нового опыта в результате экстериоризации учащимися предыдущего опыта, его разворачивания и рефлексии;
• сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы;
• прием перекодирования, способствующий переводу мыслеобраза в различные средства самовыражения в предмете;
• использование специфических средств контроля эффективности индивидуальной траектории продвижения в изучении предмета1.
Большие возможности включения в учебный материал субъективного опыта обучаемых имеются у предметов гуманитарного цикла: истории, философии, экономики, психологии и др.
Включение в учебный материал субъективного опыта, структурирование рабочих учебных планов с учетом личностно ориентированного подхода позволяют обеспечить вариативность содержания образования.
Усиление развивающей функции содержания образования обусловливает необходимость проектирования курсов, практикумов, направленных на формирование профессионально важных качеств, социально-профессиональных умений и форм поведения.
Анализ профессиональных функций специалистов показывает, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность, инициативность, сверхнормативная профессиональная активность и др. В зарубежной педагогике эти качества возведены в ранг ключевых квалификаций. Формирование отдельных личностно и профессионально значимых качеств происходит уже в процессе социализации личности, другие развиваются в ходе профессионального образования, третьи приобретаются в процессе профессионализации.
Развитие этих качеств в профессиональной школе требует особых личностно ориентированных технологий, применяемых при изучении всех учебных предметов и дисциплин. Помимо такого общего подхода оправдано введение в учебные планы блока дисциплин, основной целью которых является развитие ключевых квалификаций. К ним можно отнести такие учебные курсы, как «Социальные коммуникации», «Основы самоменеджмента», «Конфликтология», психолого-дидактические практикумы «Социально-профессиональное поведение», «Технология переговорной деятельности», «Деловое общение» и др.
Личностно ориентированные технологии образования
Проведенный выше анализ личностно ориентированного образования позволяет определить технологии этого процесса. Но прежде всего следует выяснить, что такое технология и какие виды технологий применяются в образовании.
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, logos — учение, понятие) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо объекта.
В научно-технической литературе широко применяются понятия, связанные с социальными, информационными, биологическими, производственными и другими технологиями. В научно-педагогической литературе используются термины «педагогические технологии», «технологии обучения», «психотехнологии», «инновационные технологии» и др. Рассмотрим эти понятия. Исходным является понятие «педагогическая технология». Его общепризнанного определения в отечественной педагогике и психологии пока нет.
В. М. Монахов, рассматривая инновационные технологии в профессиональном образовании, приводит 12 определений технологии, среди них — определение ЮНЕСКО. Педагогическая технология — это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Исследователь дает и собственную трактовку: «Технология — это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики»1.
Масштабы создания новой технологии могут быть разными: от урока и системы уроков до крупномасштабной акции пересмотра методической системы обучения, содержания обучения, учебного процесса, проектирования профессиональной школы нового типа.
Анализируя различия технологии и методики, В. М. Монахов уточняет свое понимание педагогической технологии. Если методика в большинстве случаев — это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента: 1) она гарантирует конечный результат; 2) является проектом будущего учебного процесса.
Итак, педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.
Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает педагога высококвалифицированным, больше раскрепощает его личность, способствует значительному усилению роли обучаемого и открывает новые 'Горизонты развития творчества педагога — автора проекта. А это уже новая роль и функция педагога.
Психологические технологии — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. Поскольку речь идет о субъектах деятельности, то в равной мере к ним относятся и обучаемые и обучающие. Видами деятельности могут выступать обучение и воспитание, а также деятельность по изменению личности, развитию ее структурных составляющих: направленности, образованности, опыта, познавательных способностей, психофизиологических свойств. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, имитационные и ролевые игры, групповые дискуссии и др.
Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие индивидуальности людей, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса.
Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно ориентированная терапия и др. Приведем их краткую характеристику.
Психологическая профилактика — содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, малых групп и коллективов, преду преждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений.
Психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом.
Психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.
Личностно ориентированная терапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориентированной психотерапии не существует: одни и те же методы могут с успехом использоваться в обеих сферах.
Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный 3. Фрейдом.
Психологическая реабилитация понимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. Полностью восстановить утраченное невозможно. Речь, следовательно, идет о том, что еще можно сохранить. Главное в реабилитации — правильное определение предмета и реструктуризация виртуальных атрибутов личностных жизненных смыслов1.
Процесс реабилитации предполагает, как правило, проведение процедуры профотбора, профкон-сультации и профориентации, которая сводится к поиску соответствия между личными и профессиональными качествами кандидата и требованиями профессии. Средства решения задачи профориентации достаточно развиты и включают в себя составление профессиограмм для различных видов деятельности, индивидуальное социопсихологическое и психологическое обследование кандидатов, систему обучения и переподготовки и т. п.
Реализуются эти виды психологической помощи в процессе разного рода психологических тренингов. К ним относятся трансактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.
На основе традиций гуманистической психологии за рубежом в 1960-е гг. разрабатывается тренинг социальных и жизненных умений. Данный вид психотехнологии применяется для профессиональной подготовки педагогов, менеджеров, руководителей предприятий в целях их психологической поддержки и развития. В этой технологии выделяют три основные используемые модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:
• первая модель включает семь категорий жизненных умений: решение проблем, общение, настойчивость, уверенность в себе, критичность мышления, самоуправление и развитие «Я»-концепции;
• вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на четыре категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие аутентичности и принятие решений;
• третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки1.
В 1970-е гг. за рубежом разрабатываются тренинги, которые также можно отнести к психологическим технологиям. Данные технологии были предназначены для повышения квалификации специалистов, работающих с людьми, прежде всего руководителей промышленного производства, и имели своей целью развитие их социально-психологической компетентности2.
