И типология конфликтов

Важной задачей любой науки является упорядочение, при­ведение в систему знаний о той совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Обоснован­ность и детальность классификаций могут быть одним из кри­териев степени развития науки. Разработка проблемы класси­фикации конфликтов — необходимый элемент системного подхода в конфликтологии.

4^ 15.1. Проблема классификации в конфликтологии

Классификация — научный метод, заключающийся в разъедине­нии всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсут­ствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основани­ем классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т.п.

Классификация — это не только приведение в систему поня­тий, характеризующих объект науки. Классификация — это по­лучение новых знаний об объекте науки, расширение понятий­но-категориального аппарата конфликтологии, приведение его в более полное соответствие объективным законам развития кон­фликтов. Основная задача классификации — выявить те систем­ные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Если в качестве оснований для классификации выбирать су­щественные признаки конфликтов, то она будет называться ес­тественной. Такие классификации имеют познавательное значе-

206 W. Теоретические основы конфликтологии

ние. Примером классификации такого рода служит группировка конфликтов в зависимости от вида противоречий, лежащих в их основе; особенностей субъектов конфликта; характера и мас­штабов ущерба, нанесенного в результате конфликта, и др.

Если в исследовательских целях необходимо просто система­тизировать конфликты, то в качестве основания выбираются признаки, удобные для этого. Они могут быть несущественными для самих конфликтов. В этом случае классификация называется искусственной.

Основными видами классификации являются типология, сис­тематика и таксономия. Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией. Это более ценный и сложный вид классификации по сравнению с ис­кусственной. В результате типологии выделяется ряд типов кон­фликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Систематика заключается в приведении в систему представ­лений о некоторой совокупности конфликтов. При этом осно­ванием для классификации служит менее существенный при­знак конфликта, нежели тип. Систематика в биологии является самостоятельной отраслью науки, исследующей разнообразие всех существующих и вымерших организмов, взаимоотношений и родственных связей между ними. Полная систематика кон­фликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли дости­жима. Частные систематики конфликтов уже созданы. О них более подробно сказано в следующем параграфе. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно. Она будет иметь менее строгие границы между классами кон­фликтов по сравнению с биологической систематикой. Это свя­зано с тем, что границы биологических систем и характеристики этих систем более четкие, нежели аналогичные характеристики конфликтов.

Таксономия представляет собой «теорию классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение» (СЭС, 1987). В ботанике и биологии таксономия счи­тается разделом систематики, учением о системе таксономиче­ских категорий, описывающих соподчиненные группы объектов — таксоны. В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь»

15. Уровни проявления и типология конфликтов 207

"оподчиненных, взаимосвязанных конфликтов называется так­соном. Таксон могут образовать конфликты в конкретной семье, социальной группе, регионе.

На сегодняшний день наиболее распространенной в кон­фликтологии является классификация в форме типологии. Воз­можно построение систематики вооруженных международных конфликтов за последние 50 лет. В рамках этой систематики возможна, например, таксономическая классификация кон­фликтов, имевших место в недавнем прошлом в зоне Персид­ского залива.

Основные трудности классификации конфликтов связаны с их сложностью и недостаточной изученностью. Из всех наук наиболее основательно проблема классификации разработана в ботанике и биологии Их опыт целесообразно использовать при решении этой важной проблемы в конфликтологии. Данная за­дача облегчается тем, что социобиология конфликта является одной из отраслей конфликтологии.

4Ь 15.2. Основные виды классификации конфликтов

Конфликтология находится на этапе выделения в самостоя­тельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации являются уточнение границ того множества конфликтов, которые выступают объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле кон­фликтологии.

Один из существенных признаков конфликта составляют ха­рактер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. В гл. 6 показана необходи­мость включения в объектное поле конфликтологии помимо традиционных социальных конфликтов дополнительно внутри-личностных и зооконфликтов. Исходя из этого базовая типоло­гия конфликтов будет иметь вид, представленный на рис. 15.1.

Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов. Межличностные конфликты представ­ляют собой столкновения интересов двух людей. Если началь-

/J. Уровни проявления и типология конфликтов 209

2 S

s

•|

i о

$

          s
к          
S s   I     га w
m   m О с   5 ?
  t     с    
1 0) ЖИВОТ   | s   1*
     

J

g

с

I

A

(U

m о

с; (i)

т

2 fc

S

I-

x о

III

5 £ о

s

>, 2 >s i л о

III

I

| s

5 5

i

{

II

•Mil

! ^ J

m ш h 2

Ф

о

>,* -b 1

^illi

(В Ц i Л С

sif1!

t; ro

i m

>,^ Ь

ч s a

* H iS.

>ч 3

ник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность — группа». Борьба в учитель­ском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками — это конфликт между малыми группами. Средние социальные группы по количественному составу зани­мают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой госу­дарств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет на ха­рактер международного конфликта.

Сущность, классификация и особенности внутриличностных конфликтов подробно рассмотрены в разд. V. Общая характери­стика зооконфликтов дана в разд. II.

Важнейшей особенностью конфликта является характер по­требности человека, за удовлетворение которой он борется. Со­гласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и за­щищенности; социальные; потребности в уважении; потребно­сти самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. В результате можно выделить пять типов конфликтов. Если использовать бо­лее обобщенную градацию блокированных потребностей и пред­ставить их в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь вид, представленный на рис. 15.2.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно де­лить на возникшие как результат антагонистического противо­речия и вследствие неантагонистического противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота проти­водействия участвующих в нем сторон. В западной конфликто­логии эта характеристика называется интенсивностью конфлик­та. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наи-

- Теоретические основы конфликтологии

высшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в кото­рой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их дли­тельность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд. Как уже сказано выше, Столетняя война между Англией и Францией длилась 1 16 лет. Затем еще 105 лет этот тер­риториальный конфликт завершался невоенными способами.

I

Объект

Удовлетворения

потребности

Статусно-ролевой конфликт

Статус в группе,

роль в

межличностных отношениях

Социальные

Рис. 15.2. Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия

Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и нега­тивных элементов в конфликтах их делят на конструктивные; имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.

Американские конфликтологи (Р. Даль и др.) классифици­руют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям (табл. 15.1).

Конфликты можно классифицировать в зависимости от сте­пени разработанности нормативных способов их разрешения. Существуют конфликты, для разрешения которых не разработа­но никаких нормативных механизмов. Примером такого кон­фликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционализиро­ванные конфликты. Например, дуэль. Между этими крайними

15. Уровни проявления и типология конфликтов 211

полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично [25].

Таблица 15.1. Классификация социальных конфликтов

Конфликты Пары антагонистов Уровень антагонизма
низкий высокий
Кумулятивные Постоянные Биполярные (двусторонние) Умеренная бипо-лярность Поляризация
Мультиполярные (многосторонние) Умеренная муль-типолярность Глубокая сег­ментация
Перекрещиваю­щиеся Меняющиеся Умеренные пере­крещивающиеся конфликты Умеренная сегментация

Помимо общих классификаций конфликтов может быть дано большое количество частных типологий. Они охватывают не все объектное поле конфликтологии, а только его часть, связанную с одним из видов или типов конфликтов.

Разнообразие конфликтов во многом определяется заложен­ными в них причинно-мотивационными связями. Учитывая это, Н.В. Гришина [21] в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты, возникающие как реакция на: препятствие к достижению первичных, т.е. основных, целей трудовой деятельности; препятствие к достижению вторичных, имеющих личный характер целей совместной трудовой деятель­ности; поведение, не соответствующее принятым нормам отно­шений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конфликты, возникаю­щие в силу личных особенностей членов трудового коллектива.

Межличностные конфликты в зависимости от характера от­ношений подчиненности между оппонентами можно классифи­цировать на конфликты «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали» — когда оппоненты находятся в отношениях кос­венной подчиненности.

Охарактеризованные выше девять общих и две частные ти­пологии не исчерпывают все многообразие возможных класси­фикаций конфликтов. В основе классификации может в прин­ципе лежать любой признак конфликта.

