Воспитательное влияние на детей

Методика В.А. Петровского [135]

Инструкция.

Согласны ли вы с приведенными утверждениями?

Процедура обработки и интерпретации данных.

Если вы ответили положительно на следующие группы вопросов – 2, 9, 13, 19; 4, 10, 15, 21; 5, 11, 16, 22; 6, 7, 17; 2, 14 20, а на вопросы 1, 8, 12, 18 – положительно или отрицательно, то, вернее всего, ваше воспитательное влияние на детей отличается некоторыми особенностями и нарушениями, которые нуждаются в коррекции. Вам свойственны либо излишне опекающее отношение к детям, либо пониженный уровень требований к ним. Вероятны также неуверенность в себе как воспитателе или внесение межличностных конфликтов в сферу воспитания.

Текст опросника.

  1. Женщины чаще чем мужчины думают только о себе.
  2. Моя любовь к детям не может сравниться ни с чем.
  3. Общение с детьми в чем- то утомительное дело.
  4. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.
  5. Часто я не знаю, как поступить с ребенком.
  6. Нередко бывает, что, когда я наказываю детей, меня упрекают в излишней строгости.
  7. Дети в группе были бы лучше, если взрослые не вредили бы.
  8. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  9. Хотелось бы, чтобы ребенок, который мне нравится больше всех детей в группе, любил меня гораздо сильнее, чем любит сейчас.
  10. Меня огорчает, когда дети слишком быстро взрослеют.
  11. Если ребенок упрямится из–за болезни, то лучше сделать, как он хочет.
  12. С детьми у меня больше взаимопонимания, чем со взрослыми.
  13. Женщина более склонна к супружеской жизни, чем мужчина.
  14. Нередко завидую тем, у кого другая профессия.
  15. Мне интереснее говорить с младшими детьми, чем со старшими.
  16. В недостатках детей я виновата сама: не умею их воспитывать.
  17. Нередко бывает, что, если я говорю детям что- то одно, другие взрослые специально говорят наоборот.
  18. Женщина реже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
  19. Неприятно осознавать, что такое беззащитное существо, как ребенок, подрастет, и я буду ему не нужна.
  20. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд.
  21. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.
  22. Если ребенок упрямится и злится, у меня бывает чувство, что я поступила по отношению к нему неправильно.

Прогнозирование межличностных конфликтов в условиях совместной деятельности

Методика А.Н. Лебедева [70]

Данная методика основана на принципах объединения нескольких возможных подходов к прогнозированию межличностных конфликтов в условиях совместной деятельности. Методика предполагает выделение специальных индикаторов, позволяющих с достаточно высокой вероятностью: 1)выявить потенциально конфликтные диады; 2)учитывать тип поведения членов диады в конфликтных ситуациях.

Определённая система распределения оценок и самооценок в группе (оценочный индикатор), а также личностные, характерологические особенности субъектов конфликта, склонность к конфликтному поведению (поведенческий индикатор) как условия возникновения межличностного конфликта представляют собой два типа индикаторов, позволяют прогнозировать межличностный конфликт, характер, а также потенциальные конфликтные отношения.

Распределение взаимных оценок с учётом самооценок членов коллектива позволяют получить данные по четырём параметрам: уровень профессиональной подготовленности, профессиональные знания, навыки, умения, опыт; отношение к труду, качество и объём самостоятельно выполняемой работы; уровень развития нравственных и личных качеств; уровень способности к руководству коллективом, умение организовать работу, эффективно управлять людьми в процессе работы. Эти параметры соответствуют четырём типам межличностных конфликтных отношений, которые при опросе работников промышленного предприятия характеризуются четырьмя стереотипами, наиболее часто встречающимися негативными высказываниями друг о друге: 1)“плохой специалист”, 2) “плохой работник”, 3)“плохой человек”, 4)“плохой руководитель”.

Инструкция.

1) Вам предлагается список членов Вашего коллектива. Необходимо оценить каждого из них по 4-м параметрам. Оценку следует проводить следующим образом: если вы считаете, что оцениваемый вами человек имеет высокий уровень развития указанных качеств, чем вы лично, то против его фамилии в соответствующей графе поставьте букву “В” (выше). Если Вы считаете, что данные характеристики выражены у Вас с ним в равной степени, то поставьте букву “Р” (равно). Если Вы считаете, что у оцениваемого Вами человека они менее выражены, чем у Вас лично, то поставьте букву “Н” (ниже).

Параметры оценки

1)уровень профессиональной подготовленности, профессиональные знания, навыки, умения, опыт

2)отношение к труду, качество и объём самостоятельно выполняемой работы

3)уровень развития нравственных качеств (доброта, честность, уважение к людям и т. д.)

4)уровень способностей к руководству коллективом, умение организовать работу, эффективно управлять людьми в процессе работы.

2) Какой тип поведения в конфликтной ситуации Вы предпочитаете (отметьте галочкой или обведите в кружок букву выбранного Вами варианта).

А. Сохранить хороший психологический климат в коллективе, если требует дело, уступить человеку, который провоцирует конфликт, выполнить его условия, пожертвовав собственными интересами.

Б. Не отказываясь от собственных интересов, не допустить открытого скандала, отрицательной эмоциональной напряжённости в коллективе; добиться своей цели путём компромисса или обходного манёвра.

В. Не предпринимать никаких попыток, чтобы скрыть своё отношение к человеку, который сознательно провоцирует конфликт в коллективе, открыто высказать своё отношение к нему; не уступать ни в чём и не идти у него на поводу.

БЛАНК ОЦЕНКИ

Дата___________________

Ф. И. О.____Возраст__________ Пол_________ Профессия_Образование_____________

Наши рекомендации