Классический аутизм Л. Каннера

Ранний детский аутизм описан Л. Каннером в 1942-43 годах. Он характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений и/или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной недостаточности, или утраты регулятивного влияния общения на формирование личности.

Взгляды на нозологическую принадлежность раннего детского аутизма очень различны - от понимания его как варианта шизофренического дизонтогенеза или экзогенно-органического расстройства до предложенного Л. Каннером понимания как самостоятельного расстройства.

Согласно МКБ-10 к собственно аутическим расстройствам относятся детский аутизм (F84-0) и атипический аутизм(F84-1).

Преобладают перворожденные, родившиеся от первой беременности мальчики; если при психических расстройствах у детей вообще соотношение мальчиком и девочек с возрастом выравнивается, то в начале ранний детский аутизм на первом году жизни составляет 1:1, на втором 2:1 на третьем 5:1.

Для синдрома Л. Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

· невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;

· крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей по тех пор, пока они не становятся болезненными;

· недостаточность коммуникативного использования речи;

· отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

· страз изменений в окружающей обстановке («феномен тождества» по Л. Каннеру);

· граммофонная или попугайная речь (непосредственные или отставленные эхолалии);

· задержка развития «Я»;

· стереотипные игры с неигровыми предметами;

· клинические проявления симптоматики в возрасте 2-3 лет.

Клиническая картина раннего детского аутизма характеризуется самоизоляцией с неспособностью к установлению контакта с окружающими, отсутствием поведенческой ориентировки на людей, неспособностью к отличению их от неодушевленных предметов.

Аутичный ребенок относится к людям как к вещам, «ходит мимо людей», не реагирует на обращения и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями отдельных интересующих его свойству.

Он бурно реагирует в ответ на незначительные изменения в обстановке или спустя дни и недели дословно повторяет то, что он как будто и не слышал. Отсутствие взгляда в лицо создает трудное для родителей переживание отстраненности, отчуждения, приводящие к попыткам активно стимулировать зрительный контакт, в результате зрительный контакт вообще прекращается. Физический контакт носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя впечатление агрессии.

Речь не используется в коммуникативных целях. Оно обычно спонтанна, ограничивается эхолалиями. В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие грамматическим и синтаксическим правилам. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии, не называет себя по имени, не использует слова «Я», говорит о себе во втором и третьем лице. Обычно это красивые дети с как будто прорисованным тонким карандашом лицом («лицо принца» по Л. Каннеру).

Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает характерных для здоровых детей коммуникативные тенденции. Чаще всего он манипулирует с неигровыми предметами, с неструктурированным материалом (песком, водой).

3. Синдром Аспергера как вариант РДА

У большинства людей с аутизмом и, особенно, детей, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести могут называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита — именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван, в его честь, синдромом Аспергера.

Наиболее распространённые и важные характеристики синдрома Аспергера можно разделить на несколько широких категорий: социальные трудности; узкие, но интенсивные интересы; странность речи и языка. Существуют и другие особенности этого синдрома, которые, однако, не всегда считаются обязательными для его диагностирования.

Состояние, как и при раннем детском аутизме, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от светрстников.

Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления, Нередко поведению недостает внутренней логики. У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией. В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии.

Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему «красивость», мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция бедная. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама речь необычно модулирована, своеобразна по молодике, ритму и темпу. Голос звучит то тихо, то режет слух и с целом речь похожа на декламацию.

Отмечается тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертатного периода, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Наши рекомендации