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. У нас в стране именно данный термин является наиболее используемым для обозначения большинства видов психолого-педагогической работы с группами. Отечественными специалистами этот метод используется в работе с руководителями предприятий, с представителями других коммуникативных профессий — врачами, педагогами, а также с родителями и детьми.
Все многообразие методов, приемов, техник, используемых в психологических тренингах, можно объединить в следующие группы:
• дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т. д.);
• игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, трансактный анализ и т. д.);
• релаксационные методы (техники релаксации и медитации);
• интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);
• сенситивные тренинги (тренировка межличностной чувствительности, уверенности в себе и др.);
• психогимнастические упражнения.
В обобщенном виде репертуар психотехнологий представлен на рис. 7.
Рис. 7. Психотехнологии личностно ориентированного образования
Анализ литературы по проблемам личностно ориентированного образования показывает, что авторы не приводят определения личностно ориентированных технологий. Педагоги в основном используют понятие «педагогические технологии», психологи —, «психологические технологии». Возникает вопрос: а есть ли, собственно, свой состав технологий у личностно ориентированного образования?
В рамках когнитивно ориентированного образования накоплен огромный репертуар форм, методов, средств его реализации. В педагогической психологии, в свою очередь, также разработаны разнообразные технологии. Очевидно, что при определении состава личностно ориентированных технологий неизбежно заимствование из уже имеющихся педагогических и психологических технологий.
Личностно ориентированные технологии образования, направленные на обучение, воспитание и развитие личности, частично совпадают и с педагогическими и с психологическими технологиями. Соотношение педагогических, психологических и личностно ориентированных технологий схематически представлено на рис. 8.
Рис. 8. Соотношение педагогических, психологических * и личностно ориентированных технологий
И. С. Якиманская подчеркивает, что организация личностно ориентированного обучения требует новых технологий, «целью которых (на всех этапах обучения) является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опыта творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого ученика»1.
Но, чтобы определить состав личностно ориентированных технологий, следует выявить их отличительные особенности, признаки. Основываясь на вышеизложенной сущности личностно ориентированного образования, приведем следующее определение личностно ориентированных технологий профессионального образования. Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.
В этом определении подчеркиваются следующие моменты личностно ориентированных технологий профессионального образования:
• целевая установка на развитие личности;
• конгруэнтность содержания образования будущей профессиональной деятельности;
• опора на субъективный опыт обучаемых;
• интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
• взаимодействие обучаемых и педагогов;
• индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Реализация технологии в профессионально-образовательном процессе обеспечивается соблюдением следующих условий:
• наличия четкой и диагностически заданной цели обучения, т. е. измеримого представления об ожидаемом результате;
• представления изучаемого учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.;
• наличия достаточно устойчивой последовательности, логики, этапов выполнения учебных заданий;
• указания способов взаимодействия участников профессионально-образовательного процесса;
• мотивационного обеспечения субъектов педагогической деятельности и учения, основанного на реализации их личностных функций в этом процессе;
• указания границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности педагогов, допустимого отклонения от правил;
• открытости обучения профессиональному будущему, направленности на его предвосхищение.
Личностно ориентированное образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии должны быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности. Единицей анализа личностно ориентированных технологий выступают способы. Наглядно взаимосвязь всех составляющих личностно ориентированного образования представлена на рис. 9.
Рис. 9.
Рассмотрим технологии, в наибольшей степени удовлетворяющие принципам личностно ориентированного образования.
Одним из видов личностно ориентированных технологий являются диалогические методы обучения. К ним относятся групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции.
Широкое распространение в профессиональном образовании получили личностно ориентированные игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры.
В меньшей степени в профессионально-образовательном процессе учебных заведений используются тренинговые технологии, но в практике повышения квалификации они широко применяются. Действенность этих технологий высокая, нужны новые формы и методы их проведения. Адаптация существующих психотренингов и проектирование новых с учетом личностно ориентированного подхода представляются сейчас актуальными. К личностно ориентированным тренинговым технологиям можно отнести тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг.
Наряду с адаптацией уже существующих технологий к особенностям личностно ориентированного образования актуальным становится проектирование интегративных личностно ориентированных технологий. К ним относятся диагностирующие семинары-тренинги, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни.
На продуктивность реализации личностно ориентированного образования влияет учебно-пространственная среда, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проектирование этой среды также представляет вид технологии.
Из определения сущности личностно ориентированного образования следует необходимость постоянного отслеживания развития личности. Поэтому следующей технологией является мониторинг профессионального развития обучаемых.
Один из основополагающих принципов личностно ориентированного образования — фасилитацион-ный подход, т. е. личность педагога, особенности его профессионально-психологической деятельности также могут быть отнесены к разновидности личностно ориентированных технологий. Естественно, что не всякая педагогическая деятельность соответствует сути личностно ориентированного образования. В наибольшей мере ей адекватно личностно ориентированное общение педагога и обучаемых1. Это взаимодействие создает наилучшие условия для развития мотивации обучения, придает профессионально-образовательному процессу творческий характер и позволяет максимально учесть личностные особенности педагогов и обучаемых. Назовем это личностно ориентированное общение педагогической интеракцией субъектов образования.
Схематически взаимосвязь компонентов личностно ориентированного образования и его технологий можно представить следующим образом (рис. 10).
Цели профессионально-образовательного процесса:
• профессиональное развитие личности;
• формирование профессиональных знаний, умений, навыков и повышение профессиональной компетентности;
• приобретение опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
• актуализация профессионально-психологического потенциала;
|
| ||||||
Взаиморазвитие
Рис. 10. Взаимосвязь компонентов и технологий личностно ориентированного образования
• развитие профессионально важных качеств и ключевых квалификаций.
Теоретическая основа: концепция личностно ориентированного образования.
Глава 3