Динамика протекания конфликта

Инцидент — в переводе с латинского означает «случай», «происшествие» (обычно неприятного характера), «недоразумение», «противоречивое столкновение». На первом этапе, на уровне обычного недоразумения, несовпадения мнений и оценочных выводов ни одна из сторон не стремится явно и бескомпромиссно проявлять свои позиции, они только зарождаются, формируются. Однако подобные инциденты могут повторяться. Не удостоенные внимания посредников, негативные отношения между оппонирующими субъектами усиливаются, и инцидент закрепляется как первый этап в развитии конфликта.

В более строгом определении конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействие между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и методику предстоящей конфликтной борьбы.

Иногда в развитии любого конфликта пытаются выделить конкретные ста­дии:

1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, цен­ностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется силь­ная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться до­вольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый конфликт.

2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный. Эту стадию можно обозначить как инцидент, т. е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта.

3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шага­ет по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и про­тиводействий конфликтующих сторон. На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать даль­нейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос, стоит ли продолжить конфликт или же выгоднее его прекратить.

30. Понятие малой группы, стадии её развития. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое. За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения,группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы,в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, ивторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

33. динамические процессы в малой группе. Образование малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во- первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

Образование малой группы.При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать,что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы

25. Воля и волевые процессы. Виды волевых действий.Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Первоначальным моментом всякого волевого действия - его первой фазой - является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Следующий момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели. Следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью. Далее следует заключительная - четвертая фаза волевого процесса - исполнение принятого решения

Виды волевых действий.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность - сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности.

Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.

Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации.

Решительность— умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения.

Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели.

Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями.

Намерение. Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении.

Самоконтроль. Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями.

Локус контроля-это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям.

Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения.

Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей.

Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других.

16. Психологическая характеристика способностей. Виды способностей.Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения.

15. Акцентуация характера и их типы. Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

немецкий психиатр Карл Леонгард ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

· Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных.

· Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

7. Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти. Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

По характеру психической активности, преобладающей в деятель­ности, выделяют: двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую память.

Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зрительную, слу­ховую, осязательную, обонятельную, вкусовую,

Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).

По продолжительности закрепления и сохранения материаларазличают: кратковремен­ную, долговременную, оперативную.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произ­вольную и непроизвольную.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: меха­ническая и смысловая.

8. Мышление: операции, формы, виды, качества. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Мышление включает в себя ряд операций:
сравнение; анализ ; синтез ; обобщение абстракция.

К формам мышления относятся:
• понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная еловом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными:
• суждение — отражает связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными;
• умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные и дедуктивные. Виды мышления:

• наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся па непосредственное восприятие предметов в процессе действии с ними, наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления;

• наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы;

• абстрактно-логическое (отвлеченное) — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета, выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

9. Воображение. Виды. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Произвольное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

1. ярким, живым, конкретным характером,

2. слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты,

3. эмоциональной насыщенностью образа;

4. стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался

10. Речь: функции, виды, качества.Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

6.Внимание – это избирательное направление сознания человека на определенные предметы и явления при отвлечении от других.

Свойства:

1) концентрация – способность сосредоточения на главном

2) распределение – возможность иметь в сознании несколько объектов или выполнять сложную многооперационную деятельность.

3) Объем – это количество объектов или элементов, которые воспринимаются человеком одновременно с одинаковой степенью ясности

4) Устойчивость – способность задерживаться на восприятии одного объекта

5) Сосредоточенное внимание – внимание, направленное на 1 объект или вид деятельности

Виды: производное (внимание, которое опосредовано целью и волевым усилием), непроизводное и послепроизводное

Способы повышения внимания:

1) внешние

· изложение парадоксального случая или опорного утверждения

· значимую информации. необходимо усиливать (повторение, выделение определенным способом)

· неполное представление о содержании

· систематизация материала

· структурирования

2) внутренние факторы

4.Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык).

Виды ощущений:

· экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

· Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения.

· Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д.

Свойства ощущения:

1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений; притупление ощущений; повышение чувствительности

2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям,

3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.

4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный

14. Понятие о характере. Качества характера. Характер (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.

Характер не передаётся по наследству, он формируется под действием различных условий, под влиянием родителей и общества.

классификация черт характера:

1- определения примитивных качеств характера вашей личности и связи этих качеств с конфликтными жизненными ситуациями, стрессами и болезнями;

2- определения связи качеств характера со стихиями, а также определения связи качеств с соответствующими этим стихиям центрами;

3- определения качеств характера, рассеивающих вашу жизненную силу и, наоборот, блокирующих;

4- определения перспективы развития более совершенных качеств характера.

37. Характеристика структуры управления. Компоненты: 1) субъектт2) объект 3) цель 4) управленческое взаимодействие 5) функции управления 6) механизм управления

Принципы управления людьми:

1) партнерство 2) делегирование власти 3) улучшение условий труда 4) использование поощрения. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:

1) воспитание и самовоспитание

2) специальная подготовка кадров

35. Общее понятие об управлении.
Упр психология – отрасль психологической науки, обеспечивающая междисциплинарное, научно-практическое направления, целью которого явл исследования и псих обеспечение, решение проблем организации деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.
Объект психологической теории управления выступают:

1) люди или группы людей, входящие в организации, самостоятельные в финансовом и юридическом отношениях. 2) Совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,.
Предмет ПУ вкл в себя психологическую культуру и закономерности управленческой деятельности.
Задача – анализ психологических условий и особенностей упр деятельности с целью повышения эффективности и качества работы. В психологии упр наиболее важными для организаций псих проблемами, связанными с управлением и требующими научного разрешения, являются –

1. Повышение компетентности руководителя

2. Совершенствование стилей управления

3. Поиск и активизация человеческих ресурсов организации 4. Проф подбор менеджеров

6. Преодоление стрессовых ситуаций

7. Улучшение соц-псих климата

8. Сплочение персонала вокруг организации

9. Укрепление духа корпоративности организации
Современный менеджмент основывается на признании приоритета личности через производство и сферу услуг. При этом в главу ставиться не управление рабочей силой или кадрами, а управление человеческими ресурсами. На современных предприятиях организуются службы управления персоналом, имеющие в своем составе профессиональных психологов.. Основным направлением психологизации практики управления является воздействие на психологию работников. Субъект взывает к совести работников, как к основному источнику мотивов качественного труда.

Наши рекомендации