Шаг алгоритма. Максимальное уточнение, сужение проблемы

Ситуация повторения негативных поступков,

Появления негативной черты характера.

Данный тип ситуации является гораздо более сложным, так как в течение определённого времени ребёнок проявлял себя негативно и, при этом, получал то, что ему было нужно, то есть данная модель поведения подкреплялась. Если бы это было не так, ребёнок не повторял бы свои действия. Чем сложнее ситуация, тем более сложных действий она требует от нас. При помощи одного приёма мы, скорее всего, не сможем добиться результата. Для решения ситуации данного типа мы будем использовать алгоритм, то есть чёткую упорядоченность последовательных шагов:

Максимальное уточнение, сужение проблемы.

Установление причины.

Устранение причины.

Формулировка позитивной задачи (какое качество ребёнка будем формировать).

Установление доверительных отношений с ребёнком.

Принятие ребёнком позитивной задачи

Создание ситуации успеха в проявлении качества.

Обучение умениям, необходимым для проявления качества.

Накопление игрового опыта проявления качества.

Накопление жизненного опыта проявления качества.

Проверка сформированности качества.

шаг алгоритма. Максимальное уточнение, сужение проблемы.

Зачем нужно уточнение проблемы. Осознание того, что Вы столкнулись с ситуацией данного типа, представляет собой понимание, что у Вашего ребёнка складывается или уже сформировалась негативная черта характера. Когда мы словесно характеризуем то, что происходит с ребёнком, то характеристика часто является общей, эмоционально-окрашенной и поэтому преувеличенной. Я читала о ситуации, когда мама обратилась за помощью к психологу и жаловалась на то, что её трехлетняя дочь упрямая, капризная и вредная. Когда психолог стал разбираться в ситуации, то выяснилось, что реально мама сталкивалась с двумя проблемами – девочка отказывалась есть манную кашу и не засыпала в 9 часов вечера. Но с точки зрения некоторых специалистов питания, например Г.Ф. Шаталовой, манная каша вообще не нужна ребёнку, а дети в большей степени сохранили свою интуицию и могут чувствовать, что не является для них полезным. Необходимость засыпать в 9 часов связана с потребностью организма во сне, которая является индивидуальной. Например, есть данные о том, что одарённые дети обладают большей энергетикой и поэтому раньше отказываются от дневного сна, меньше спят. Например, выдающийся философ Альберт Швейцер всегда спал мало, а в юношеском возрасте спал по 4 часа и чувствовал себя бодрым. Таким образом, откровенно говоря, у этой мамы вообще нет повода для беспокойства и её визит к психологу, скорее всего, связан с высоким уровнем материнской тревожности, имеющей личностные причины. Но её исходная характеристика ребёнка была искренней, она действительно считала свою дочь капризной и упрямой, стремясь заставить её есть манную кашу и засыпать в 9 часов вечера.

Наше словесное описание проблемы является инструментом для её понимания. Не охарактеризовав её точно, мы не сможем в ней разобраться. Поэтому начать нужно с того, чтобы максимально сузить, конкретизировать характеристику проблемы. Например, если проблема сформулирована так: «ребёнок дерётся», то мы никак ещё не сориентировались в ситуации и не понимаем, что происходит. Нам нужно ответить на вопросы: С какого времени появилась эта проблема? Когда дерётся? С кем именно? По какому поводу? Начинает ли боевые действия первым? Как дерётся, шутливо или жестоко? Напоказ, то есть только на публике, или наедине с противником? И т. д. Только ответив на эти вопросы, мы сможем понять, что происходит. Например, в результате уточнения всех вопросов, мы установили «Сын 8 лет дерётся с одноклассниками во второй половине учебного дня, налетая на них по мелким поводам», «Ребёнок-дошкольник дерётся с мальчиками группы детского сада, когда приходит в группу», «Сын дерётся с девочками класса», «Сын дерётся с живущим с ним в одном доме Колей Ивановым, который старше его на 2 года. Налетает на него первым. Это началось неделю назад». Все случаи, описанные нами – разные, они будут требовать от нас разных действий, так как имеют разные причины. И понятно, что без такого уточнения двигаться дальше нельзя.

Как уточнить проблему. Чтобы уточнить проблему, нужна информация. Нам нужны объективные данные о том, когда появилось и как развивалось накопление отрицательного поведения. Именно знание того, как оно появилось, поможет нам понять причины такого поведения ребёнка. Хочу привести небольшой пример. Идя по коридору Дома Творчества, я увидела плачущую девочку. Я, естественно, поинтересовалась, что случилось и как ей помочь. В это время подошла бабушка девочки и сказала: «Не обращайте внимания, она у нас всё время плачет по любому поводу. Портфель уронила – плачет, за угол стола зацепилась – плачет, запнулась – плачет». Я спросила бабушку, которая уже давно раздражена от плаксивости внучки и пытается бороться с этим качеством иронией, как давно девочка стала плаксивой. Она ответила, что год назад. Дальше я спросила, не произошли ли год назад какие-то события в их семье. Оказалось, что год назад родители девочки развелись. Но никто не связал плаксивость и развод, никто не понял, что упавший портфель или неровный пол – повод, а причиной слёз является переживание ребёнком развода родителей. Через слёзы человек снимает напряжение, ему становится легче. Родители не помогли ребёнку принять ситуацию развода, сохраняя веру в любовь родителей, она оказалась наедине со своими переживаниями и психика девочки нашла способ адаптироваться к проблеме. Может на этом фоне сформироваться плаксивость как черта характера? Конечно, ведь у ребёнка накапливается опыт такого поведения, который может приносить ей свои удобства, небольшие выигрыши или просто внушённую взрослыми уверенность, что она – никчемная плакса.

Итак, выяснив, когда появилось качество, мы должны соотнести этот момент с событиями жизни ребёнка, которые могут помочь нам понять причину появления качества.

Дальше очень важно установить, при каких именно условиях наблюдается проявление негативного поведения: в какое время суток, в присутствии кого, где, в каких обстоятельствах.

Нам необходимо также знать, какова степень проявления качества. Например, степень проявления лживости:

Ребёнок обогащает любой рассказ выдуманными деталями, фантазирует, так как увлекается.

Ребёнок привирает, приукрашивает рассказы о себе, чтобы было интереснее его слушать, чтобы выглядеть героем.

Ребёнок придумывает, что его обижают, чтобы вызвать сочувствие мамы и увидеть, как она его любит и готова защищать.

Ребёнок боится говорить правду о своих оценках, проступках, чтобы избежать наказания.

Ребёнок оговаривает всё время одного и того же человека, чтобы доставить ему неприятности.

Ребёнок заранее придумывает содержание ложной информации, чтобы добиться своих целей.

Ребёнок получает удовольствие от процесса лжи, от того, что может вызывать нужные ему эмоции в людях, например, сочувствие, манипулировать людьми.

Мы видим, что в данных примерах степень сформированности лживости и её осознанности постепенно увеличивается, что за лживостью могут стоять разные мотивы, причины. Выяснив, кому и про кого лжёт ребёнок, мы можем понять, зачем он это делает, то есть перейти к следующему шагу алгоритма.

Рассмотрим сказанное выше на примере. Ко мне обратилась студентка с проблемой: «Мой сын шестиклассник стал вором. Пока жив был отец, он был нормальным мальчиком. Но папа у нас умер и я, очевидно, не справляюсь с воспитанием, у меня ничего не выходит». Мы стали разбираться в ситуации, и её уточнённая формулировка оказалась следующей: «Ребёнок после смерти папы один-два раза в неделю берёт без разрешения деньги у мамы и тратит их на сладости». Вы чувствуете разницу между первым и вторым? Ребёнок не стал вором, он тяжело переживает смерть отца! Тяжесть переживаний он снижает не как девочка в ситуации, описанной выше, слезами, а сладким. Съедая сладкое, человек испытывает удовольствие, напряжённость стресса несколько падает. Значит, наша задача, помочь ребёнку выплакать, выговорить горе и примириться со смертью отца. И пока мы не оказали ему психологическую помощь, связанную с проживанием горя, мы должны покупать ему сладкое, чтобы сильная внутренняя потребность не подталкивала его брать деньги без спроса. Но всё это – уже дальнейшие шаги алгоритма. Я привела их здесь, чтобы нам стала до конца понятной значимость точной формулировки проблемы. Ведь если мы собрали объективную информацию и сформулировали проблему конкретно и точно, то нам гораздо легче будет найти её причину и решение.

Установление причины.

Казалось бы, если мы максимально сузили проблему, то дальше установить причину будет легко. Например, если ребёнок дома ведёт себя замечательно, во всём послушен, вежлив и т.д., а в садике не слушается, кусает ребят, обзывается и т.д., значит мы с Вами – замечательные родители, которые отдали ребёнка в плохой детский сад с неправильно действующими воспитателями, ведь именно там он ведёт себя плохо. Но чаще этот вывод ошибочен, и причиной нервозности и агрессивности ребёнка в детском саду может являться его напряжённость, тревожность дома. Боясь не соответствовать ожиданиям родителей, потерять их любовь, получить наказание ребёнок держит себя дома как натянутая струна, но сил быть натянутым всегда не хватает и он «отпускает струну» («распускается») в детском саду, в котором бояться ему нечего. Таким образом, причина его поведения лежит именно в семейном воспитании, которое направлено на воспитание внешней дисциплины (дисциплины одобрения родителей) и тормозит развитие дисциплины внутренней как личностного качества ребёнка. Особенно тяжело эта ситуация развивается в семьях, в которых часто используют наказания. Ребёнок боится родителей и компенсирует свою униженность и страх перед ними распущенностью вне их контроля. А родители продолжают говорить: «У меня он шелковый, а если Вы с ним не справляетесь, это Ваши проблемы». Но чаще всего ребёнок остаётся шёлковым только до подросткового возраста, дальнейшее его поведение достаточно непредсказуемо.

Таким образом, как мы с Вами понимаем, установление причины – непростая задача, которая требует от нас психолого-педагогической компетентности и глубокого анализа всех полученных в предыдущем шаге алгоритма данных.

Вернёмся к тем формулировкам проявлений драчливости, которые были приведены нами в пункте 1 алгоритма. «Сын 8 лет дерётся с одноклассниками во второй половине учебного дня, налетая на них по мелким поводам» - причиной этой ситуации, скорее всего, является астения, то есть истощение нервной системы. Основным признаком астении является неравномерная работоспособность в течение дня. Ребёнок может в одной ситуации легко справляться с каким-то заданием, а позднее – быть не в состоянии его выполнить. Придя в школу, ребёнок ещё полон сил и энергии, но когда она иссякает, он становится неуравновешенным, вспыльчивым, что и приводит к конфликтам.

«Ребёнок-дошкольник дерётся с мальчиками группы детского сада, когда приходит в группу». Что может утром вызывать такое напряжение ребёнка, что требует разрядки в драке? Он не высыпается? На него утром ворчит невыспавшаяся мама? Я читала о такой ситуации, причиной которой было чувство неловкости и ненужности, которое появлялось у мальчика при приходе в группу. Дети небольшими группами во что-то играют, воспитатель за столом занимается своими делами, и ребёнок ощущает, что он здесь никому не нужен, его не замечают. Это вызывает напряжение, которое находит свою разрядку в драке. Когда воспитатель стала брать пришедшего малыша за руку и подводить его к ребятам, проблема исчезла.

«Сын дерётся с живущим с ним в одном доме Колей Ивановым, который старше его на 2 года. Налетает на него первым. Это началось неделю назад». Скорее всего, Коля его очень сильно обидел. Возможно, он оскорбил и мальчика, и его семью, что особенно тяжело для ребёнка. Например, ребёнку, у которого отец работает в морском пароходстве и уходит в плавание на месяцы, сказали: «Ты безотцовщина, а твоя мама безмужняя. Ну, где твой папа? Тю-тю. Он у тебя временный». Хотя мальчик был младше обидчика, он бросился в драку. Ведь отговориться словесно он ещё не умел. В дальнейшем ситуация повторялась.

Устранение причины.

Причина негативного поведения может быть не одна. За время развития негативного качества у ребёнка могли происходить изменения в различных сферах личности. Человека можно условно представить себе в виде некоторой пирамиды, в которой выделяется 5 уровней: физический, биологический, психический, социальный и духовный. Каждый из этих уровней выстраивается на предыдущем и опирается на него. Если есть проблемы на уровне биологическим, то и психика постепенно перестаёт быть готовой адекватно реагировать на события окружающего мира, поэтому человек становится раздражительным или упрямым, капризным или плаксивым и т.д. Если на уровне психических переживаний ребёнок страдает, то мы будем наблюдать изменения в социальном плане - в его поведении и общении. Духовный уровень обладает автономией и может держать на себе нижележащие уровни, но чтобы это было так, он должен быть развит, что не всегда возможно, когда речь идёт о ребёнке. Например, по наблюдениям врачей, одинаковые раны у солдат победившей армии затягиваются быстрее, чем у солдат проигравшей армии. То есть даже биологический уровень зависит от состояния духа человека. Во время блокады наблюдался резкий спад сердечно-сосудистых заболеваний, так как все силы ленинградцев были устремлены на преодоление себя как часть победы над врагом.

Выделение этих уровней важно для понимания логики устранения причин, вызывающих негативное поведение ребёнка. Если он перенёс психотравму, связанную со смертью близкого человека, то мы не сможем добиться эффективного изменения поведения ребёнка, не оказав ему психологической помощи. Если за период страданий, связанных со смертью, произошло истощение нервной системы и возникали соматические заболевания, то начинать надо с медицинской помощи. Итак, необходимая для устранения причин негативного поведения помощь должна осуществляться в следующей последовательности: медицинская, психологическая, социальная.

Что имеется в виду под социальной помощью? Это изменение условий жизни ребёнка, воздействующих на него социальных факторов. Самым главным фактором всегда было и будет родительское поведение. Очень часто причиной негативного поведения ребёнка являются ошибки взрослых, прежде всего, педагогические.Взрослые вначале позволяют ребёнку вести себя плохо, и только когда масштаб этого поведения возрастает, начинают бить тревогу. Например, сегодня многие родители страдают от капризного требования купить и то, и другое, когда они с ребёнком находятся в магазине. Но ведь вначале мы сами спрашивали ребёнка, что ему купить, уступали при выклянчивании. То есть причиной является поведение самих взрослых, которое теперь должно быть изменено.

Исследование, проведенное психологом в школе №20 Невского района Санкт-Петербурга показало, что в половине случаев проблемного поведения школьников причиной являлся комплекс переживаний старшего ребёнка в семье, то есть причина лежала в сфере психических переживаний ребёнка. Когда ребёнок узнаёт, что у него будет братик или сестричка, он, как правило, очень этому радуется и ждёт его появления. Но потом он замечает, что всё внимание родителей переключилось на другого ребёнка, что ему теперь достаются только крохи родительской любви. К нему предъявляют требования, ему делают замечания, а с маленьким носятся и возятся. Возникает ревность, ощущение ненужности, потерянной любви. Традиционные культуры избегали этой ситуации, так как наследником был только старший сын, у него было больше прав. Сегодня традиции воспитания не помогают нам преодолеть эту проблему.

Страдающий ребёнок не говорит родителям о своей боли, но поведение его меняется. Например, он может избивать младших мальчиков, проецируя на них ненависть к младшему братику, которого ему трогать нельзя и к которому он сильно ревнует родителей. У нас в школе шестиклассник постоянно избивал одного ребёнка, который, как мы узнали впоследствии, напоминал ему младшего брата. Что делать родителям, если они узнали, что причиной негативного поведения ребёнка является комплекс нелюбимого старшего? Как устранить причину? Самое главное, вызвать уверенность, что его любят и всегда будут любить. Можно спросить ребёнка, какой глаз или какую руку он любит больше? И объяснить, что любовь не бывает маленькой, любовь – это чувство до неба и выше, это весь космос. И если любишь, то человек для тебя – всё. Можно даже сказать ребёнку, что его любят больше младшего, ведь он сам больше, умнее, надёжнее. В общем, наша задача, дать почувствовать силу нашей любви и защищённость этой любовью. Ведь выход из любой ситуации там же, где и вход.

Ребёнок должен почувствовать, что с рождением братика или сестрички, у него прибавилось любви, ведь малыш тоже его любит. В книге В. Драгунского «Денискины рассказы» описано, как в ощущения Дениски вошли любовь и ответственность за сестрёнку после участия в её первом купании. Он дал ей палец, и во время всего купания она крепко-крепко за него держалась. Дениска почувствовал, как она в нём нуждается и как ему доверяет. Но ведь чтобы это было так, родители должны быть достаточно мудры, чтобы не прогонять ребёнка от малышки, не запрещать ему путаться под ногами во время купания, а включать брата и сестру в возможное взаимодействие.

Причина может лежать и на биологическом уровне развития ребёнка. В этой же школе учился в 6 классе очень тяжёлый в социальном плане ребёнок. Уже в первом классе он закатывал истерики, катаясь по полу, обзывался, дрался, учился плохо и т.д. Отношения с одноклассниками не складывались, его переводили из класса в класс, но это ничего не меняло. Только в 6 классе мы выяснили, что ребёнок постоянно не высыпается. Его родители могли заснуть в любом шуме и считали, что когда человек хочет спать, он спит. Но это верно не для всех людей. Родители ложились спать поздно, долго смотрели телевизор, шумели, живя в однокомнатной квартире. Возникающее возбуждение не давало ребёнку заснуть.

Но теперь, выяснив причину, недостаточно просто создавать условия для спокойного сна в десять вечера, так как за эти годы произошло истощение нервной системы и ребёнок нуждается в лечении, он пережил тяжёлые психотравмы, связанные с отношением одноклассников, и нуждается в психологической помощи. То есть нужно последовательно осуществить сначала медицинскую, затем психологическую коррекцию. Затем можно оказывать социальную помощь, которая в данном случае должна состоять в работе с коллективом класса, в его подготовке к позитивному взаимодействию с одноклассником.

Причина деструктивного поведения ребёнка может находиться и в сфере педагогических проблем его семьи. Например, причиной может быть негативный пример кого-то из старших. Если в семье папа грубо разговаривает с мамой, то ребёнок, возможно, будет грубо общаться с девочками. Причиной может быть закрепившийся опыт ребёнка, когда негативное поведение принесло ему успех, например, он взял деньги без спроса и раз, и другой, а никто этого не заметил. Ему это понравилось, он продолжает понемногу воровать деньги у родителей. Или ребёнок не выполнил поручения, сославшись на то, что плохо себя чувствовал, и его окружили вниманием и заботой. Он стал делать так всегда. В этих случаях социальная коррекция должна состоять в том, что обстоятельства жизни ребёнка в семье должны измениться. Эти обстоятельства создают родители, теперь они их сознательно изменяют.

Наши рекомендации