Тренажеры для педагогического контроля

Мишени (рис. 73). В трубу волейбольной стойки сверху вставляются две трубы высотой 100 см. К ним на тросе сверху, над сеткой под углом подвешиваются круги различного диаметра от 30 до 60 см посредством двух резиновых лент. Снизу круги (мишени) также прикрепляются к верхнему тросу волейбольной сетки резиновыми лентами. При касании мяча мишени резина натягивается и быстро возвращается в первона­чальное положение. Мишенями на противоположной стороне площадки могут служить различные предметы. Может использоваться круг с утяже­ленным основанием. Мишени подставляются на противоположной сто­роне в зависимости от цели подачи (для контроля за точностью подач).

Щит-мишень (рис. 74). На стене зала рисуется круг диаметром 30-40 см и на определенном расстоянии от круга проставляются цифры от 1 до 3. Спортсмен выполняет вторую передачу мяча или прием снизу дву­мя руками, стремясь попасть в центр круга. Подсчитываются количе­ство точных попаданий и отклонения от круга.

Мишень-ловушка (рис. 75) предназначена для контроля за точнос­тью выполнения различных вариантов подач и нападающих ударов. Ус­танавливается в различных зонах площадки.

Опрокидывающаяся мишень (рис. 76) предназначена для контроля за точностью выполнения различных вариантов подач и нападающих уда­ров. Устанавливается в различных зонах площадки. При попадании мя-

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

чом в мишень она опроки­дывается.

Тренажер «Наклонная мишень» (рис. 77). Благодаря нарисованным на тренаже­ре трем концентрическим окружностям 30, 60 и 90 см в диаметре, можно вести педагогический контроль за точностью выполнения на­падающих ударов и подач.

Разработана методика те­стирования точности, зак­лючающаяся в том, что при попадании в первую окруж­ность начисляется 10 очков (30 см), во вторую — 7 (60 см), в третью — 4 очка (90 см), попадание просто в тре­нажер — 1 очко.

Тренажер, как правило, устанавливается в 5-й или в 2-й зонах, и игроки выпол­няют нападающие удары по ходу из зон 4 и 2.

Контроль за точностью подач выполняется анало­гичным образом при уста­новке тренажера в зонах




Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

1,6,5. Игроки выполняют вер­хнюю прямую или боковую подачу на точность, стараясь попасть в центральную ок­ружность тренажера.

Специальное оборудование в физической подготовке'

Специальное оборудова­ние применяется как в об­щей, так и специальной фи­зической подготовке — для развития основных двигатель­ных качеств и специальных двигательных способностей, применительно к отдельным техническим приемам и так­тическим действиям.

Экран прыгучести. Прибор служит для измерения высоты прыжка вверх толчком двумя ногами с места или с разбега, а также для развития прыгучести с помощью со­ревновательного метода.

Прыжковая тумба. Ее применяют для развития прыгучести и прыж­ковой выносливости. Выполнена она из секций, чтобы можно было ус­танавливать различную высоту. Основные виды упражнений — напрыгивание толчком одной и двумя ногами и спрыгивание, спрыгивание с последующим прыжком вверх.

Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств. Они представ­ляют собой конструкции из труб, в которых двигается фиксирован­ный груз. Разновидности конструкций позволяют с помощью систе­мы блоков и тросов выполнять упражнения для мышц рук и ног с грузом от 5 до 50 кг. Тренажеры незаменимы для развития силы и скорости сокращения мышц, участвующих в выполнении нападаю­щего удара.

Для избирательного воздействия на мышцы кистей рук и голенос­топных суставов применяют различные модификации резиновых амор­тизаторов. Для развития силы мышц живота и спины используют на­клонную доску. Варьирование нагрузки достигается изменением угла наклона.

Отягощения для звеньев тела. Они служат для развития скоростно-силовых качеств. Их прикрепляют на голени у голеностопных суставов

' Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. — Волейбол (учебник для ИФК), М., ФиС,1991.

и на руках — у лучезапястных суставов и на плече. Вес отягощений — 0,5-2 кг в зависимости от характера упражнений. Отягощения способ­ствуют усиленной работе мышц, занятых в выполнении технического приема (например, нападающего удара).

Отягощения для всего тела. Они служат главным образом для раз­вития прыгучести, прыжковой выносливости. В качестве отягощения можно использовать мешочки с песком, пояс, куртку. Мешки с пес­ком изготавливаются из брезента или другого плотного материала, для удобства к ним пришивают лямки. Вес мешочков — от 3 до 20 кг и более. Они гораздо удобнее для работы, чем штанга, особенно для юных волейболистов и женщин. Широкий пояс с мягкой прокладкой может быть постоянного веса (2-8 кг и переменного (вкладывается или выкладывается груз в карманы на поясе). В куртке груз (свинцовая дробь, песок и др.) равномерно распределяется по всей поверхности (вес до 6 кг), что дает возможность выполнять все технические при­емы игры.

Комплексные тренажеры

Тренажер «Подвижная мишень-ловушка». На рис. 78 представлен об­щий вид тренажера «Подвижная мишень-ловушка». Составными час­тями тренажера являются: мишень; система улавливания мячей; на­клонный желоб.

