Методика «Структура мотивации трудовой деятельности»

Методика разработана К. Замфир.

Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам.

Инструкция

Попытайтесь дать оценку различным типам мотивов в следующих четырех случаях:

1) как бы вы оценили эти мотивы, если бы были руководителем?

2) как оценивает их ваш руководитель?

3) как оцениваете их вы сами в своей работе?

4) как оценивают их ваши коллеги?

Для ответа пользуйтесь следующей шкалой

Какое имеет значение В какой мере
очень небольшой достаточно небольшой средней достаточно большой очень большой
1. Денежный заработок: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, — мои товарищи.          
2. Стремление к продвижению по работе: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам, — мои товарищи.          
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам, рабочий, — мои товарищи.          
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, — мои товарищи.          
5. Ориентация на престиж и уважение со стороны других: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, — мои товарищи.        
6. Удовлетворение от хорошо выполненной работы: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, —■ мои товарищи.          
Какое имеет значение В какой мере  
очень небольшой достаточно небольшой средней достаточно большой очень большой  
7. Общественная полезность труда: — я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, — мои товарищи.            
                       

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» - student2.ru

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» - student2.ru

Впишите полученные показатели в следующую таблицу

  Мотивация
внутренняя внешняя
положительная отрицательная
— я как руководитель, — мой руководитель, — я сам,рабочий, — мои товарищи.      
Сумма:      

Обработка результатов и выводы

Сравнивается выраженность разных видов мотивации. Оптимальным является соотно­шение: ВМ > ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индиви­да к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

Методика «Определение "трудоголика"»1

Методика (тест) направлена на выявление степени «трудоголизма», т. е. потребности в работе, становящейся манией.

1 Методика является вторым минитестом из теста «Стресс усердия», опубликованного в кн.: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998.

Инструкция

Ответьте на предложенные вам вопросы. При утвердительном ответе ставьте в бланке для ответов знак «+», при отрицательном — знак «-».

Текст опросника

1. Берете ли вы с собой работу домой или на время отпуска?

2. Часто ли вы думаете о работе, например, когда не можете заснуть?

3. Быстро ли вы работаете?

4. Избегаете ли вы в разговорах упоминания о том, как много вы работаете?

5. Испытываете ли вы непреодолимое желание не отрываться от начатой работы и рабо­тать до тех пор, пока хватит сил?

6. Используете ли вы какие-то оправдания для объяснения своей склонности работать без меры?

7. Склонны ли вы оценивать окружающих по их трудовому вкладу?

8. Пытаетесь ли вы время от времени заставить себя не работать?

9. Есть ли у вас склонность к раскаянию и постоянному чувству вины перед близкими из-за своей загруженности работой?

10. Пытались ли вы перейти работать туда, где режим работы жестко регламентируется?

11. Подстраиваете ли вы весь образ своей жизни под нужды работы?

12. Заметили ли вы, что теряете интерес кзнакомым, не связанным с вашей работой?

13. Испытываете ли вы жалость к самому себе в связи с чрезмерной загруженностью рабо­той?

14. Замечаете ли вы за собой стремление «запастись» работой?

15. Часто ли вы работаете вечерами?

16. Случалось ли вам иногда работать непрерывно, буквально днем и ночью?

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов, данных испытуемым.

Выводы

Если опрашиваемый дал пять положительных ответов, то он уже поражен «работоголиз-мом». Положительные ответы на десять и более вопросов свидетельствуют, что человек стал жертвой «работоголизма».

Методика «Выявление установок "труд—деньги"»

Это часть фрагментарно уже приводившейся методики О. Ф. Потемкиной.

Инструкция

Внимательно прочитайте предлагаемые вопросы и на каждый ответьте «да» или «нет» в бланке для ответов.

Текст опросника

1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?

2. Вы согласны, что люди, которые не умеют зарабатывать деньги, не стоят уважения?

3. Творческий труд является для вас главным наслаждением в жизни?

4. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

5. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?

6. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

7. Вы предпочитаете контактировать с людьми, обладающими деловыми качествами?

8. Деньги намного надежнее, чем власть и свобода?

9. Вам бывает невыно.симо скучно без любимой работы?

10. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем интересную работу?

11. Вас больше радуют успехи в работе, чем получаемые за нее материальные блага?

12. Является ли для вас заработок главным в жизни?

13. Остались бы вы на любимой работе, если бы вам предложили другую, более оплачивае­мую, но не столь интересную?

14. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно каких человек добывает?

15. Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать?

16. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

17. Для вас важнее всего оценка вас как специалиста?

18. Вы любите копить деньги?

19. Труд — наибольшая ценность для вас?

20. Вызывает ли у вас наиболее сильное переживание отсутствие денег?

Бланк для ответов

ответ б
да                    
нет                    
ответ
да                    
нет                    

Обработка результатов

За каждый положительный ответ опрашиваемый получает 1 балл. Баллы суммируются отдельно за ответы на четные и нечетные вопросы.

Выводы

Сумма набранных балов за ответы на нечетные вопросы характеризует ориентацию на процесс труда, а сумма баллов за ответы на четные вопросы — ориентацию на зарабатыва­ние денег.

Наши рекомендации