Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из ведущих задач, решение которой предусмотрено, как известно, в реабилитационных центрах. Ее актуальность определяется тем, что в подавляющем большинстве случаев у детей наблюдаются разнообразные нарушения и расстройства психологического характера, дисгармонии в психическом развитии, которые существенным образом затрудняют возможность их успешной социальной интеграции.
Под психологической реабилитацией понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.
Предваряющим любые мероприятия по психологической реабилитации является этап психодиагностики, в ходе которого за счет оценки особенностей актуального психического развития ребенка, прогноза возможностей его развития происходит определение не только показаний к психологической
реабилитации, но и формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оптимальные варианты методических приемов и средств реабилитации. На основании ее результатов базируется составление программы психологической реабилитации. При этом важную роль в обеспечении адекватности, перспективности, целевых установок психологической реабилитации играют соответствующая клинико-физиологическая информация, характеризующая динамику и прогноз течения заболевания, сведения о социальном статусе ребенка и его семьи.
Таким образом, на диагностическом этапе сопоставления индивидуальной программы реабилитации определяются показания к психологической реабилитации, к которым в первую очередь относятся:
- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.);
- патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);
- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость,тревожность и т.п.);
- общие нарушения интеллектуального, умственного развития (умственная отсталость, задержка умственного развития);
- неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обуславливающее нарушения поведения.
Ко второму классу показаний следует отнести те особенности психологического развития ребенка, которые не являются патопсихологическими, но тем не менее, могут существенно затруднять возможность его социальной интеграции. В их число входят:
- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
- неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
- узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентации;
- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.
Третий класс показаний определяется условиями социальной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности психического развития ребенка. К ним относятся:
- дисгармонии во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок - мать", "ребенок - отец", в частности;
- различного рода нервно-психические расстройства, выявляемые у родителей;
- асоциальное поведение членов семьи;
- нерациональность доминирующих форм семейного воспитания (типичным здесь является гиперопека);
- нерациональность отношения родителей к различным реабилитационным мероприятиям, неадекватность их оценки жизненных перспектив ребенка.
Одной из важных задач, решаемых в ходе диагностического этапа, является определение психологического реабилитационного потенциала, под которым понимается уровень сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психических функций, позволяющих при определенных условиях компенсировать или восстанавливать психологические нарушения.
При реализации мероприятий по психологической реабилитации особая роль принадлежит контролю и подведению ее промежуточных итогов.
Завершающим этапом психологической реабилитации является оценка ее эффективности и подведение общих итогов.
Собственно методический аппарат психологической реабилитации включает в себя проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Так в отношении психологической консультации можно отметить, что как метод психологической реабилитации она является наиболее универсальной, может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции, не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показана практически во всех случаях. В принципе, психологическое консультирование необходимо проводить на начальном этапе диагностики заболевания ребенка. Сами дети в роли консультируемых могут, как правило, выступать с 12-14 лет, до этого же консультируются родители.
Использование психотерапевтических методов реабилитации показано при системных расстройствах на уровне личности (неврозоподобных и психопатоподобных), различных психосоматических дисфункциях, нарушениях поведения, эмоционально-мотивационных расстройствах. Их эффективное применение может быть затруднено в ситуациях выраженных интеллектуальных нарушений, на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок еще не владеет необходимыми навыками общения и поведения. Как показывает опыт, реальное вовлечение ребенка в психотерапевтический процесс наблюдается ориентировочно с 4-летнего возраста. Существует множество психотерапевтических техник: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, позитивная психотерапия, поведенческая психотерапия, арттерапия, эстетотерапия, нейролингвистическое программирование. В работе с детьми наиболее целесообразно использование игровых, эмоционально насыщенных форм психотерапии, а также арттерапии (музыкотерапии, танцтерапии и т.п.). Здесь же следует отметить, что проведение семейной психотерапии возможно как с активным вовлечением в ее процесс только родителей, так и родителей совместно с детьми. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.
Психокоррекция, в отличие от психотерапии, например, в большей мере ориентирована не на патопсихологические, а
на "нормальные", но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления индивида (см. выше показания к психологической реабилитации второго класса). Но при этом в ее ходе могут широко использоваться и собственно психотерапевтические приемы. Одним из существенных ограничений использования психокоррекционных методов является также возраст ребенка, а наиболее эффективно ее применение в игровой форме.
