Импринтинг у животных

Импринтинг (англ. imprint – запечатлевать), исследованный К. Лоренцем, представляет собой форму раннего научения у животных, которая Сразу после рождения в первые часы и дни жизни, животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные, прежде всего с отношением к родителям.

Запечатление у животных.

Запечатление — форма раннего научения животных, которая характеризуется связыванием определенных врожденных поведенческих реакций (инстинктов) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях в качестве подобных объектов выступают, прежде всего, такие, которые важны для биологического выживания особи: родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги. При этом возможности для запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, которой в силу этого получил название сенсибильного (или критического), а сам процесс совершается очень быстро, иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления, и происходит он без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Достаточно изучена такая форма запечатления, как „реакция следования“ птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, биологический смысл которого заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп.

Латентное обучение (лат. latens – скрытый) — форма обучения, которая Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта — в результате его ориентировочно–исследовательской деятельности — образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия „латентного обучения“ сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении необихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных „озарений“.

Оперантное обусловливание (инструментальное научение), исследованное Б.Ф. Скиннером, представляет собой форму научения, которая характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.

Здесь подкрепляется действие, а не восприятие сигнала, как в классическом обусловливании, которое исследовал И.П. Павлов, когда вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул, который в дальнейшем приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию.

Э.Л. Торндайк сформулировал ряд законов научения: „закон упражнения“ (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), „закон эффекта“ (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), „закон готовности“ (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930–го года „закон упражнения“ был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения („закон эффекта“).

Обучаемость — способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности), которая Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование — на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, — метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Эффекты памяти.

Образование ассоциаций (лат. associatio – соединение) — установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Аристотель считал, что основой ассоциации является установление сходства и различия между представлениями.

Виды. Было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:

— по сходству (красное — пурпурное),

— по контрасту (большое — маленькое),

— по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),

— причинно–следственные (сильный ветер — озноб).

Также было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Реминисценция (лат. reminiscor – припоминаю), исследованный сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. заключается в том, что воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Закон А. Йоста (1895 г.) — мнемическая эмпирическая закономерность, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Эффект Зейгарник открыт Б.В. Зейгарник (1900–1988), советским психологом и патопсихологом. Это феномен памяти, в соответствии с которым эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии.

Гало–эффект (англ. halo – ореол, сияние и лат. effectus – действие, результат) — влияние общего впечатления о человеке (или событии) на актуальное восприятие и/или воспроизведение из памяти его частных характеристик.

Проактивное торможение (лат. pro – перед чем–то + activus – деятельный) — затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности. Это происходит тем более выражено, чем более схож новый материал с тем, который был уже заучен.

Ретроактивное торможение (лат. retro – назад + actio – действие) — негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности (при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам). В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.

Запредельное торможение (охранительное торможение) — форма коркового торможения, которая представляет собой развитие процессов торможения деятельности нервных клеток головного мозга при достижении силы раздражения критической, биологически допустимой границы.

Эффект, который получил название вспышек памяти, был открыт канадским нейрохирургом У. Пенфилдом (1891–1976). Это — внезапное и неконтролируемое воспроизведение в сознании ярких зрительных или слуховых образов, которые переживаются как образы воспоминаний, а не актуального восприятия. Возникают при раздражении электрическим током височной доли головного мозга.

Интерференция (лат. inter – взаимно, между собой + ferio – ударяю, поражаю), исследованная Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером (1900 г.), представляет собой взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере. Обусловлено ограниченным объемом распределяемого внимания. Наиболее часто проявляется при ухудшении запоминания новой информации, когда она взаимодействует с уже имеющейся, но логически с ней не связанной. Это объясняется тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных связей.

Позиционная кривая — зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Имеет U–образную форму: в силу „эффекта первичности“ хорошо запоминаются первые элементы, а в силу „эффекта недавности“ хорошо запоминаются последние элементы.

Мнемотехника.

