Фазы развития профессионапа
Е.А. Климов (1988) выделяет основные фазы развития, стадии жизненного пути профессионала:
1. Фаза оптанта, или оптации - осознанная подготовка к труду, планированного профессионального жизненного пути. Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии эта фаза может быть:
- как кратковременной(например, в форме простого инструктажа),
- так и многолетней.
В это время происходит:
- овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности,
- развиваются профессионально-важные личные качества,
- формируется профессиональная пригодность.
Здесь происходят очень существенные изменения самосознания –
- направленности личности,
- информированности и других сторон индивидуальности.
Здесь есть и свои
- специфические «кризисы развития»,
- и потребность в психологической поддержке становления профессионала для успешного «профессионального старта».
3. Фаза адаптанта - или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе.
Даже квалифицированный человек на новом месте нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения отличаются от норм производственного коллектива.
И молодой человек должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы:
- понять, почувствовать новые нормы регулирующие поведение, образ жизни, манеры и внешний облик профессионала;
- узнать технологические тонкости дела;
- и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм.
4. Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник, который любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии.
5. Фаза мастера, или мастерства. Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам.
Ø Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, может быть, не всем коллегам по плечу.
Ø Он выделяется какими-то специальными качествами, умениями.
Ø Он приобрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - не воспроизводимым) работником.
Ø Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категория, звание).
6. Фаза авторитета. Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей.
Ø Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как мининум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).
Ø В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работникоа, он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.).
Ø О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия.
Ø С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители.
Ø Возможно, энергии и сил у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают о себе знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
7. Фаза наставника, или наставничества в широком смысле слова. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.
Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает»
- единомышленниками, подражателями в хорошем смысле,
- перенимателями опыта, учениками,
- последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой.Несмотря на приближающийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятельствами. Жизнь, связанная с
- передачей опыта молодым,
- с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.
Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много этапов. В профессиональной жизни каждого человека возможны успехи, неудачи, зигзаги и кризисы. У каждого человека свой профессиональный путь, и он может отличаться от пути других людей.
Процесс вхождения молодого человека в избранную профессию
- не только приобретение соответствующих трудовых, профессиональных умений и навыков,
- но и активное личностное становление, принятие и уважение профессии, вживание в нее и любовь к ней.
Профессионализм - это характеристики производительности труда, высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, и особенности профессиональной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
Профессионализм это результат обучения и опыта работы. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.
Профессионализм специалиста проявляется:
- в систематическом повышении квалификации,
- творческой активности,
- способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общества.