Мишень представляет собой крут диаметром 90 см, сделанную из поролона толщиной 10 см, что позволяет значительно амортизировать мячи попадающие в нее. Мишень укреплена на двух алюминиевых кру­гах диаметром 90 и 32 см. По меньшему диаметру круга сделано отвер­стие, в которое волейболист стремится попасть мячом при выполне­нии, например, второй передачи. При помощи двух алюминиевых труб мишень прикрепляется к каркасу, который имеет возможность переме­щать ее вправо, влево, а также вниз, ставить под тем или иным углом, что позволяет моделировать наиболее встречающиеся передачи мяча в волейболе.

Тренажер можно широко использовать при обучении второй переда­чи мяча в волейболе. Мишень установлена в 4 зоне, на оптимальном расстоянии от сетки, для выполнения нападающего удара. Угол накло­на и высота отверстия в мишени дают возможность волейболисту отра­батывать передачу «полупрострел». При работе с одним мячом частота выполнения передач составляет 25-30 в минуту, при работе с двумя мячами количество передач в минуту равно 55-60.

Можно рекомендовать целый комплекс более сложных вариантов выполнения второй передачи: после поворота — падение на грудь, спи­ну; имитация блокирования, нападающего удара и т.д. Тренажер может служить хорошим средством педагогического контроля за точностью выполнения технических приемов волейбола (в данном случае, второй

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

Рис. 78. Тренажер «Подвижная мишень-ловушка»

Основные части тренажера: 1 — мишень; 2 — система улавливания мяча; 3 —

наклонный желоб.

передачи). Например, точное попадание в отверстие оценивается в 10 баллов; попадание мячом в диаметр 60 см (вторая окружность) — 7 баллов; попадание между 2-ой и 3-ей окружностью — 4 балла.

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

Рис. 79. Тренажер для технико-тактической подготовки «Падающий мяч»

Основные части:1— механизм подъема мячей; 2 — лоток; 3 — направляющая сет­ка; 4 — отражатель мячей; 5 — улавливатель мячей; 6 — цепной конвейер; 7 — захваты мячей; 8 — привод; 9 — наклонный желоб; 10, 11 — металлические рамы;

12 — волейбольная сетка; 13 — эластичный материал; 14 — поролоновые маты; 15 — амортизирующая сетка; 16 — пульт управления

Тренажеры для педагогического контроля - student2.ru

Рис. 80. Тренажер «Бьющая рука»

Основные части тренажера: 1 — металлическая рука; 2 — накопитель мячей; 3 — синхронизатор подачи мячей; 4 — улавливатель мячей; 5 — шестерня; 6 — ось; 7 — шестерня с частью срезанных зубьев; 8 — ось редуктора; 9 — переходник; 10 — электромотор; 11 — пружины; 12 — стойка; 13 — корпус устройства; 14, 15 — наклонные желоба; 16 — ловушка для мячей; 17, 18, 19 — механизм держателя мяча; 20 — штанга, соединяющая синхронизатор и ось бьющей руки.

Тренажер «Падающий мяч». Общий вид тренажера «Падающй мяч» представлен на рис. 79. Тренажер состоит из 5 основных частей: улавли­вателя мячей (5); подъемного механизма (6); устройства для сбрасы­вания мячей (2); отражающего экрана (4); пульта управления (16).

При индивидуализированной форме организации занятий на трена­жере можно в любой последовательности вести процесс обучения и со­вершенствования, четырех технических приемов волейбола с различ­ными вариантами их выполнения: подачи, приема мяча снизу, переда­ча сверху и нападающего удара. При этом плотность занятий значитель­но повышается, так как через каждые 2-3 с игрок должен выполнять тот или иной технический прием. Такая форма занятий возможна как без участия тренажера, так и в процессе тренировки, когда часть игро­ков принимает участие в двусторонней игре, а остальные, свободные от нее, совершенствуют технические приемы на тренажере.

Данный тренажер можно широко использовать при обучении совер­шенствовании групповых тактических взаимодействий двух-трех игро­ков в нападении, отрабатывая прием мяча, вторую передачу и напада­ющий удар, выполняя их как без смены мест, так и последовательно переходя от одного приема к другому.

Помимо совершенствования технического мастерства волейболис­тов тренажер можно применять и как средство педагогического конт­роля за точностью выполнения приемов, регистрируя динамику ее из­менения в процессе тренировочных занятий, с использованием специ­ально изготовленных мишеней.

Тренажер «Бьющая рука» для обучения и совершенствования при­ема подач и нападающих ударов. Сущность тренажера поясняется на рис. 80, где представлен общий вид устройства.

Тренажер для тренировки волейболистов включает четыре основные и взаимосвязанные части: механизм удара (1), накопитель мячей (2), синхронизатор подачи мячей (3), улавливатель мячей (4).

Перед началом работы в накопитель бросают мячи и устанавливают тренажер на волейбольной площадке для выполнения подачи или напа­дающего удара с передней или задней линии.

Эффективность использования данного тренажера в тренировке зак­лючается в том, что создаются условия для выполнения приемов, близ­ких к соревновательным и даже превышающих их. Благодаря кратков­ременному соприкосновению металлической руки с мячом создается эффект «планирования» мячей намного выше, чем при выполнении подачи мяча спортсменом. Регуляция силы удара по мячу и небольшой разброс по месту попадания мяча в площадку создают эффективные условия для обучения и совершенствования приема мяча с подачи и от нападающих ударов, а также одиночного блокирования.

Глава 10.

Наши рекомендации