Глава 5. Компьютерное обучение в медицинской психодиагностике

□ количества правильно решенных задач;

□ процента (%) правильно решенных задач от их общего числа;

□ оценки успешности выполнения заданий;

□ номеров неправильно решенных задач.

Оценка успешности ответов тестируемого на вопросы раздела про­изводится согласно правилу:

□ «отлично» - 84-100% правильных ответов,

□ «хорошо» -67-83%,

□ «удовлетворительно»-50-66%,

□ «неудовлетворительно» - менее 50%.

Номеранеправильнорешенныхзадачпозволяют тестируемому про­анализировать собственные ошибки с целью определения пробела в психодиагностических знаниях и самокоррекции. Итоговая экзамена­ционная оценка выставляется экзаменатором на основе совокупности оценок по разделам и результатов собеседования, которое, в частно­сти, предполагает анализ ошибок.

Опыт использования этой системы на курсах «Основы медицинской психологии и психодиагностики», а также на семинарских занятиях, проводимых со студентами специализации «Медицинская психология» психологическогофакультета Санкт-Петербургского государственно­го университета, позволил нам сделать несколько наблюдений.

Во-первых, системаявляетсяхорошиминструментомдля самообу­чения психологов работе с MMР1. Однако при этом следует отметить, что если рядом с обучающимся находится опытный психолог, то эф­фективность обучения существенно возрастает.

Во-вторых, системаоказываетсяоченьполезнойлицам, изучающим основы психодиагностики, для получения именно практических на­выков работы с MMР1.

И наконец, в-третьих, она оказывается незаменима в качестве ин­струмента, контролирующего усвоение учебного материала по меди­цинской психологии в процессе подготовки специалистов - медицин­ских психологов, психиатров, психоневрологов, психотерапевтов и врачейдругихспециальностей,атакжедляоценки уровня квалифика­ции практикующих психологов и врачей при прохождении ими аттес­тационных и сертификационных испытаний.

Следует добавить, что она пользуется большой популярностью у студентов и курсантов и вызывает тот самый интерес, который, по-видимому, и способствовал зарождению направления исследований, находящегося на стыке педагогики, психологии и сотрШеr 8с1епсe, из­вестного под названием «компьютерное обучение».




Приложение 1

ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИСПЫТУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ

КОМПЬЮТЕРНЫХ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Ниже представлены примеры компьютерных методик, разработан­ных в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Для каждой методики определяется сфера применения и приводятся образцы компьютерных заключений, полученные в результате исследования конкретных испытуемых.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОГО

ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ФАКТОРОВ

РИСКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Шкала уровня невротической астении (УНА)

Авторы компьютерной версии - к. м. н. Б. В. Иовлев, к. п. н. Э. Б. Карпова, к. т. н. К. Р. Червинская. '

Предназначена для определения степени выраженности невроти­ческой астении - психического состояния, проявляющегося в субъек­тивном ощущении усталости, вялости, повышенной утомляемости, снижении умственной и физической работоспособности, ухудшении памяти и внимания и сопровождаемого вегетативной дисфункцией и нарушениями сна.

Используется как в целях экспресс-диагностики астенических со­стояний при психогигиенических и психопрофилактических исследо-

Приложения

ваниях, так и для изучения динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов и неврозоподоб-ных расстройств.

Ниже представлен образец компьютерного психодиагностического заключения по результатам шкалы «Уровень невротической астении».

Выявляется наличие невротической астении с вероятностью, практичес­ки равной 1,0. Испытуемый предъявляет следующие ЖАЛОБЫ астеническо­го круга.

□ У меня бывают головокружения - почти всегда.

□ Я испытываю тяжесть в голове - часто.

□ Меня утомляют люди - почти всегда.

□ Я испытываю общую слабость - почти всегда.

□ Я испытываю мышечную слабость - часто.

□ Мои планы представляются настолько трудновыполнимыми, что я легко отказываюсь от них - часто.

□ У меня бывают в мышцах судороги и подергивания - часто.

□ Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или вопросе - по­чти всегда.

□ Я испытываю боли в темени-часто.

□ Мне снятся тревожные сны - часто.

□ Я чувствую себя усталым - почти всегда.

□ Моя голова стянута обручем - часто.

□ У меня болит голова-часто.

□ Я бываю злым и раздражительным - часто.

□ Я страдаю от запоров-иногда.

□ Мой слух так чувствителен, что это раздражает меня - почти всегда.

□ Жизнь для меня связана с напряжением - почти всегда.

□ Мне не дают заснуть беспокойные мысли - часто.

□ Я работаю с большим напряжением - почти всегда.
. □ У меня хороший аппетит-редко.

□ Я люблю вечеринки и шумные компании - редко.

□ Мне кажется, что я ни на что не годен - иногда.

□ Меня легко задеть - почти всегда.

□ У меня шумит (звенит) в ушах-иногда.

□ Мои руки трясутся-редко.

□ Я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим - иногда.

Наши рекомендации