Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей

Никогда не спорьте с дураком –

люди могут не заметить между вами разницы.

Процессы коммуникации в диаде или группе во многом определяются особенностями социальной перцепции. Социальная перцепция понимается как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. На характер перцепции влияют многочисленные переменные в виде возрастных, половых, профессиональных, ролевых факторов, личностных качеств и внешних обстоятельств. Дети в общении и оценке другого человека больше обращают внимание на мимику, затем учатся распознавать эмоции, выраженные при помощи жестов. Дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, униформа, украшения), по которым они судят о качествах человека. Постепенно формируются все новые и новые психологические и социальные установки, которые будут определять характер и особенности восприятия и понимания людьми друг друга. У взрослых людей складываются свои особенности и стереотипы восприятия в плане того, что для них является главным в другом человеке. Как правило, в общении прежде обращают внимание на выражение лица, экспрессию, жесты и позы, походку, внешний вид, особенности голоса и речи. Эти внешние признаки и качества в первую очередь «захватывают» внимание собеседников, прежде чем совершится переход на другой оценочный код, связанный с оценкой внутренних личностных качеств: интеллекта, нравственности, воспитанности, способностей, умений, профессиональных навыков.

Внешний и внутренний алгоритм восприятия и понимания другого человека формируют отношения между людьми, прогностические оценки и ожидания. В процессе общения идет постоянное познание себя и другого человека. Существуют определенные механизмы, определяющие характер общения: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция. Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность представлять то, как человек воспринимается партнером по общению, знание того, как «другой понимает меня». В диадическом общении благодаря рефлексии можно насчитать не два человека, а четыре, шесть и т.д. Психолог Дж. Холмс описывает ситуацию со стороны Джона так: первый субъект – Джон 1, каков он на самом деле; второй субъект – Джон 2, каким он видит сам себя; третий – Джон 3, каким его видит Генри. Соответственно три позиции со стороны Генри. Эту ситуацию можно увеличить на сколько угодно человек с каждой стороны и в итоге получится многократная рефлексия. В результате такой рефлексии общение в диаде приобретает огромные трудности, так как образ каждого партнера по общению приобретает множественный, зеркально отраженный, субъективный характер. Идентификация – процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образом. Человек имеет природную способность непроизвольного отождествления с другими объектами, приобретая при этом их качества. Механизм отожествления объясняют словами: «Поставь себя на мое место», «Я поставил себя на твое место», при этом возникает иллюзия понимания. На самом деле «поставить себя на место другого» невозможно, но эту способность можно развить настолько, что понимание становится более полным. Чем полнее процесс отождествления, тем адекватнее понимание чувств и мыслей другого. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания человека человеком. Эмпатия– это процесс отождествления, основанный не на рациональном осмыслении проблем другого человека, а на эмоциональном отклике на его проблемы. Эмпатия – это аффективное понимание. Аттракция – особая форма восприятия человека человеком, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства (симпатия, дружба, любовь). Восприятие другого человека – это всегда отношение, формируемое на основе сознательной или бессознательной рефлексии, идентификации, эмпатии, аттракции. Каузальная атрибуция– интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа и синтеза. При этом личности, субъекту, группе приписываются свойства, не попавшие в поле восприятия, они как бы домысливаются. Каузальная атрибуция связана с системой интерпретации поведения партнёра, в частности, с причинами. В обыденной жизни люди не знают причин и мотивов поведения других людей. В условиях дефицита информации они начинают приписывать (придумывать) друг другу причины и мотивы поведения. При этом рассуждение нередко строится по схеме: «плохой человек обладает плохими чертами и всегда поступает плохо», «хороший человек всегда поступает хорошо», иначе говоря, процесс восприятия подпадает под ту или иную социальную установку. Роль установки сказывается при формировании первого впечатления о незнакомом человеке или объекте, что неизменно искажает истинный образ. Впоследствии искаженный образ будет долго напоминать о себе, и направлять процесс восприятия, понимания и отношения к другому человеку.

