Практическая значимость работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………3Глава I. Подходы зарубежных и отечественных психологов к проблемам семейных ценностей……………………….......................................................7

1.1. Модели семьи и особенности семейных ценностей ……………..7

1.2. Воспитательная функция и детско-родительские отношения как основная семейная ценность …………………………………………………...20

1.3. Семейные факторы, влияющие на эмоциональную сферу дошкольника…………………………………………………………………..41

Выводы к I главе ..……………………………………………………...48

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье………………………………………….51

2.1. Организация и методы исследования ……………………………...51

2.2. Анализ результатов исследования………………………………….57

Выводы к II главе…..……………………………………………………....74

Заключение……………………………………………………………..77

Список литературы ……………………………………………………79

Приложение ……………………………………………………………83


Введение

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей.

Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами и др. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы - 64,4%, матери - 82,2% (B.C. Собкин, Е.М. Марич, 2002).

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Современная ситуация в стране вызвала в нашем обществе такими проблемами как:

—ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического);

—социально-экономические проблемы - стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально - психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

—личностные проблемы родителей - усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания и др.

Возникшие проблемы привели к дисфункции детско-родительских взаимоотношений.

Одним из последствий семейной дисфункции является увеличение количества тревожных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Мы считаем, что основная причина появления детской тревожности - родительская гиперопека. Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Повышенная тревожность старшего дошкольника может сыграть существенную роль в школьной дезадаптации. Задача педагогов-психологов - помочь семье осознать это, проводить основы психолого-педагогического просвещения родителей и др.

Данная проблема рассматривалась в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Г. Крайг, В.Н. Мясищев, Ф. Райс - в сфере особенностей межличностного взаимоотношения детей, а в сфере изучения проблемы семейного воспитания таких как Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузов, И.И. Захаров, М.И. Лисина, А. Спиваковская, Э. Фром, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и других. Они отмечают, что семейное воспитание играет особую роль в формировании личности ребенка. Отчужденность со стороны семьи и ближайшего окружения негативным образом сказывается на складывающемся у ребенка характере и в дальнейшем определяет всю его жизнь в обществе.

Объект исследования:семья

Предмет исследования:взаимосвязьсемейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с ребенком 6-7 лет.

Цель исследования:изучение взаимосвязи семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с дошкольником.

Гипотеза исследования:семейные ценности и удовлетворительные семейные отношения супругов отражаются на эмоциональных отношениях с детьми, а также соответственно отражаются в эмоциональной сфере ребенка.

Задачи исследования:

1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить, какие семейные ценности влияют на эмоциональные отношения в семье с дошкольником.

3. Исследовать взаимосвязь семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье.

Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов исследования:

I.Общенаучные методы: теоретический анализ литературы по проблеме изучения семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с дошкольником.

II. Диагностические методы: анкетирование, тестирование.

III. Метод математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента.

Эмпирическая база исследования: ДОУ детский сад №27 г. Белорецка Республики Башкортостан. Испытуемыми являлись старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет, в количестве 22 человек.

Теоретическая значимость работы.

В ходе исследования получены и обоснованы данные о теоретических аспектах взаимоотношений в семье об их эмоциональных факторах, а также изучены семейные ценности и их взаимосвязь с уровнем удовлетворенности брака. Определены психологические условия, способствующие возникновению отрицательных эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Практическая значимость работы.

Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы детского сада, а также при организации воспитательного процесса, педагогами дошкольного образования, социальными педагогами. Кроме того, полученные данные будут представлять определенный интерес для родителей, психологов, воспитателей, студентов в курсе возрастной и семейной психологии, психотерапевтов и психоневрологов.

Структура работы.

Работа состоит из: введения, двух глав и выводов после каждой главы, заключения, списка литературы из 61 источника. Общий объем работы – 83 страницы, приложение - 31 страница.

… …. … …

Наши рекомендации