Разработка методов выявления умственно отсталых детей в СССР

После Великой Октябрьской социалистической революции в корне изменилось отношение к судьбе аномальных детей. Взамен призрения и частного благотворительства была создана система государственных школ для обучениями воспитания этих детей. С первых лет Советской власти специальные школы рассматриваются как одно из звеньев в обшей системе народного образования.

Однако следует отметить, что проблеме отбора умственно отсталых детей суждено было пройти сложный и противоречивый путь развития, прежде чем она была решена на подлинно диалектико-материалистической основе. Объяснялось это, с одной стороны, тем, что молодая советская педагогическая и психологическая наука переживала в течение ряда лет период становления, а с другой — экономическим положением нашей страны в первые годы Советской власти. Характеризуя этот период развития, олигофренопедагог X. С. Замский пишет, что царская Россия в числе многих других тяжелых наследий оставила и большое количество аномальных детей. Гражданская война, голод, разруха еще больше усугубили это положение. Вот почему в эти годы в первую очередь нужно было обеспечить кровом, минимальным питанием тех детей, которые оказались выброшенными на улицу. Среди них были и аномальные дети. Поэтому в этот период проблема борьбы с беспризорностью и проблема борьбы с дефективностью часто отождествлялись. Рост специальных учреждений шел не столько за счет сети вспомогательных школ, сколько за счет открытия детских домов, в которые нередко попадали дети с различными аномалиями.

Такое положение было вызвано и тем, что само понятие «дефективность» было неоправданно расширено. Поэтому в первые годы Советской власти пришлось решать преимущественно организационные вопросы обучения и воспитания аномальных детей и меньше заниматься научно-методическими проблемами.

После 1924г., когда были преодолены первые экономические трудности, на повестку дня были поставлены задачи методического совершенствования процесса обучения аномальных детей, среди которых умственно отсталые составляли значительный процент. Чрезвычайно важное значение приобрели вопросы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения.

26 октября 1926 г был издан первый официальный государственный документ «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». В нем были изложены принципы, методика и организация приема во вспомогательные школы, а также точно определены те категории детей, которые подлежат обучению в этих школах. В документе говорилось, что для воспитания и обучения во вспомогательных школах должны быть отобраны дебилы и легкие имбецилы, туда не следует посылать ни педагогически запущенных, ни идиотов, ни тяжелых имбецилов (неспособных к обучению). Особый упор делался на необходимость строгого разграничения учащихся с замедленным темпом развития и педагогически запущенных от умственно отсталых. В этом же документе был остро поставлен вопрос об обязательном раннем выявлении умственно отсталых детей и создании для них таких условий, которые бы способствовали коррекции их личности. Требование глубокого и всестороннего изучения ребенка легло в основу первых принципов отбора умственно отсталых детей.

Следует отметить, что в этот период в советской психологической и педагогической науке уже сложилась новая материалистическая школа.

Одним из первых ученых-психологов, который подошел к характеристике личности ребенка с позиций научного материализма, был Л. С. Выготский. Опираясь на условно рефлекторную теорию И. П. Павлова, а также на его положение о больших компенсаторных возможностях организма, Л. С. Выготский рассматривал личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывает на него воспитание, обучение и среда. В отличие от тестологов, которые статически констатировали лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей. Он считал обязательным учитывать не только то, чего тот уже достиг на предшествующих жизненных циклах, но главным образом установить ближайшие возможности детей, «учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются» (СНОСКА: Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.— С. 448).

Л. С. Выготский предлагает не ограничиваться в изучении ребёнка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Особенно остро он ставит вопрос о необходимости установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности.

Очень важным является требование Л. С. Выготского изучать интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей в их взаимосвязи. Все эти положения Л. С. Выготского являются большим достижением отечественной науки.

Но несмотря на то, что советская педагогика и психология были обогащены правильными и обоснованными теоретическими положениями об основных факторах развития ребенка, подлинно научными принципами его изучения, а также официальными требованиями к организации отбора детей в соответствии с этими принципами в конце 20—30-х годов XX в. в теории и практике продолжается разработка и использование тестовых испытаний при изучении детей и отборе их во вспомогательные школы.

Волна педологических обследований настолько широко захлестнула школы, что делались попытки подвергнуть тестированию весь педагогический процесс. Вместо поисков индивидуальных путей оказания помощи неуспевающим детям педагоги путем тестового метода старались доказать наследственную и социальную обусловленность их отставания. На деле это приводило к тому, что некоторые педагоги ослабили борьбу за повышение эффективности урока, перестали работать над преодолением неуспеваемости детей, направляя многих из них во вспомогательные школы.

Тестовая методика, которой пользовались при комплектовании вспомогательных школ, способствовала проникновению в эти школы детей, не являющихся умственно отсталыми.

Глубокая научно обоснованная критика самой сущности педологии, методов диагностирования, которыми пользовались педологи, была дана Л. С. Выготским в 1931 г. в статье «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (СНОСКА: См.: Выготский Л. С. Собр. соч. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5). Многие специалисты пересматривали свои научно-методологические позиции. Однако нужны были более решительные меры, чтобы очистить и педагогику, и психологию, и дефектологию от того чуждого, вредного, что внесла педология в теорию и практику изучения и воспитания детей и в частности в вопросы отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы.

Понятно, каким своевременным и необходимым было постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». В этом постановлении резкой критике подвергался не только метод обследования, которым пользовались педологи, но и те исходные положения, которыми они руководствовались.

Неправомерно переоценивая роль биологических факторов, педологи в основу своего метода клали измерение «наследуемого» ума. Кратковременными тестовыми испытаниями они подменяли педагогическое и медицинское изучение ребенка.

В целях устранения имеющихся случаев ошибочного пребывания детей во вспомогательной школе в этом постановлении, а также в специальном приказе Народного комиссара просвещения РСФСР № 753 от 11 сентября 1936 года предлагалось немедленно проверить состав учащихся вспомогательных школ с обязательным переводом интеллектуально нормальных учащихся в массовые школы.

Вскрыв недостатки метода тестов, ЦК ВКП(б) открыл путь к разработке новых принципов и методов исследования детей, положил начало глубокому и всестороннему изучению ребенка. Усилия дефектологов направляются на приведение в соответствие методов и принципов отбора умственно отсталых детей. Для этого требовалось не только коренное изменение самого способа обследования, но и установление наиболее разумной организации отбора. С этой целью были изданы специальные инструкции. Подробнее о принципах отбора и организации комплектования вспомогательных школ будет рассказано в специальной главе.

Наши рекомендации