Концепции личности и их учет в общении
На основании многолетних клинических наблюдений З. Фрейд (1856-1939) сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней.
1. «ОНО» - бессознательная часть психика, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Оно» подчиняется принципу удовольствия.
2. «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО». Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
3. «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, эта та часть личности, которая выполняет роль цензора, критика, совести.
Если «Я» примет решение в угоду «ОНО», но вопреки «СВЕРХ-Я», то испытывает чувства вины, стыда, укоров совести.
Ученики З. Фрейда пришли к выводу, что не сексуальные влечения определяют психическое развитие личности. Они выдвинули другие факторы, так, например:
· Карен Хорни (1885-1952) считала, что человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации.
· Эрих Фромм (1900-1980) в объяснении природы человека особенно подчеркивал влияние социально-экономической структуры общества.
· Карл Густав Юнг (1875-1961) доказывал, что психическое развитие человека связано с коллективным бессознательным – архетипами, вобравшими в себя общечеловеческий опыт.
Также в труде «Психологические типы» К.Юнг предложил различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию вовне. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. Интроверт связывает психическую энергию со своим внутренним миром мыслей, чувств, фантазий. со своим внутренним миром мыслей, чувств, фантазий. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт любит свою компанию, свой «тесный мирок» и замыкается в больших группах.
Бихевиористский подход к изучению личности.Бихевиоризм можно понимать как поведенческую психологию. Личность человека с точки зрения бихевиоризма – совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула S R («стимул-реакция») являлась ведущей в данном подходе. Закон эффекта Эдварда Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) или отрицательным (неудача, критика, наказание). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание, прежде всего, избежать отрицательного подкрепления.
Когнитивная психология.Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего». Джордж Келли (1905-1967) – один из основателей когнитивной психологии считал, что люди воспринимают мир при помощи четких систем или моделей – конструктов. Личностный конструкт – это мысль или идея, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-либо аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примеры личностных конструктов: «умный-глупый», «мужской-женский», «дружеский-враждебный» и т.д. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя.
Гуманистическая психология.Гуманистическая психология изучает здоровые гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины самоактуализации. Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:
- полное принятие реальности и комфортность в ней;
- принятие других и себя;
- увлеченность любимым делом, ориентация на задачу;
- автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
- способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность;
- юмор;
- саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни и проч.
Защитные механизмы личности
В психологической литературе дается разные определения защитных механизмов. Они определяется как:
· психологическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психологической травмы;
· механизмы, поддерживающие целостность сознания;
· психологическая защита, специальная регулятивная система стабилизации личности, ограждает сферу сознания от неприятных травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Кратко рассмотрим наиболее распространенные из защитных механизмов.
Вытеснение.Мы говорим о вытеснении (или подавлении), когда человек как бы не замечает, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Описываемое как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания.
Человека кто-то сильно оскорбил, но открыто он враждебности не проявляет. Вероятно, здесь имеет место подавление чувства обиды. Если оскорбление исходило от близкого человека, то, чтобы сохранить нормальные отношения, эта обида вытесняется – о ней как бы забывают.
Проекция(или перенос) – бессознательное отвержение собственных негативных чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Обычно для проекции выбирается подходящий объект – люди, обладающие определенными чертами, которые помогают «нагружать» их отрицательными качествами самого проецирующего. Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать – не очень аккуратная хозяйка – будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме.
Это явление отражено во множестве пословиц и поговорок: «Клятвопреступник не верит клятвам», «Вор каждого подозревает», «Вор свою дверь запирает» и т. д.
Замещение– психологическая защита, осуществляющая перенос действий, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью.
Распространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее любимую собачку или ломает ее игрушки. Замещение может вылиться в раздражительность и гнев. Например, чересчур требовательный начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для человека объектом. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
Отрицание– стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожных сигналов, уклонении от них.
Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. Отрицание реальности имеет место, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», «Так не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного (так бывает, когда врач сообщает пациенту, что он смертельно болен).
Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого-то или что-то «в упор» не видим и не слышим. Столкнувшись с трудностями, человек активизирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения.
Рационализацияимеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением «постфактум» и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Решение как поступить принимается подсознательно, а человек не осознает стоящих за ним подлинных причин. Но когда поступок уже совершен, субъект закрывает глаза на расхождения между причиной и следствием и старается найти для него (поступка) благовидное оправдание. При этом и себя и окружающих надо убедить в том, что другого выхода не было или что другие люди и обстоятельства заставляют поступать именно таким образом. Так, ученик, как следует не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, тому, что ему не помогли одноклассники, или возлагает вину на учителя за то, что тот не объяснил эту тему на уроке.
Если бы защита не включалась своевременно, возникший дисбаланс переживался бы человеком как тревога, сожаление, обида. Один из вариантов рационализации имеет название «зеленый виноград». В этом случае горечь неудачи смягчается самоутешением: «не очень то и хотелось» (обесценивание недоступных благ). Другой вариант рационализации – «сладкий лимон» - направлен на преувеличение значимости достигнутого.
Регрессия– еще один известный механизм, используемый для защиты от тревоги. Для нее характерен возврат к ребячливым, детским формам поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности, как «надуться и не разговаривать» с другими; детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью. Иногда это неуместный бурный смех в ситуации волнения.
Сублимация– это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые формы творческой активности. Это наиболее адаптивная из форм защит, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Например, человек может сублимироваться в социально одобряемую деятельность, такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта.
Барьеры общения
Частично мы уже рассматривали данный вопрос в теме структура общения – коммуникативная сторона. Однако существует и иные классификации барьеров общения, кратко рассмотрим их.
Барьеры социально-культурного различия:социальные различия, политические различия, религиозные различия, профессиональные различия.
Барьеры отношения: неприязнь, недоверие к собеседнику. Доказано, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего.