Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами
Основные организационные принципы профориентационной работы
Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 2). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются "золотая середина" (сам принцип) и "крайности", между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации принципа - не допустить его извращения, то есть не доводить принцип до "крайности", не извращать
Таблица 2
Основные организационные принципы профориентационной работы
Крайности | "Золотая середина" | Крайности |
Узкая специализация | Многообразие форм и методов работы | Хаос, бессистемность, следование методическим "модам" |
Морализаторство | Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов | Безнравственность |
Идеализация предшествующего опыта | Преемственность в работе, сохранение лучших традиций | Отрицание предшествующего опыта, все-разрушение (по принципу "только наше самое лучшее") |
Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши | Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе | "Самосгорание" на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
Самоизоляция | Профессиональное содружество (вхождение в "тусовку") | Потеря профессионального самоощущения |
Психологическое "самодурство", убежденность, что все кругом глупее Вас | Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами | Приспособленчество, угодничество, предательство своих интересов и интересов своих клиентов |
Эмоциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то "упустить") | Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного | Логические трудности: непоследовательность, незнание, неумение ориентироваться в ситуации |
Пессимизм, отчаяние | Действенный оптимизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам) | Эйфория, излишняя самоуверенность |
Акцентирование внимания на единичных принципах без их взаи-мосвязи с другими принципами | Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость | Утеря специфики принципов |
Различные организационные модели профориентационной помощи
Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи:
1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной/школы.
2. Профконсультант имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.
3. Профконсультант работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто - в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но Профконсультант нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров.
4. Психолог работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда...).
5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети "Интернет").
6. Работа "выездными бригадами" (на 2-3 недели бригада специалистов выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит "массированную" помощь в выборе профессии).
7. Помощь через средства массовой информации - СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях...).
Естественно, нельзя выделить самый "лучший" вариант: все варианты "хорошие", так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться...). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.
Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами
Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и соответственно постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.