Тема 6: «Человек как личность и индивидуальность»
1. Личность | 2. Индивидуальность |
2.Целостная, структурная характеристика психической жизни человека как социального явления; 10.“Устремленность человека в будущее” 3.“Способность ставить перед собою большие задачи и выходить за их пределы” 4.Умение жить среди людей, “способность приказывать и подчиняться” 5.Способность оценивать и управлять своими чувствами, влечениями, поведением 6.Ведущее влияние на все стороны психической жизни: мышление, память, воображение, эмоции и чувства, темперамент и т.д. | 1.Сочетание психических свойств, присущих только данному человеку 7.Неповторимость, оригинальность и самобытность 8.Проявляется в плане решения задач, не включающих в значительной мере межличностные отношения 9.Требует особого подхода со стороны педагога, т.к. определяет особый стиль деятельности (особенно учебной). |
3. Направленность активности личности
Цели | Потребности | Мотивы | |
11.Большие - малые; 13.Перспективные – фрустрирующие; 14.Устойчивые – неустойчивые; 17.Просоциальные – асоциальные; | 12.Духовные – биологические 15.В общении, в новых впечатлениях (познавательные) 30.В самоутверждении 25.В персонализации 31.В труде | 20.Положительные (внутренние) – отрицательные (внешние) 16.Любознательность 24.Увлеченность процессом труда 26.Страх 27.Подражание 28.Прагматизм 29.Самореализация. | |
4. Самосознание личности | 5.Рразвитие личности | ||
21.Ощущение себя субъектом своих физических и психических состояний 22.Выделение себя как “Я”, противостоящим “другим”, но с ними связанное 23.“Образ - Я” как относительно устойчивая, достаточно осознанная и переживаемая система представлений о себе 32.Проявление адекватности “Я –образа” через самооценку и взаимооценки и уровень притязаний | 33.Участие в изменении окружающего мира в ходе предметной деятельности 34.Действие по снятию противоречия между потребностью в персонализации и позицией группы 18.Совершение поступков 35.Сочетание свободы, достоинства и ответственности. | ||
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 191-230.
Тема 7: «Человек как субъект деятельности»
Признаки деятельности | Признаки поведения |
4.Включает 2 подструктуры: мотивационную (желание) и операциональную (умение) 8.Вызывается потребностью, а направляется целью 11.Является ведущим фактором развития личности и имеет высокую социальную значимость 5.Изменяет предмет активности в соответствии с наличным планом 6.Освоение требует специального обучения 2.Является высшей формой активности человека 3.Требует достаточно высокого уровня развития общих и специальных способностей 7.Основные виды: игра, учение, труд (иногда включает общение) | 9.Зримая, хорошо заметная форма социального взаимодействия людей (“верхушка айсберга”) 12.Мотивы скрыты, возможно проявление одинаковых форм при разных мотивах и, наоборот 1.В значительной мере определяется установками, нормами, ролями, традициями и т.д. 10.Имеет выраженную связь с этикой. |
Психологические характеристики основных видов деятельности:
Игра | Учение | Труд |
18.Необычайно сильное влияние на психическое развитие 26.Легкое перевоплощение в исполнении различных ролей и ситуаций 16.Высокая эмоциональность, заинтересованность 21.Строгое соблюдение правил 19.Много творческой фантазии | 13.Работа с текстами (со знаковым материалом) 15.Сочетание положительной мотивации (интереса) и дисциплины (ответственности) 20.Согласование образа предмета и понятия о нем 27.Освоение умственных действий 25.Преобладание положительных эмоций 22.Выраженное напряжение психических функций 24.Развитие общих способностей | 17.Высокая социальная значимость продукта деятельности 29.Выраженность профессиональных способностей 28.Личностное развитие и социальное продвижение личности 14.Роль передовых наукоемких технологий 23.Личностная направленность на совершенствование технологий 30.Организация, нормирование деятельности. |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 93-130.
Тема 8: «Человек как субъект общения»
Структура общения
Коммуникативная сторона общения | Интерактивная сторона общения | Социально-перцептивная |
1.Установление связей 20.Вербальные и невербальные способы связей 2.Роль пространственного положения 3.Диалогический и монологический контакт 17.Высокая культура речи 4.Эмоциональная окраска речи | 5.Регулирующая функция социальных норм и ценностей 12.“Исполнение комплекса ролей” 6.Такт 14.Изменение поведения другого человека для достижения собственных целей 16.Нормотворчество 15.Конкуренция и кооперация | 13.Стремление распознать другого человека 19.Идентификация, рефлексия, стереотипизация 18.Эффект “ореола”; роль установки (особенно в ситуации неопределенности) 8.Стандарты и стереотипы в оценке людей. |
5.Способы предупреждения конфликтов в общении | 6. Решение конфликтных ситуаций |
9.Уважительное отношение к человеку и его имени 10.Способность сочетать собственные интересы с интересами других людей 11.“Не браниться и не раздражаться” (К. Адамецкий) 21.Содействие в самоутверждении другого человека | 22.Задержка реакции на обиду 23.Перевод реакции на другой объект; 25.Рационализация действий “противника” 24.Парадоксальная реакция. |
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 130-158.