Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Психология труда»
для специальности «Психология» (030301)
факультет социально – психологический
курс 5 | экзамен 9 семестр |
семестр 9 | |
лекции 30 (часов) | |
практические занятия 30 (часов) | |
самостоятельная работа 60 (часов) | |
Всего часов 120 |
Составители: к.психол.н., доцент Н.Р. Хакимова
Кемерово, 2007
Рабочая программа составлена
на основании Государственного стандарта высшего образования по
специальности 030301 «Психология», 2007 г.
Рабочая программа обсуждена
на заседании кафедры
Протокол № 1 «30» августа 2007 г.
Зав. кафедрой Морозова. И. С. ___________
Одобрено методической комиссией
Протокол № 1 «6» сентября 2007 г.
Председатель: Морозова И. С. ___________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................……….…..........……….…………….....4
Тематический план ................................................……………….……………..10
Содержание дисциплины…………………………………………………….….18
Учебно-методическое обеспечение по дисциплине…………...……………....38
Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля….…….………....44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и значимость учебной дисциплины.Профессиональная жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях. Психология труда обучает будущих специалистов профессиональной рефлексии и готовит к профессиональной деятельности в современной социально-экономической ситуации.
Программа курса «Психология труда» для студентов специальности «Психология» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 030301 «Психология».
Цель учебной дисциплины - обучение студентов умению самостоятельно ориентироваться в многогранном комплексе психологических проблем профессиональной трудовой деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
- сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах активности человека как субъекта труда;
- дать студентам знание о классических и современных проблемах психологии труда;
- дать студентам специальности «Психология» представление о специфических психологических составляющих труда;
- обеспечить понимание ими значимости психологических компонентов труда, раскрыть сущность, механизмы действия и роль психологических явлений в сфере труда, которые рассматриваются как факторы эффективности производства и личного труда человека;
- обогатить представления студентов о предмете и методах психологии за счет ознакомления со специфическими психическими явлениями и научными методами, раскрываемыми психологией труда;
- сформировать у студентов умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.
Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.Обучение студентов психологии труда представляет важный этап в их профессиональной подготовке, так как позволяет формировать у будущих психологов умения оказывать практическую помощь людям в различных ситуациях, связанных с профессиональным самоопределением и развитием, а также участвовать в эффективном управлении кадрами на предприятии.
В структуру учебной дисциплины входят лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Содержание курса «Психология труда» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «Эргономика и инженерная психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогика».
Особенностями изученияпсихологии труда являются взаимодополняющие образовательные, практико-ориентированные и воспитательные цели.
Практико-ориентированные цели учебной дисциплины:
- дать представление об основных этапах и приемах разработки проблем в психологии труда: от идеи до внедрения;
- обеспечить близкое к профессиональному владение познавательными, конструктивными, прикладными методами психологии труда, включая методы построения теоретического знания на материале изучения труда и трудящегося.
- укрепить профессиональную позицию психологов в научной и практической работе;
- обеспечить возможность эффективного взаимодействия с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач;
Воспитательные цели учебной дисциплины:
- формировать правильное отношение к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается психологическое знание;
- укрепить и развить у студентов интерес к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде;
- культивировать равное уважение к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей;
- формировать у студентов готовность и способность работать не только «по интересам», но и «по заданию», что является важнейшим условием успешной адаптации выпускника университета в различных сферах практики.
Формы организации учебного процесса по данной дисциплине.Курс психологии труда проводится с применением адекватных средств наглядности и активизации деятельности студентов: проведение модельных демонстрационных экспериментов, демонстрация видеофрагментов о различных видах труда, рассмотрение документированных фактов, характеризующих тот или иной труд, производственную ситуацию и пр., включая и работу самих психологов труда. Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета после его окончания.
При изучении курса аудиторная и самостоятельная работа студентов взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.В целом, данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, методическому обеспечению и решению конкретных практических задач, связанных с вопросами психологической профессиональной ориентации и консультации; повышению профессиональной работоспособности, рационализации профессионального обучения, психологической реабилитации, трудовой экспертизы, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, управления производственными коллективами, снижения текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда.
Курс «психология труда» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 120 часов изучается в течение одного семестра, его изучение завершается экзаменом.
Виды контроля знаний студентов и их отчетности: опрос и доклады на семинарских занятиях, написание и защита рефератов, решение задач, дидактические тесты; экзамен.
Критерии оценки знаний студентов.Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра, а также выполнение контрольного теста по материалам лекционных и семинарских занятий.
Экзаменационная (итоговая) оценка по дисциплине:
Отметка «отлично» ставится, если:
знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ как на основные вопросы билета, так и на дополнительные:
§ Студент свободно владеет научными понятиями;
§ Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета;
§ Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;
§ Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента;
§ Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;
§ Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию.
Отметка «хорошо» ставится, если:
знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы:
§ В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;
§ Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;
§ Недостаточно логично построено изложение вопроса;
§ Ответ прозвучал недостаточно уверенно;
§ Студент не смог показать способность к интеграции и адаптации знаний или теории и практики.
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:
§ Программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;
§ Ответ носит репродуктивный характер;
§ Студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;
§ Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала;
§ У студента отсутствуют представления о межпредметных связях.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
§ Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части психологии труда;
§ Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;
§ На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ | Темы | Количество часов | |||
Лекции | Семи- нары | Сам. работа | Формы контроля | ||
1. | Общая характеристика психологии труда и ее предмета | Конспект доклады | |||
2. | Исторические основы психологии труда | доклады опрос Конспект | |||
3. | Человек и труд. Структура субъекта труда. Психические регуляторы труда | Конспект опрос | |||
4. | Методы психологии труда | опрос | |||
5. | Психологическое профессиоведение | Апробац. метода | |||
6. | Базовые понятия смежных наук: физиология двигательного аппарата | Реферат | |||
7. | Базовые понятия смежных наук: основные закономерности физиологических реакций организма человека в процессе труда | реферат | |||
8. | Профессиональная пригодность и профессионально-значимые свойства. Индивидуальный стиль трудовой и учебно-производственной деятельности | опрос | |||
9. | Профессиональная деформация личности | Реферат дискуссия | |||
10. | Функциональные состояния человека в процессе труда | опрос доклады | |||
11. | Психологические аспекты повышения профессиональной работоспособности | Реферат | |||
12. | Профессиональное самоопределение личности | докладыРеферат опрос | |||
13. | Психологические проблемы профессионального консультирования | Реферат опрос дискуссия | |||
14. | Психологические вопросы профессионального обучения кадров | опрос | |||
15. | Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров | Реферат | |||
16. | Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров | опрос | |||
17. | Социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе | опрос | |||
18. | Психологические вопросы безопасности труда | тест | |||
ВСЕГО 120 часов | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА