Эмоции - это переживание человеком своего отношения к миру, многообразным явлениям общественной и личной жизни

Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружаю­щим.Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают про­исходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, явля­ясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизи­руют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эври­стическую роль (интерес, любопытство).

  1. Эмоционально-психические состояния (радость, бодрость, усталость; аффекты, переживания, переоценка ценностей в состоянии стресса, фрустрации).
  2. Эмоционально-психические свойства личности (находчивость, наблюдательность, тип темпераменты).
  3. Мир эмоционального общения(доверие, любовь, привязанность, надежда).

2. Мотивационно-волевая сфера сознания:

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы.

  1. Воля - универсальный регулятор сознательной деятельности, она нацелена на принятие решений.Подволейпонимаютсознательную целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий. Воля - способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения.

Воля - это способ связи избирательно-ориентиро­ванной деятельности психики и практического поведения (действий, по­ступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.

  1. Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
  2. Потребность - определенная необходимость материальных или духовных благ.
  3. Интерес - форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание.
  4. Стимул (как отражение интереса) -определенное побуждение к действию.
  5. Цель -предвосхищение результата деятельности (на уровне мышления).
  6. Идеал -более или менее полный образ той цели, к которой человек стремился.

III. САМОСОЗНАНИЕ (Предметное сознание + Самосознание = «ДУХ»).

Обращение философов к самосознанию как особой сфе­ре субъективного мира начинаетсяс Сократа с его макси­мой: «Познай самого себя».

Вслед за нимПлатон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя ра­бота, носящая характер беседы с самой собой, размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое от­ношение к нему. Если сознание позволяет человеку конт­ролировать свою практическую деятельность, то самосо­знание держит под контролем деятельность самого созна­ния, что качественно меняет и сознание.

В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как субъекта практической и духовной деятельности.

Самосознаниев обыденном смысле (в обычной разговорной речи) –сознание своего собственного достоинства, убеждение в ценности своей собственной личности.

В психологии:это – переживание единства и специфичности «Я» как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).

Причем, - согласно Канту, -самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня» Т.е. самосознание напрямую связано с дифференциацией «Я» и «Не-Я».

Самосознание человека — это не только и не столько пере­живание, сопровождающее познавательный акт, сколько результат познания реальных причин своих переживаний (Крапивенский).

В самосознании особо выделяются функции самооценки и самоконт­роля.

«Самосознание,— отмечает А. Г. Спиркин,— не толь­ко познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физиче­ским и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо.

Без само­оценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих воз­можностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществи­мые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигае­мые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий... Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.Адек­ватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уве­ренность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».

У разных людей — разная степень самосознания(да и у одного и того же человека — в раз­ное время и в разных ситуациях): от самого общего, ми­молетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой.

Самосознание не является врожденным.

Во-первых,по­скольку самосознание представляет собой высшее выражение сознания, для его возникновения и развитиятребуется предва­рительный и довольно высокий уровень самого сознания.

Во-вторых,Формирование самосознания ни в истории человече­ства, ни в индивидуальном развитии человеканевозможно без социального фактора, без коммуникаций,без отграни­чения себя от других людей и в то же время —без соотнесе­ния себя с ними, с их жизненными позициями,без оценки себя с позиций других людейи общества.

Иными словами, самосознание представляет собойпродукт социальности, т.е. развития человека в определенных общественно-исторических условиях, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными.Самосознание формируется под решающим воздействием общества, требующего от человека контроля за своими действиями и ответственности за свои поступки.(«табу» - запреты на общественно опасную деятельность, «ценностные предпочтения» в поведении людей).

Самосознание - присуще не только индивиду, но и обществу, классу, соци­альной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих об­щих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеа­лов.

Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание - социальная "память" общества. Она зафиксирована вматериальной и духовной культуре, и др.

Общественное сознание существует надличностно—в системе материальной и духовной культуры, в языке, литературных текстах, хрониках, пословицах и по­говорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этичес­ких нормах (+модусах), в науке и фило­софии, в творениях искусства, в формах политического, правового и нравственного сознания.

Индивидуальное сознание — духовный мир отдельно­го человека – имеет свой материальный носитель – головной мозг, а общественное — духовная жизнь общества, как результат и идеальная сторона исторического развития человечества локализовано как бы между организмом и внешним миром, — на границе этих двух сфер действительности,оно не имеет своего надличностного мозга.

Вместе с тем между индивидуаль­ным и общественным сознанием нет и не может быть твер­дых границ.Напротив,между ними происходит постоян­ное взаимодействие. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духов­ной культуры, с общественным сознанием.

Наши рекомендации