Физиологические основы процесса воображения
Воображение, как и другие психические процессы, – результат работы мозга человека. Исследования последних лет показали, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Такой глубинной системой считают гипоталамо-лимбическую систему. При повреждении соответствующих разделов мозга затрудняется планирование, составление программ будущих действий, т.е. нарушается важнейшая функция воображения. В процессе возникновения образов воображения старые связи распадаются и объединяются в новые системы (диссоциируются). Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного каким-либо сильным впечатлением. Это и определяет новизну образов воображения.
Принципиальное значение для понимания физиологических механизмов воображения имеет механизм «акцептора действия», открытого П.К.Анохиным*. Воображение может оказывать влияние на органические процессы, протекающие в организме. Так, у людей с достаточно развитым воображением может наблюдаться сбой в дыхании, учащение пульса, повышение кровяного давления и т.д., т.е. происходит ряд органических изменений. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее.
* См. гл. 11 данного пособия.
Широко известно явление, которое получило название «идеомоторный акт». Суть его в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить его подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время он начнет описывать круги.
Приемы создания образов воображения
Создание образов воображения связано с применением ряда приемов. Одним из них является комбинирование, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Им пользуются художники, писатели, ученые, изобретатели.
Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ. В результате комбинирования получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно взятых элементов, а новый образ, в котором отдельные элементы не просто суммированы, а преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь конкретной идеей, замыслом, общей композицией.
Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. На ее основе были созданы многие сказочные образы, которые представляют собой соединение частей тела человека и какого-либо животного или птицы – русалка, избушка на курьих ножках, сфинкс и т.п. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике. Примером может служить создание троллейбуса (автобус и трамвай), аэросаней (самолет и сани) и пр.
Другим приемом воображения является акцентирование, подчеркивание тех или иных черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования отдельных черт. При этом одни из них вовсе опускаются, иные упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ.
Один из видов акцентирования - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Этим приемом часто пользуются в карикатуре. Другой вид акцентирования уменьшение или увеличение всех особенностей изображаемого персонажа (гипербола). Примером чрезмерного преувеличения может служить изображение в сказках и былинах богатырей-великанов небывалых размеров и невиданной силы. Примером уменьшения размеров может служить сказочный «мальчик-с-пальчик».
В научном и техническом творчестве большое значение имеют такие приемы создания образов воображения, как схематизация. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают. Синтез отдельных представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации. Для типизации характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко применяется в художественной литературе.
Виды воображения
При классификации воображения могут быть использованы различные критерии. Различие видов воображения может быть связано с тем, насколько сознательно и активно отношение человека к процессу создания новых образов. По данному критерию различают пассивное и активное воображение.
Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.
Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) и творческого воображения, а также мечты.
В основе деления воображения на творческое и воссоздающее положен критерий новизны и «самостоятельности» создаваемых образов.
Воссоздающее – вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. При создании таких образов личность проявляет максимум самостоятельности.
Всякий творческий процесс слагается из следующих основных этапов:
1. Постановка задачи (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, чего человек хочет достичь в результате своего творчества.
2. Работа над реализацией задачи. Это самый трудный «черновой» этап. На этом этапе изучается все, что было сделано в данной области ранее. Уточняется план, предпринимаются предварительные попытки практического решения.
3. Решение задачи, т.е. практическое выполнение в соответствии с творческим замыслом.
Процесс творчества часто продолжается годы, а иногда и десятилетия.
Особой формой творческого воображения является мечта. В отличие от других его видов мечта – создание образов желаемого будущего.
Виды воображения можно различать по соотношению образов с действительностью. Здесь выделяют реалистическое и фантастическое воображение.
Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные его возможности. Типичными продуктами такого вида воображения являются художественные произведения реалистического искусства.
Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.
К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое «фантазерство», пустая мечта, грезы, «маниловщина».
Воображение одного человека отличается от воображения другого по ряду качеств. Среди них следует отметить такие, как:
• сила, которая характеризуется степенью яркости возникающих образов;
• широта, определяющаяся количеством образов, которые способен создать человек;
• критичность, которая определяется тем, в какой степени фантастические образы создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.
Литература
1.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
2.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 436-454.
3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
4.Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. Воображение и рациональность. М., 1989. С. 18-39; 83-97; 113-138.
5.Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 141-165.
6.Немов Р.С. Психология : В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.
7.Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977.
8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 344-360.
9.Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. М., 1972. С. 4-50.
10.Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
План-задание для самостоятельной работы
1. Проведите самозачет, определив понятия: агглютинация, воображение, мечта, схематизация, творчество, типизация.
2. Подготовьтесь к устному выступлению на семинаре по теме «Воображение и его роль в познании». Используйте рекомендуемую литературу [2, с. 436-454; 4, с. 18-39,83-97, 113-128; 5, с. 141-165; 7; 9; 10].
3. Составьте схему видов воображения. Охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.
4. Определите особенности воссоздающего воображения учащихся вашего класса. С этой целью зачитайте 2-3 отрывка из литературных произведений. Затем предложите проанализировать особенности приведенных текстов и ответить на вопросы: влияет ли текст на характер воссоздания содержания? Если да, то с чем это связано?
Предложите испытуемым рассмотреть чертежи различных предметов, а затем зарисовать:
Затем они должны ответить на вопросы: «Что изображено на плане?», «Что вы изобразили на рисунке?», «Достаточно ли исходного материала для его выполнения?», «Учтены ли в рисунке все детали плана?», «Какой вид воображения проявился в данном случае?»
Проделанная работа поможет убедиться в том, что воссозданное воображение может развертываться на основе схем, чертежей.
5. Выявите экспериментальным путем некоторые особенности творческого воображения.
Испытуемые прослушивают начало рассказа, затем им предлагают придумать продолжение и окончание рассказа. Дается время – 10 мин.
В качестве критериев оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Испытуемым предлагается, используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. Оценку проведите с использованием критериев, указанных в предыдущем задании.
Предложите начертить в тетради кружок диаметром 2 см, а затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета:
Далее чертится такой же круг, но справа и слева помещается по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. После окончания выполнения всего задания предлагается сравнить, при каком варианте задача решается легче и почему. Данное задание позволит выявить особенности творческого воображения.
6. Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».
Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминаний слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.
Городской дом
Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.
Небольшой низкий дом
Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.
Замок
Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.