212 IV. Теоретические основы конфликтологии

Выводы

1. Классификация конфликтов — метод познания, заключаю­щийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выра­женности которого выступает критерием отнесения кон­фликта к той или иной группе, называется основанием клас­сификации. Если выбран существенный признак, то класси­фикация называется естественной, если признак формаль­ный — искусственной. Основные виды классификации: ти­пология, систематика, таксономия. Классификация, в осно­ве которой лежит существенный признак конфликта, назы­вается типологией. Систематика заключается в приведении в систему представлений о некоторой совокупности кон­фликтов. Она обычно шире типологии. Таксономия — клас­сификация «грозди» соподчиненных, взаимосвязанных конфликтов, имеющих определенные пространственно-временные границы.

2. Базисная типология конфликтов позволяет определить гра­ницы объектного поля конфликтологии и выделить в нем наиболее общие структурные единицы. Она включает кон­фликты с участием человека: социальные и внутриличност-ные, а также зооконфликты. Социальные конфликты вклю­чают: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними, большими социальными группами, меж­государственные. Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «нужно», между «могу» и «не могу», между «нужно» и «нужно», между «нужно» и «не могу». Зооконфликты: ин-трапсихические и между животными.

3. в принципе в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

Причины возникновения конфликтов

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреж­дения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на во­прос, почему события развиваются именно так, а не иначе. По­строение объяснительных моделей является результатом сис­темно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет опре­делить причины возникновения конфликтов, вскрыть движу­щие силы их развития.

^^ 16.1. Объективные факторы

возникновения конфликтов

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Пер­вые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая — субъективный.

Понимание объективно-субъективного характера причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при опре­делении способов предупреждения межличностных конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах. К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимо­действия людей, которые привели к столкновению их интересов,

214 IV. Теоретические основы конфликтологии

мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к соз­данию предконфликтной обстановки — объективного компо­нента предконфликтной ситуации. Например, в цехе освобожда­ется должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкивают­ся. Такое столкновение может привести, а может и не привести к конфликту. Однако если бы на эту должность был один пре­тендент, то столкновения интересов двух или нескольких инже­неров, связанного с назначением на данную должность, не было бы. В такой ситуации был бы исключен и конфликт, связанный с назначением на освободившуюся должность, так как не было бы объективной основы для него.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оп­понентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения соз­давшегося объективного противоречия. Человек не идет на ком­промиссное решение проблемы, не уступает, не избегает кон­фликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обою­довыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стра­тегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу дей­ствия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказан­ного выше носят главным образом субъективный характер.

При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее. Во-первых, жесткое разделение объектив­ных и субъективных причин конфликтов, а тем более их проти­вопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной кон­фликтной ситуации, в том числе по причине действия субъек­тивных факторов. Например, если бы на заводе была разработа­на и коллективно одобрена нормативная процедура замещения вакантных руководящих должностей, то количество конфликтов, связанных с борьбой за продвижение по службе, стало бы за-

16. Причины возникновения конфликтов 215

метно меньше. Но разработка такой процедуры зависит от лич­ностных качеств руководителей завода, т. е. от субъективного фактора. Поэтому большинство объективных причин в извест­ной степени субъективны. В свою очередь субъективные причи­ны конфликтов часто в конечном счете объективно детермини­рованы. Предположим, человек начал конфликт из-за собствен­ной повышенной агрессивности, казалось бы, по чисто субъек­тивной причине. Однако не исключено, что одной из главных причин повышенной агрессивности человека является повы­шенная агрессивность социально-экономической среды, в кото­рой он родился, вырос и живет. Таким образом, в основе, каза­лось бы, чисто субъективной причины конфликта может в ко­нечном счете лежать фактор, от человека мало зависящий, т. е. объективный фактор.

Во-вторых, пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъектив­ных и объективными причинами. В то же время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликт­ным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъек­тивно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Дальнейшее развитие системно-генетического анализа кон­фликтов связано с созданием более строгой классификации причин их возникновения, развития и завершения. Следует не допускать смешивания причин конфликтов с причинами изме­нений в их динамике, длительности, интенсивности, тяжести последствий и т.д.

Речь идет о различении таких понятий, как «детерминанты», «причины», «факторы», «условия», «обстоятельства».

Проведенный авторами анализ более 2000 межличностных конфликтов во взаимоотношениях руководителей среднего звена показывает, что существует много объективных причин, вызы­вающих конфликты. Они настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие.

- Теоретические основы конфликтологии

16. Причины возникновения конфликтов 217

Естественное столкновение значи­мых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности.

Слабая

разработанность правовых и других нормативных про­цедур разрешения социальных проти­воречий, возни­кающих в процессе взаимодействия людей.

Сотрудники, работающие в одном кол­лективе, как правило, тесно взаимодейст­вуют, совместно решая многочисленные служебные задачи. Часто взаимодействие сотрудников продолжается и в свободное от работы время. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут

время от времени сталкиваться. Это столкновение интересов, мало зависящее от их воли и желания, и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.

Например, если начальник оскорбил под­чиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к кон­фликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стан­дартные, всем известные неконфликтные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. Подчиненный, ко­нечно, имеет право обжаловать неправиль­ные, по его мнению, действия начальника. Однако процедура та­кого обжалования мало эффективна. Поэтому подчиненные реаль­но пользуются ею лишь в крайних случаях. В большинстве пред-конфликтных ситуаций такого рода они предпочитают либо усту­пить, либо пойти на конфликт.

То, что мы живем в обществе всевозмож­ных дефицитов, естественно, заметно ска­зывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Ос­новным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возмож­ность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Рас­пределение жилья, премий, загранкомандировок, других матери­альных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

s-----------------------. Это объективная причина части межлич-

Г Образ жизни многих^ НОСТНЬ1Х конфликтов, связанных с мате-

ч россиян /

4----------------------' риально-бытовои неустроенностью, не-

Недостаток значимых для нор­мальной жизнедея­тельности людей материальных и духовных благ.

Достаточно устойчивые стерео­типы межличност­ных и межгрупповых отношений граждан России, СССР, Рос­сийской Федерации, способству ющие возникновению конфликтов.

достаточностью финансовых средств для удовлетворения подчас элементарных потребностей семьи, деятельностью, в которой человек не всегда может реализовать свои способности, создаю­щей ограничения для творчества и саморазвития. Очевидно, что бедный, неустроенный, не реализовавший свой потенциал чело­век более конфликтен по сравнению с человеком, у которого перечисленные проблемы успешно решены. " —— Зти стереотипы сформировались за по-

следний век, а возможно и за более про­должительное время. Советский человек с момента своего рождения воспитывался в духе классовой борьбы, нетерпимости и беспощадности к своим классовым про­тивникам и всем, кто не разделял нашу интерпретацию коммунистической идео­логии. Практически непрерывная борьба не только с внешними противниками, но и с различными внут­ренними «вредными элементами» не могла не отразиться на ха­рактере межличностных отношений людей в целом. Мы недос­таточно терпимы по отношению к другому, легко задеваем чув­ство собственного достоинства и иные интересы окружающих. Поскольку мы сами унижены и оскорблены государством и не­редко окружающими, мы легко и не колеблясь идем на проти­водействие. Хорошие взаимоотношения с окружающими имели для советского человека меньшую самостоятельную ценность, чем это необходимо для минимизации конфликтных способов разрешения возникающих противоречий. Все это в той или иной степени характерно для россиян в современных условиях. Объективно такие стереотипы межличностных отношений спо­собствуют более частому возникновению конфликтов.

Кроме названных, существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненные вода, воздух, пища), отклонения в ха­рактеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, и т.п.

218 IV. Теоретические основы конфликтологии

^Ь 16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов

Вторая группа объективных причин конфликтов носит органи­зационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъ­ективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие при­чины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп (рис. 16.1).

Наши рекомендации