V.1. состояние утомления

Проблема утомления издавна привлекала к себе внимание, особенно со стороны психологов труда и спорта. Объясняется это ее особой практической значимостью: утомление является одним из самых важных факторов эффективности трудовой и спортивной деятельности. Во всей полноте проблема утомления должна рассматриваться по крайней мере в трех аспектах: 1) успешности деятельности; 2) физиологических механизмов; 3) механизмов

психики.

В прикладном аспекте наиболее важным является изменение работоспособности человека в результате развития утомления. Поэтому в большинстве случаев утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных

нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее оптимальные способы функционирования. При утомлении поддержание минутного кровотока осуществляется за ■счет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца; сила сокращения отдельных миофибрилл снижается и двигательные реакции выполняются большим, чем в начале работы, числом функциональных мышечных единиц и т. д. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций. Это приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоординации в работе регуляторных механизмов, затруднениям в формировании положительных и тормозных рефлексов. Как

V.1. состояние утомления - student2.ru следствие замедляется темп работы, нарушается точность, рит-1 мичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление рассматривается как] особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н. Д. Ле-| битов (1964) выделяет в состоянии утомления следующие ком-] поненты:

1. Чувство слабосилия: утомление субъективно переживается
как ощущение снижения собственных сил и способностей, чувство
тягостного напряжения и неуверенности в правильности действий, I
невозможности поддерживать работоспособность на прежнем
уровне.

2. Расстройства внимания: происходит снижение объема вни-:
мания, нарушаются процессы переключения и распределения, че-1
ловек становится вялым, малоактивным или, наоборот, легко]
отвлекаемым, хаотично активным. Симптомы расстройства внима-1
ния свидетельствуют о нарушениях процессов сознательного]
контроля над выполняемой деятельностью.

3. Расстройства сенсорных процессов: выраженное снижение
чувствительности различных анализаторных систем, что проявля- \
ется в увеличении абсолютных и разностных порогов чувст-
вительности, снижении критической частоты слияния мельканий,,
возрастании яркости и длительности последовательных образов.

4. Нарушения двигательных функций: утомление обычно со-'
провождается замедлением как простых, так и сложных двига
тельных реакций выбора. Однако иногда с ростом утомления'
наблюдается парадоксальное на первый взгляд ускорение дви
гательных реакций; оно сопровождается снижением точности дви
жений, резким увеличением числа ошибок. В целом утомление
приводит к разрушению сложных двигательных навыков, из них
выпадают отдельные элементы движений, выполнение целостных
двигательных актов подменяется некоординированной реализа
цией отдельных моторных стереотипов.

5. Нарушение памяти: утомление прежде всего приводит к за-3
труднениям извлечения информации из долговременной памяти,
к ухудшению процессов воспроизведения; в'кратковременной па
мяти ухудшаются как процессы запоминания, так и процессы
удержания информации.

6. Нарушения мышления: существенно снижается эффектив
ность процессов мышления в основном за счет стереотипности
мышления, подмены поиска новых решений готовыми стандарт
ными ответами. Иногда наблюдается другая форма расстройств
мышления — потеря целенаправленности интеллектуальных актов,
неупорядоченность, дезорганизация мышления..

7. Трансформация мотивов деятельности: по мере развития
утомления происходит смена мотивов деятельности. Если в начале
деятельности преобладает «деловая» мотивация, то в состоянии
утомления преобладающими становятся мотивы прекращения
деятельности или ухода от нее. Необходимость продолжать работу
и в состоянии утомления может привести к формированию отри
цательных эмоциональных реакций.

8. Ослабление воли: снижается выдержка, решительность и са
моконтроль, исчезает настойчивость.

9. Сонливость: при сильном утомлении возникает сонливость
как результат развития охранительного торможения. Потребность
Бо сне может быть настолько высока, что человек часто засыпает
б любом положении, даже стоя иди на ходу.

Таким образом, с психологической точки зрения утомление может быть охарактеризовано как личностно-когнитивное состояние. В нем не все перечисленные компоненты проявляются

одновременно.

В развитии утомления Н. Д. Левитов выделяет три стадии.

Первая стадия характеризуется относительно слабым чувством усталости, вялости, сонливости и т. п. Человек еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятельности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако длительное волевое сопротивление утомлению может вызвать «взрыв переутомления», который обладает большой разрушительной силой для деятельности.

На второй стадии снижение работоспособности проявляется в основном ухудшением правильности, а не скорости работы. Оно уже не может быть полностью компенсировано стимуляцией

и волевым усилием.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое легко может перейти в хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно рассматривать как естественную реакцию организма, имеющую защитный характер и выполняющую ряд полезных функций, то чрезмерное утомление (как в острой, так и в хронической форме) —явление нежелательное.

Работоспособность при чрезмерном утомлении резко падает или принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить работоспособность на требуемом уровне. Продуктивность деятельности падает до такой степени, что человек чувствует себя не способным выполнять работу и переживает острое чувство упадка сил и беспомощности.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди субъективных причин Н. Д. Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств. ,

Наши рекомендации