Психологический тренинг решает более локальные по сравнению с другими методами психологической реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникативный тренинг, аутотренинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному цензу ребенка и могут быть использованы на относительно более ранних этапах онтогенеза. В ряде случаев целесообразно обучение родителей приемам тренинговых упражнений в целях их проведения в домашних условиях.
Практически все мероприятия по психологической реабилитации (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность проведения занятий, упражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требует до нескольких месяцев целенаправленной работы. Условия РЦ, как правило, соответствуют этому требованию, так, проведение мероприятий возможно в условиях дневного стационара. Как показывает опыт, ряд реабилитационных мероприятий (тренинговых, коррекционных) может успешно проводиться специалистами центра на дому у ребенка.
Индивидуальные программы психологической реабилитации могут подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррекционных, тренинговых). Это обуславливает и необходимость определенной специализации психологов, психотерапевтов, ответственных за реализацию данных программ. При этом психодиагностическая работа также требует специальной подготовки. Все сказанное позволяет считать целесообразным выделение в РЦ специального психологического отделения, сотрудники которого будут ориентированы на проведение определенного круга необходимых мероприятий.
Существенно важной является оценка эффективности психологической реабилитации. Она может проводиться путем контрольных психодиагностических обследований или психодиагностических оценок поведенческих реакций ребенка. В данном случае предпочтительным является вариант оценки эффективности психологической реабилитации исходя из степени решения ее концептуальных, а не локальных задач, а именно исходя из успешности овладения ребенком различными видами и формами деятельности, адекватности и успешности включения его в различные области социальных отношений, которые соответствуют возрастным нормативам.
Такую оценку целесообразно проводить не чаще 1-2 раз в году, а в качестве ее параметров следует использовать не только конкретные психологические, а социальные и поведенческие показатели.
В заключение, вероятно, следует указать на специфическую роль, особое место психологической реабилитации в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Она обусловлена, во-первых, тем, что в качестве объекта реабилитации выступают не только ребенок-инвалид, но и его семья, ближайшее окружение. Во-вторых, во многих случаях результаты психологической реабилитации прямо и непосредственно предопределяют успешность восстановительного лечения, общего и профессионального обучения, бытовой реабилитации, т.е. обеспечивают эффективность других реабилитационных мероприятий. В-третьих, именно результаты психологической реабилитации предопределяют тот или иной социальный эффект различных реабилитационных мероприятий
Педагогическая реабилитация
Педагогическая реабилитация, имея своей основной целью обучение, воспитание и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с отклонениями в развитии предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.
В процессе образования детей с ограниченными возможностями кроме общих целей обучения и воспитания решаются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической реабилитационной работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических
свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционным развитием достигается исправление (преодоление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Компенсация дефекта педагогическими мерами реализуется с помощью специальных пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Учитывая сложность и разнообразие задач и средств педагогической реабилитации, а также их зависимость от характера патологии, специфики отклонения в развитии, процесс педагогической реабилитации предваряется этапом диагностики и разработки педагогического аспекта комплексной программы реабилитации.
В процессе диагностики решаются следующие задачи:
- выявляется уровень знаний об окружающем мире и ориентированность в пространстве и времени, уровень знаний и навыков по программному материалу (русский язык, математика, другие предметы), степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, социальная и бытовая адаптация и установки;
- производится психологическое обследование (выявляются особенности восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, поведения;
- собираются сведения о родителях, семье ребенка, условиях воспитания.
На основании этого комплексного обследования решается вопрос о необходимом комплексе мер реабилитации, сроках контроля. Принимается решение о необходимости направления ребенка в то или иное специализированное учебно-воспитательное учреждение и о мерах, осуществляемых в условиях реабилитационного центра в зависимости от направлений осуществляемой здесь педагогической деятельности.
Как правило, в реабилитационных центрах находятся дети, воспитывающиеся в детских садах, обучающиеся в школах общего типа и на дому. Также в реабилитационных центрах могут организовываться специализированные группы детского сада, школа или филиал школы со специализированными классами с учетом особенностей контингента детей-инвалидов.
Организуются логопедические занятия, различные развивающие кружки по интересам и по трудовому воспитанию (кружковая работа может быть организована по единой системе), занятия с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом по развитию зрительных, слуховых функций, интеллекта, социально-трудовой интеграции, внешкольная работа (клубы, экскурсии, летний отдых, праздники). Система кружковой работы должна иметь коррекционную направленность: развитие моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовая адаптация, профессиональная ориентация.