Каждый человек имеет множество связей самого разнообразного характера с другими людьми. При вступлении в совместные отношения более двух человек образуется межличностная коммуникационная сеть, связывающая субъектов общения в единую систему. Выделяют три вида коммуникативных сетей: открытые, замкнутые, комбинированные (18). Открытая коммуникативная сеть наименее консервативна, и организация при этом наиболее жизнеспособна. Закрытые сети осуществляют, как правило, внутриорганизационные цели и носят специфический характер. Коммуникативная сеть может охватывать неограниченное число коммуникантов и объединять их в единое целое.

 
  Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

А – индивид («связной»),

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru «объединяющий в себе» всех членов

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru группы;

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

А

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Б, В, Г, Д, Е – члены группы не связаны

между собой;

 
  Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Рис. 3. Радиальная закрытая личностная сеть

Личностная сеть коммуникаций характерна для всех людей и выходит далеко за рамки одной организации или формальной группы. Выделяют два типа личностных сетей: радиальные и взаимосвязанные. Радиальная сеть поддерживает связь одного индивида («связного») с другими людьми, когда у всех остальных отсутствует непосредственная связь друг с другом (рис. 3).

В роли «связного» чаще всего выступают руководители, менеджеры, лидеры, они размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. «Связные» занимают стратегические позиции в организации. Эффективный менеджер умело распределяет и ускоряет продвижение информации между членами организации. Если индивид, играющий роль «связного», является слабым звеном, организация испытывает информационные и организационные трудности. Особенно важна роль «связного» между группами одной организации. С утратой «связного» единство организации разрушается. Невозможно однозначно определить оптимальное количество «связных» в организации или группе. Их количество зависит от решаемых задач, но чем выше коэффициент сотрудничества в организации, тем большее количество индивидов становятся «связными», каждый стремится к личным связям со всеми остальными. Организованная группа людей, являясь открытой системой, может максимально продуктивно выполнять философию организации.

 
  Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru А, Б, В, Г, Д, Е – все члены группы

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru связаны между собой; связи с другими

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru людьми или организациями отсутствуют;

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Рис. 4. Взаимосвязанная закрытая личностная сеть

 
  Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru А, Б, В, Г, Д, Е – все члены группы

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru связаны между собой; есть связи и с

Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru другими людьми или организациями;

       
  Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru
    Социальная перцепция и типы коммуникативных сетей - student2.ru
 

Рис. 5. Взаимосвязанная открытая личностная сеть

Взаимосвязанная личностная сеть объединяет индивида с другими людьми, которые также взаимодействуют друг с другом. Данные сети могут быть закрытыми и открытыми для других людей и организаций. Они более распространены, чем радиальные и действуют более эффективно (рис. 4 - 5). Выделенные коммуникации сливаются в более крупные коммуникационные сети, что в конечном итоге образует одну огромную коммуникационную сеть людей всей Земли. Каждый человек связан с каждым, и каждый влияет на каждого, что делает жизнь индивида и всего человечества непредсказуемой.

Человек с самого рождения выстраивает связи с другими людьми, вначале это родители, близкие люди, затем друзья и товарищи по разным видам совместной деятельности, игр и отдыха. Выстраиваемые связи имеют свою силу, которая удерживает индивидов в соподчинении друг другу. В качестве такой силы выступают многочисленные традиции, привычки, стереотипы общества, мотивы и потребности – все то, что обеспечивает биологическую, социальную, психологическую, культурную жизнь человека. Устойчивые и сильные коммуникации способствуют эффективному обмену энергией и информацией между их членами, что обеспечивает устойчивость существования группы. В то же время возникающие связи своей силой могут блокировать образование новых связей с внешней средой и сдерживать развитие организации, а значит и развитие индивидов. Конкурентная борьба между членами коллектива, между группами и организациями расставляет самые искусные и непробиваемые блоки в форме секретности информации и тормозит процессы саморазвития. Закрытые, блокированные индивиды, группы, организации, коллективы, партии имеют большую внутреннюю силу сопротивления, что создаёт препятствия для проникновения в эти системы новых людей, новых знаний, моральных, социальных и духовных ценностей.

Наши рекомендации