Технические средства коррекции речи при заикании
На разных этапах коррекции речи заикающихся можно использовать различные технические средства обучения. В настоящее время известны четыре типа изменения акустических характеристик речи с помощью аппаратов: заглушение, звукоусиление, ритмизация, «отставленная» речь или «ЭХО».
Действие этих аппаратов на речь заикающихся проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта.
1. ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЕ собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. В качестве заглушающего фона используется «БЕЛЫЙ ШУМ», акустически напоминающий шум прибоя.
А. В. Крапухин механизм влияния «БЕЛОГО ШУМА» трактует следующим образом:
— повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения (эффект Ламбарди);
— возникает разрыв привычной слухоречевой связи;
— звукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта. Но главным образом положительный результат при звукозаглушении принадлежит эффекту повышения громкости.
2. ЗВУКОУСИЛЕНИЕ, как метод устранения заикания, был предложен В. А. Раздольским в 1965 г. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.
3. МЕТРОНОМ, или метод ритмической стимуляции речи, известен столь же давно, как и метод заглушения.
В 1828 году французский врач Коломбо организовал в Париже первый в мире отофонетический институт для лечения различных дефектов речи, в том числе и заикания. Он разработал метод лечения заикания, на первом этапе которого предлагал заикающимся говорить нараспев, затем читать и пересказывать прочитанный текст под ритмические удары сконструированного им специального прибора, частота ритмических ударов в котором менялась с помощью специального устройства. Усвоению навыка изменения темпа и ритма речи он придавал большое значение. Основой его метода явились ритмическое дыхание и ритмическая речь. Его исследования получили всеобщее признание и были удостоены премии Парижской Медицинской Академии.
В 1968 году Н. Азбин, используя ритмический вибротактильный стимулятор-касалку, получил эффект в 90 процентах случаев.
Положительный результат в работе по улучшению техники речи заикающихся с использованием метронома получил Дж. Бреди (1969 г.).
В 1959 г. в статье «Механизм заикания» Н.И. Жинкин писал, что как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. Заикание возобновляется при быстрой речи, так как появляется разнометричность и разнодлителъность слов. Каждая новая мера метра должна быть упреждена. Еще К.С. Станиславский подметил, что речь следует за жестом и мимикой. Поэтому впереди надо пустить силу, которая, как на «буксире», потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем «буксир» можно ослабить, либо совсем убрать. Именно таким «буксиром» может стать метроном. Темпоритмические упражнения, произнесение текстов под метрономом во второй половине девятнадцатого века описал К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой». Эти упражнения являются частью его знаменитой системы.
4. «ЭХО» или ЭФФЕКТ ОТСТАВНОЙ РЕЧИ — открыт Б. Лее в 1952 г. Эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал, подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. Существует много способов задержки сигнала, но самым распространенным до некоторого времени являлся магнитофонный.
Метод лечения, основанный на принципе «регуляции обратной связи» с помощью «ЭХО-аппарата», предложил польский автор Б. Адамчик в 1959 г. При применении этого метода пациент говорит в микрофон, который соединен со звукозаписывающей головкой магнитофона. Записанный текст поступает на звукоснимающую головку, усиливается, а затем передается в наушники, через которые пациент слышит свою собственную речь с некоторым запаздыванием.
В 1981 году А.В. Крапухин в установке «Логос», наряду со звукозаглушением и звукоусилением, использовал эффект «Эхо». В отличие от ранее применяемых аппаратов, задержка обратного речевого сигнала была основана на электронном принципе, что позволило получить значительное улучшение качества звучания и снизить время задержки без снижения эффективности воздействия. В 1988 году на смену первого поколения «ЭХО-магнитофонов» пришли более портативные и удобные для использования в различных ситуациях аппараты «АИР» (Л.Я. Миссуловин).
Предлагаемый аппарат «МОНОЛОГ» объединяет функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции, воспроизведения речи с определенной задержкой («ЭХО»).
Используя четыре основные технические средства, аппарат позволяет получать разнообразные комбинации.
Эффект ЗВУКОЗАГЛУШЕНИЯ может быть использован на всех этапах занятий как самостоятельно, так и в комбинаций с другими показателями. Исследования показали, что максимальный эффект может быть достигнут в комбинации с метрономом, а также с «ЭХО».
ЗВУКОУСИЛЕНИЕ — осуществляется в диапазоне от нормального звучания до дискомфортного восприятия, что обеспечивает возможность добиться резкого снижения громкости собственной речи говорящего. Звукоусиление рекомендуется использовать на ранних этапах работы. Так как эффект изменения громкости речи способствует уменьшению фиксации «а речевом дефекте, а также снижению судорожного компонента заикания.
На более поздних этапах работы —- звукоусиление в комбинации с «ЭХО» дает положительный результат в период автоматизации полученных навыков.
МЕТРОНОМ — в работе с аппаратом «МОНОЛОГ» ритмическая стимуляция осуществляется путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту.
На ранних этапах формирования навыка равнометричной речи метроном желательно сочетать с задержкой речевого сигнала. В этом случае параллельно будут отрабатываться навыки интонационно-мелодической выразительности, плавности и слитности речи.
«ЭХО» — дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мл/сек., что, в свою очередь, улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи и, наконец, что, пожалуй, является самым важным — СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ.
Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «эхо» — не только способствуют снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогают преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпоритмической и интонационно-мелодической организации речи как при органических, так и при функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат помогает овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, благозвучной, выразительной речи.
Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции позволит осуществить индивидуальный подход и индивидуальный режим работы для каждого, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.
Одним из основных достоинств аппарата является его малый размер и вес, техническая простота и доступность для каждого пользователя, автономное питание от батарейки, что позволяет использовать прибор для отработки правильной речи не только в условиях стационара и домашних условиях, но и в общественных местах.