Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами

Основные организационные принципы профориентационной работы

Для простоты и удобства все принципы можно представить в виде таблицы (табл. 2). Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются "золотая середина" (сам принцип) и "крайности", между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации принципа - не допустить его извращения, то есть не доводить принцип до "крайности", не извращать

Таблица 2

Основные организационные принципы профориентационной работы

Крайности "Золотая середина" Крайности
Узкая специализация Многообразие форм и методов работы Хаос, бессистемность, следование методическим "модам"
Морализаторство Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов Безнравственность
Идеализация предшествующего опыта Преемственность в работе, сохранение лучших традиций Отрицание предшествующего опыта, все-разрушение (по принципу "только наше самое лучшее")
Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе "Самосгорание" на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы
Самоизоляция Профессиональное содружество (вхождение в "тусовку") Потеря профессионального самоощущения
Психологическое "самодурство", убежденность, что все кругом глупее Вас Гибкость, готовность к разумному компромиссу с администрацией, с заказчиками и клиентами Приспособленчество, угодничество, предательство своих интересов и интересов своих клиентов
Эмоциональные трудности (страх чего-то не сделать, что-то "упустить") Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного Логические трудности: непоследовательность, незнание, неумение ориентироваться в ситуации
Пессимизм, отчаяние Действенный оптимизм (вера в успех и в свои возможности), а также разумная самоирония (как признак своей силы, как способность критически отнестись к своим недостаткам) Эйфория, излишняя самоуверенность
Акцентирование внимания на единичных принципах без их взаи-мосвязи с другими принципами Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость Утеря специфики принципов

Различные организационные модели профориентационной помощи

Можно выделить следующие основные организационные варианты профориентационной помощи:

1. Профконсультант работает в конкретной школе и обслуживает только учащихся данной/школы.

2. Профконсультант имеет в конкретной школе основную базу (кабинет), но обслуживает несколько близлежащих школ.

3. Профконсультант работает в специальном психологическом центре (Центре профориентации молодежи, Центре занятости населения или просто - в Психологическом центре). Часто в таких центрах оказывается более специализированная (а иногда и более глубокая) помощь. Но Профконсультант нередко лишен возможности наблюдать за развитием ребенка длительное время. Поэтому в идеале предполагается взаимодействие школьного психолога (профконсультанта) с психологами различных психологических и медико-реабилитационных центров.

4. Психолог работает в органах управления образования, где он выступает как куратор (инспектор) по профориентации. Такой куратор координирует профориентационную работу в школах (работу педагогов, учителей труда...).

5. Дистанционная профориентационная помощь, например, по переписке (подросток по почте получает бланк с опросниками, отсылает свои ответы, после чего ему высылаются обобщенные результаты и рекомендации). В настоящее время широкие перспективы открываются в связи с внедрением компьютерной техники (в частности, сети "Интернет").

6. Работа "выездными бригадами" (на 2-3 недели бригада специалистов выезжает в отдаленные и малонаселенные районы и проводит "массированную" помощь в выборе профессии).

7. Помощь через средства массовой информации - СМИ (специальные циклы передач, рубрики в периодических изданиях...).

Естественно, нельзя выделить самый "лучший" вариант: все варианты "хорошие", так как все зависит от конкретных условий. Лучше стремиться к совмещению и взаимодополнению разных вариантов (чтобы и у самих клиентов был выбор, куда обратиться...). Именно в этом случае можно будет говорить о системности профориентационной работы.

Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами

Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и соответственно постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.

Наши рекомендации