В реабилитационном центре могут быть организованы следующие кружки: рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий (из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики), ткацкий, вычислительной техники (в настоящее время имеется много интересных и эффективных коррекционных компьютерных программ для развития речи, слуха, зрения, интеллекта). Система кружковой работы может быть построена поэтапно в соответствии с программой трудового обучения для общеобразовательных коррекционных учебно-воспитательных учреждений (детских садов и школ).
1 этап (3-10 лет) - обучение ручному труду и элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию.
2 этап (10-14 лет) - общетрудовая подготовка.
3 этап (14-17 лет) - предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
При разработке содержания кружковой работы могут быть использованы разделы указанных программ трудового обучения.
Для детей с отклонениями в развитии при реабилитационном центре было бы целесообразно организовать цикл занятий социально-психологической направленности, способствующих их социальной адаптации и интеграции в общество. Этот цикл предполагает решение следующих задач:
- содействие самопознанию, саморегуляции личности;
- формирование образа собственного "Я", формирование адекватной самооценки и обучение саморегуляции;
- обогащение содержания и форм обучения;
- ориентировка в основных видах социальной активности, формирование социальной культуры;
- формирование здорового образа жизни, обучение навыкам доврачебной помощи.
Уровень реализации этих задач меняется в зависимости от возраста и контингента. Цикл проводится совместными усилиями педагогов, психологов, врачей, социальных работников.
При организации групп детского сада и школы педагогическая деятельность организуется в соответствии с действующими программами обучения и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа организуется в соответствии с изложенными выше положениями.
Определение эффективности реабилитационных педагогических мероприятий оценивается следующим образом. Результаты обучения, воспитания и развития оцениваются путем выявления уровня усвоения каждым ребенком содержания программ обучения и воспитания (в случае организации групп детского сада и школы) для определения возможности наиболее рационального дальнейшего продвижения в изучении программного материала или по результатам реализациипедагогического аспекта программы реабилитации.
В дошкольном воспитании оценка уровня усвоения программы оценивается по трем уровням: выше нормы, норма и ниже нормы. Оценка производится три раза в год: в начале года, в середине (в целях корректировки индивидуальных программ воспитания) и в конце года для подведения итоговых результатов за год и решения вопроса о возможности перевода в другую группу или учебно-воспитательное учреждение (общее или специализированное) для более эффективной реабилитации, для направления в школу.
Оценка результатов осуществляется в процессе учета успеваемости (текущей, итоговой, на экзаменах) в баллах (отметки от 5 до 1). Отметки отражают уровень усвоения программы, предполагающей обучение, воспитание, коррекцию, посредством определения качества знаний, умений, навыков, сформированность качеств и черт личности, норм поведения учащихся в соответствии с нормативами, установленными образовательным стандартом.
Результаты воспитательной и внешкольной работы оцениваются по соответствию реабилитационной программе степени достижения намеченных результатов по трем уровням и могут быть выражены в баллах: 5 - выше нормы, 3 - норма, 1 -ниже нормы. Эффективность результатов обучения и педагогической коррекции определяется уровнем усвоения программного материала по сравнению с нормативами (заложенными в программу), который выражается в условных баллах: "5" - полное глубокое усвоение программного материала, включая дополнительный материал; «4» - полное усвоение программного материала с незначительными пробелами в дополнительном материале; "3" - усвоение программы на минимальном уровне; "2" - существенные пробелы в усвоении программы; "1" - программа не усвоена.
Суммарный результат определяется по среднему баллу. При среднем балле ниже трех необходим кардинальный пересмотр индивидуальной программы реабилитации. Средний балл выше 4,5 свидетельствует о высокой эффективности реабилитации.
На основании оценки эффективности реабилитационных педагогических мероприятий принимается решение о корректировке программы (в случае неэффективного ее выполнения) или продолжении ее реализации. По завершении каждого этапа программы конкретизируется, пополняется реальным и мерами и сроками следующий этап. Все решения окорректировке и дальнейшей разработке педагогического аспекта программы реабилитации принимаются в координации с другими специалистами центра.
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полной реализации реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. Также именно в процессе обучения и воспитания происходят социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь ребенка от болезни.
Оптимальные результаты воспитания и обучения влияют на результативность других аспектов реабилитации: на восстановление и компенсацию утраченных функций, их коррекцию (медицинский аспект), на развитие интеллекта и коррекцию психологических нарушений (психологический аспект), на решение проблем социального характера. И не случайно ни одно реабилитационное учреждение не обходится без педагогической службы. И чем лучше и шире организована эта служба, тем эффективнее осуществляются реабилитация и интеграция ребенка в общество.