Нарушения интонационных норм
Ораторские речи отличаются высокими показателями ритмичности, особенно тексты актеров, писателей, поэтов. Во многом именно нарушение интонационной нормы способствует созданию механизмов выравнивания и упорядочивания ритма, т.е. нарушения как бы компенсируют заданную автором неритмичность при появлении одинаковых интонаций.
условные обозначения:
ИНТ – интонема (фраза, оформленная интонационным контуром по концепции Г.Н. Ивановой-Лукьяновой) нисходящего типа, выражающая значение независимости и законченности
ИВТ – интонема восходящего типа, выражающая значение зависимости и незаконченности
ИРТ – интонема ровного типа, которая передает значение незаконченности и независимости и законченности и зависимости.
ИК-5 – интонационная конструкции в системе Е.А. Брызгуновой, обозначающая такой способ выделения логического ударения в слове, при котором в слове или словосочетании с двумя логическими центрами на первом акценте тон повышается, на втором – понижается;
– логическое ударЕние – слово, насыщенное логическим ударением, выделено жирным шрифтом, длительность ударного гласного в слове с логическим ударением;
| – реальная грамматическая пауза;
¦ – психологическая пауза;
(¦) – дикторская пауза;
Υ – пропуск грамматической паузы;
↑ – движение тона вверх;
↓ – движение тона вниз;
→ – ровное движение тона во фразе.
Нарушение норм речи может быть нарочным, придающим своеобразные интонации:
А) Ровный и восходящий тон при ИНТ,хотя в норме ИНТ требует понижения тона как маркера законченности мысли
Если мы произносим конечную фразу с ровной или восходящей интонацией, то это является нарушением. Яркие ораторы делают это сознательно, чтобы заставить нас искать дополнительные смыслы, эмоционально сопереживать автору:
Иногда крайняя степень взволнованности сказывается на характере реализации каждой ИНТ текста. Автор же наделяет одинаковой интонацией каждую фразу (даже если это в нарушение нормы), подтверждая тем самым идею однородности (все однородно, и интонация в том числе):
Наибольшее количество нарушений ИНТ зафиксировано у признанного мастера слова – Э.Радзинского. Он реализует ИНТ ровным тоном. Это явление редкое. И мастерство автора состоит в умелом использовании этих нарушений в качестве приема выразительности. Ровный тон имеет оттенок незавершенности, недосказанности, и этой невыраженностью тона Радзинский помогает представить трагедию женщины, матери, всю ее боль и горечь, ее боязнь при мысли об утрате сына. Автор как будто предлагает нам заглянуть в подтекст. Мысль закончена, но развертывание всех ее смыслов производит глубокое впечатление на слушателя:
Б) ровный и нисходящий тон при ИВТ, хотя в норме требуется обратное.
Часто говорящего на подобные нарушения провоцируют однородные члены – элементы перечисления, наделенные одинаковой интонацией (как в случае с ИНТ), особенно в тех случаях, когда в каждой фразе с ИВТ есть слово с логическим ударением:
Такое интонирование отличается уверенностью, авторитетностью высказывания, предполагает серьезные темы и намерения говорящего.
Индивидуальное в нарушении ИВТ мы отмечаем в тех случаях, когда ровный или нисходящий тон обусловлен не только логическим ударением в слове и наличием однородных членов в предложении. Часто это – прием. Например, в речи мастера публичных выступлений В.Вульфа. Ровный тон при ИВТ объясним особой манерой В.Вульфа. Спокойное, ровное повествование (в отличие от Э.Радзинского) достигается во многом за счет ровного тона. На его фоне последующая фраза кажется наиболее значимой по мысли и выделенной за счет предыдущей:
Умелая реализация ИВТ ровным и нисходящим тоном как индивидуальная черта наблюдается и в речи профессора МГЛУ В.И. Овчаренко, на лекции которого студенты, аспиранты и преподаватели специально приходят, чтобы послушать, как он говорит. Ненормативная интонация при ИВТ – один из приемов эффективности речи, при котором у слушателя создается ощущение убедительности, уверенности в истинности услышанного:
В) ИРТ (интонема ровного типа – часто это фразы в середине сложного предложения) может быть реализована всеми возможными вариантами: восходящим, нисходящим и ровным тоном. В норме люди стремятся выразиться как можно яснее, отразить характер синтаксических связей и малейшие оттенки смысла внутри фразы – интонировать как можно больше. Индивидуальное же появляется как раз у тех авторов, которые стремятся к ровным реализациям. При этом эффект достигается за счет невыраженности, «смазанности» тона, и говорящий заставляет слушателя активизировать внимание. Например, у о. Валериана Кречетова при упоминании дорогих ему имен, образов появляется ровный тон при ИРТ с целью передать особое благоговейное отношение к святыням:
Наиболее выразительно произнесение замена ИРТ на нисходящий тон. Приведем пример, в котором семь из восьми ИРТ реализованы нисходящим тоном, и это придает особую убедительность, значимость сказанному: