Взаимодействие как организация совместной деятельности

Общепсихологическая теория деятельно­сти, признанная в отечественной психологии, располагает принципами и для социально-психологического исследования.
По Л. И. Уманскому, е процессе совместной деятельности возможны три формы взаимо­действия:
1) каждый участник независимо от других де­лает свою часть общей работы — совместно-индивидуальная деятельность;
2) общая задача выполняется последователь­но каждым участником — совместно-по­следовательная деятельность;

3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — совмест­но-взаимодействующая деятельность.

При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты по-настоящему сотруд­ничали. Для этого они должны знать права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно силь­но отличаться от знаний других участников дея­тельности. В результате взаимодействия возни­кают отношения подчинения — сопротивления, солидарности — противодействия и другие, определяющиеся волевыми качествами субъек­тов, их статусами, авторитетом, социальными ролями и тому подобное, что и характеризует ме­сто личности в организационной структуре со­вместной деятельности.

По Н. Н. Обозову, эти межличностные отношения своей эмоциональной основой «окрашивают» взаимодей­ствие, но даже при негативной окраске взаимодействие осуществляется.
Организуя взаимодействие, важно учитывать то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Это возможно при наличии взаимопонимания между субъекта­ми, что во многом определяется имеющейся у человека системой ценностей, считает А.У. Хараш.

Системы ценностных ориентации фор­мируются на личностном уровне. Центральным мотивом являются либо интересы социальной общности, бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения — альтруизм, либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других — эгоизм, либо соблюда­ется баланс интересов индивидуальных и обще­ственных.
Рассмотрение альтруизма и эгоизма как противоположных ценностей не всегда оп­равдан, так как в реальных жизненных ситуациях альтруизм одного может приводить к развитию эгоизма у другого.
Функционально-ролевые взаимосвязи в совместной деятельности определяют выбор форм общения. Например, руководитель со­гласно своей функциональной роли чаще прибегает к приказам, просьбам, санкциям.
Каждая общность людей имеет свои средства воздействия в различных формах коллективной деятельности, в которых отражаются социально-психологические особенности образа жизни: обычаи, традиции, обряды, ритуалы, празд­ники, песни, танцы, художественная литерату­ра и т, д.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Социальная перцепция — это образное восприятие человеком себя, других людей и со­циальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, вос­приятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из вос­приятия внешних признаков человека, их соот­несения с личностными качествами, интер­претации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психо­логии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано вклю­чением в процесс восприятия другого его пове­денческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны:

- субъективную (субъект восприятия — человек, который воспринимает)

- объектив­ную (объект восприятия — человек, которого воспринимают).

В ходе взаимодействия и об­щения социальная перцепция становится взаим­ной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участ­ников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: со­циальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту вос­приятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интер­претация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъек­та, от поведения объекта, от системы ценност­ных ориентации воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может вы­ступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3) свою группу;
4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия высту­пает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оцен­ки личности, которые выступают в процессе об­щения в виде общественного мнения.

Наши рекомендации