Деловая игра «Оказание давления»

Описание деловой игры

И.И. Иванов – многообещающий молодой менеджер, быстро продвигающийся по службе. Когда он только начинал свою карьеру, его начальником был П.П. Петров – завзятый «трудоголик», чей опыт и знания очень помогли Иванову в то время. Два года спустя ситуация изменилась и Иванов стал начальником Петрова, карьера Петрова после этого застопорилась. В последнее время Иванов и Петров работают в этой же организации и видятся не часто. Недавно Петрову посоветовали выдвинуть свою кандидатуру на вступление в члены клуба профессиональных управленцев, чтобы познакомиться там с людьми, которые могли бы «подтолкнуть» его карьеру в нужном направлении. Клуб был создан для продвижения идей высокого уровня профессионализма в мире бизнеса. Но Петров знает, что Иванов – член этого клуба и председатель отборочной комиссии. Собеседование проводится в помещении клуба. Для этого случая Петров оделся наиболее тщательно, хотя его гардероб не отличался большим выбором. Когда он к назначенному времени приехал в клуб, его попросили подождать в зале для приглашенных. Ожидание заняло 15 минут. Когда секретарь наконец ввел Петрова в роскошно обставленный зал заседаний, тот оказался лицом к лицу с членами отборочной комиссии из 8 человек во главе с Ивановым. Все они были одеты в дорогие официальные костюмы. Петрова посадили в торце длинного стола, за которым расположились члены комиссии. Таким образом, комиссия с Ивановым во главе как бы образовала группу «своих» напротив Петрова, единственного среди них «чужака». Во время последующего собеседования Иванов ни разу не дал понять, что знаком с Петровым, и не пытался обратить внимание комиссии на потенциальную ценность этого человека для клуба. Через несколько дней после собеседования Петров случайно встретил Иванова на работе. Ему было неловко задавать Иванову какие-либо вопросы по поводу результатов собеседования, а Иванов первым об этом не заговаривал.

Постановка задачи

Обсудить методы оказания давления отдельными людьми или группами, желающими продемонстрировать особое значение своей роли или должности. В данном случае задачей является оценка поведения членов отборочной комиссии. Вопросами для обсуждения являются следующие:

1. Как вы думаете, почему Иванов решил организовать собеседование подобным образом?

2. Какие действия мог бы предпринять Петров, чтобы хоть в какой-то степени повлиять на ход собеседования?

3. Как вы думаете, Петрова приняли в члены клуба?

Методические указания

В ходе собеседований, проводимых с различными целями, члены комиссий зачастую демонстрируют серьезность и важность своей деятельности, часто внушая при этом собеседнику даже чувство страха. Например, некоторые комиссии поддерживают статус своей деятельности посредством униформы - судьи в зале суда, академики в мантиях и т.п.

Описание хода деловой игры

Студенты делятся на группы по 5 человек. Каждая группа проводит собеседование, затем письменно отвечает на поставленные вопросы, при этом обсуждая ответы в своей группе. Затем происходит общее обсуждение ситуации. При этом если у студентов существует определенный опыт работы, они могут привести примеры других методов «запугивания», используемых членами отборочных комиссий.

Фонд оценочных средств ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Вопросы к экзамену

1. Что является объектом и предметом психологии?

2. Какое место занимает психология в системе наук?

3. Какими методами пользуется психология?

4. Что такое психика и каковы её функции?

5. Как развивается психика в филогенезе?

6. Какова структура психики человека?

7. Как соотносятся психика и организм?

8. Какая связь существует между психикой и мозгом?

9. Каковы особенности деятельности человека?

10. Что такое ощущения? Какие существуют виды ощущений?

11. Что такое восприятие? Каковы его основные свойства и виды?

12. Какие встречаются нарушения восприятия?

13. Что такое внимание?

14. Виды внимания и их особенности?

15. Что такое память? Основные процессы памяти и их характеристики?

16. Каковы виды и уровни памяти?

17. Что такое забывание?

18. Каковы причины расстройства памяти? Можно ли управлять памятью?

19. Какие существуют виды мышления?

20. Какова структура мыслительного процесса?

21. Каковы индивидуальные различия в мыслительной деятельности?

22. Какие существуют способы активизации мышления?

23. Зачем человеку воображение? Каковы его функции?

24. Какова структура сознания?

25. Как осуществляется взаимодействие сознания и подсознания?

26. Какие состояния сознания присущи человеку? В чем состоит роль сна?

27. Какова роль психических состояний?

28. Зачем нужны эмоции и чувства?

29. Что такое состояние психической напряженности? Их виды и особенности.

30. В чем заключается сущность воли и волевой регуляции поведения?

31. Что такое мотивация и мотивационные образования личности?

32. Почему существуют различные психологические школы личности?

33. Сущность различных психологических школ личности: психоанализа, бихевиоризма?

34. Каково соотношение понятий «индивид» и «личность», «индивидуальность»?

35. В чем состоит процесс социализации личности?

36. Что такое общение? Его роль и средства.

37. Что мешает правильному восприятию других людей?

38. Какие виды групп можно выделить? В особенности влияния на члена группы?

39. Какие динамические процессы протекают в группах?

40. Чем определяются взаимоотношения человека и группы?

41. Что такое лидерство? Взаимодействие лидера и руководителя?

42. Как соотносится общее и индивидуальное в психике людей?

43. Что такое способности? Их роль.

44. Что такое темперамент? Основные типы темперамента, их характеристики.

45. В чем состоит роль темперамента в общении и деятельности?

46. В чем суть когнитивного подхода к пониманию личности?

47. Чем характеризуется гуманистический подход к пониманию личности?

48. Что такое характер и каковы акцентуации характера?

Наши рекомендации