Мнемотехника (греч. mnemonikon – искусство запоминания + techne – искусство) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

В исследования А.Р. Лурия описан феномен Шеришевского. Это — случай феноменальной памяти, которая Шеришевский имел память, основанную на синестетическом восприятии — зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные образы для него сливались в единый образ. В частности, все буквы и цифры автоматически окрашивались в его воображении в определенные цвета, имели запах и т.д. Он использовал и другие мнемотехнические приемы, например, при запоминании предметов мысленно располагал их на улице (чаще всего Тверской), а затем, прогуливаясь по ней в плане представлений, последовательно собирал эти предметы. Мог в точности повторить случайных 400 слов спустя 20 лет после того, как их запомнил. Из–за яркости чувственного компонента он имел проблемы со смысловым запоминанием, а также с чтением. Особых усилий ему стоило забывание ненужной информации, для чего служили специальные приемы.

Структурирование (лат. structura – взаиморасположение) — прием мнемотехники, согласно которому элементы запоминаемой информации связываются по какому–то логическому основанию в целостные группы. Происходит объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы (функциональные единицы памяти). При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания.

Укрупнение — прием мнемотехники, согласно которому происходит перевод — по определенным правилам — исходной информации к виду, где имеется меньшее количество элементов.

Представления.

Последовательный образ (послеобраз) — зрительные ощущения, которые остаются сразу после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Обычно послеобразы не наблюдаются из–за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т. п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз он пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта. Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Представление— наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. По своим нейронным механизмам имеет много общего с образом восприятия, оба они должны последовательно сканироваться (считываться). Вместе с тем, образ воображения опирается и на особенные механизмы. Это, прежде всего — категоризация, которая служит целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа воображения.

Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Воображение — когнитивный процесс, который основан на способности индивида к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого–либо свойства предмета из другой области.

Генезис. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Виды:

— произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,

— непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.

Эйдетический образ (греч. eidos – образ, внешний вид), впервые систематически исследованный сербским ученым В. Урбанчичем, является субъективной представленностью предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. Эйдетические образы находятся на промежуточной ступени между чувственными восприятиями и представлениями. В отличие от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. В некоторых исследованиях утверждается, что среди 6–летних детей в той или иной степени эйдетиками являются 49%, в 10–летнем возрасте это значение достигает лишь 30%, затем резко уменьшается. По–видимому, эйдетиками были Моцарт, Бетховен, Левитан, Толстой.

Особенно часто возникают оптические и акустические эйдетические образы.

Идеомоторный акт (греч. idea – вид, образ + motor – приводящий в движение и лат. actus – действие, движение) — форма представлений, когда представление о выполнении действия ведет к изменению тонуса мышц, которые обычно участвуют в реальном совершении этого действия. В структуре этого представления имеются как перцептивные элементы — зрительные и мышечные образы, — так и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче. Идеомоторный акт является основой идеомоторной тренировки, которая успешно применяется при отработке сложных навыков, например, в спорте. В этом случае сложное действие продумывается со всеми деталями в плане как можно более ярких образных представлений (прежде всего визуальных и кинестетических).

Пространственные представления — форма представлений, в которых дано отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Когнитивная карта (лат. cognitio – знание), первоначально исследованные Э. Толменом, — форма когнитивных образов, которые представляют собой субъективную картину, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеющая, прежде всего пространственные координаты (верх–низ, право–лево, близко–далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Когнитивные карты относятся к наиболее ранним компонентам памяти, они создают контекст для формирования других предметных отражений. По мнению У. Найссера, они контролируют частные образы воображения. В сравнении с элементами реального пространства когнитивные карты имеют систематические искажения. В частности, пересечения путей воспринимается как более близкие к прямому углу, чем на самом деле, изогнутые — как более прямые, знакомые — как более длинные, незнакомые — как более короткие.

Виды:

— карта–путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту,

— карта–обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

МЫШЛЕНИЕ

Наши рекомендации