Предметное основание классификации психодиагностических методик

- в зависимости о диагностируемого психического феномена

Классификация, в основании которой заложен диагностируемый психический

феномен - предметная классификация. Наиболее распространенные направления диагностики по данному основанию: диагностика психических состояний; тесты, направленные на диагностику интеллекта креативности, способностей особенностей мышления; методики диагностики темперамента и характера; тесты диагностики личнсотных особенностей; методы диагностики потребностно-мотивационной сферы; диагностика мотивации, локуса контроля и т.д.

Требования, предъявляемые к квалификации психолога-практика в зависимости от сложности психодиагностических методик: наиболее «требовательными» к квалификации и опыту психодиагноста по праву считаются проективные техники, диалогические методики, многомерные тест опросники (в них знания и навыки психодиагноста применяются на протяжении всего тестирования, от сбора показателей до интерпретации данных), наименее требовательны: аппаратурные методики, стандартизированные одномерные тест-опросники (в них вовлеченность психодиагноста как в процесс тестирования, так и в обработку и интерпретацию данных минимальна). (См таблицу 1)

Остановимся на анализе элементов, составляющих нашу таблицу.

Основание, используемое для классификации психодиагностических инструментов, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приёма. По этому основанию обычно различают:

1. Объективные тесты.

2. Стандартизованные самоотчёты, которые, в свою очередь, включают:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда [225], и методики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

3. Проективные техники.

4. Диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Раздел II.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Диффиренциальная психометрия – наука о диффиренциально-психологических измерениях. По отнощению к психодиагностике диффиренциальная психометрия выступает в качестве методической дисциплины.

ТЕМА 5.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ

Краткое содержание лекции:психодиагностика и смежные направления исследования: психодиагностика и дифференциальная психология, психодиагностика и психометрия, психодиагностический метод и психодиагностические подходы.

Общая и дифференциальная психометрика. Дифференциальная психометрика как методологическая основа в современной научной психодиагностике. Понятие теста. Требования, предъявляемые к тестовым методикам: валидность, надежность, достоверность, репрезентативность тестовых норм.

Понятие тестовой нормы, проверка репрезентативности норм. Виды диагностических норм: абсолютные, популяционные, критериальные. Границы применения норм различного вида. Статистическое обоснование тестовых норм, мера достоверности отнесения испытуемых к диагностической категории. Процентильной нормы на порядковых тестовых шкалах. Параметрические нормы на интервальных тестовых шкалах. Процедура получения норм на базе эмпирического распределения тестовых оценок. Табличная нормализация шкалы и перевод «сырых» тестовых баллов в стандартные показатели. Примеры стандартных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкалы стенов и стенайнов.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Вопрос 1.Обзор основных требований и понятий

дифференциальной психометрии.

Вопрос 2.Статистическое обоснование тестов.

Вопрос 3.Наиболее распространенные виды

стандартных тестовых показателей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бодалев А.А., Столин В.А. Общая психодиагностика. СПб., 2000.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 2001.

4. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент Информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии. М., 1999.

5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000.

7. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2001.

8. Александрова Ю.В.Методики диагностики отношение взрослого человека: роли, позиция, нравственная сущность. Метод. пособие. М., 2001.

9. Гильбух Ю.Г. Проблема валидности психологических тестов// Вопросы психологии. 1978. № 5.

10. Кудрявцев Т.В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.

11. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Метод. рекомендации по проведению. СПб., 2001.

12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.

Психодиагностика: теория и практика: Пер. с нем. М., 1986.

13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.В. Ядова. Л., 1978.

14. Собчик Л.Н. Психодиагностика. Методология и методы. С. 126-202.

Вопрос 1

Наши рекомендации