Деятельности с помощью Теста экзаменационной тревожности (Alpert

Haber):

Инструкция: Выразите согласие или несогласие с каждый утверждениемзначками «+» или «-»

Текст методики:

1. Беспокойство на экзамене или при тестировании мешает мне хорошо работать.

2. Плодотворнее всего я работаю тогда, когда решаемая задача имеет большое для меня значение.

3. Если я не очень готов к лекции или семинару, боязнь моего неудачного

выступления парализует все мои мыслительные возможности.

4. Мое внутреннее напряжение все возрастает по мере того, как подходит время экзаменов.



5. Если я плохо подготовился к экзамену или тесту, я теряю уверенность и делаю задания хуже, чем позволяют мои знания.

6. Чем важнее экзамен, тем менее успешно, как мне кажется, я выполняю задания.

7. Если я уверен, что хорошо подготовился к экзамену, меня не мучает страх.

8. В условиях особой важности я скорее понимаю, что к чему.

9. Даже если исход экзамена меня беспокоит, когда он начинается, я сохраняю спокойствие.

10. На экзамене или тестировании я теряюсь при ответе на вопросы, на которые в спокойной обстановке я легко нахожу ответ.

11. Напряженная обстановка на экзамене помогает мне лучше работать.

12. Если я приступил к ответу на вопросы теста, меня ничего не отвлекает от этой работы.

13. Во время экзамена или тестирования я обычно сильно потею.

14. Если я знаю, что оценка на уроке или экзамене решающим образом повлияет на четверную оценку, я работаю значительно лучше, чем другие.

15. К началу экзамена я чувствую, что моя голова совершенно пуста, и мне нужно несколько минут, чтобы включиться в работу.

16. В ситуации экзамена я сохраняю уверенность в себя.

17. Заботы при подготовке к экзамену меня так нагружают, что мне становится все равно, каким будет его исход.

18. Ограничение во времени на экзамене меня сбивает больше, чем других.

19. Я в состоянии успешно готовиться к экзаменам в непосредственной близости ко дню его сдачи.

20. Если на экзамене попадает неожиданный вопрос, меня само по себе это обескураживает, и я показываю результат хуже, чем мог бы.

21. Трудный экзамен доставляет мне больше удовлетворения, чем легкий.

22. В устном экзамене, мне кажется, у меня лучше результаты, чем в письменном.

23. Часто на экзамене я читаю вопрос и не могу понять его формулировку, так что приходится его читать снова.

24. Чем важнее экзамен или тест, тем лучше, как мне кажется, я над ним работаю.

25. Во время экзамена или теста я все время ощущаю, как сильно колотится мое сердце.

26. Если в начале экзамена я не справляюсь с трудными вопросами, то затем и

на легки вопросы я даю неправильные ответы.

27. Спустя некоторое время после экзамена я с сожалением вспоминаю, что

упустил на нем.

Ключ:

Способствующие опасения: 2, 9, 11, 12, 14, 16, 19, 21, 24.

Тормозящие опасения: 1, 3, 5, 6, 10, 15, 17, 18, 23, 26.

Вопросы 4, 7, 8, 13, 20, 22, 25, 27 — буферные.

В-2. Оцените вероятность развития дистресса с помощью Шкалы трудности



приспособления к социальным изменениям Т. Холмса и Р. Рейха:

Инструкция: вспомните события,происходившие с вами за последние три года,и подсчитайте соответствующую им сумму баллов.

Текст шкалы:

1) смерть супруга (супруги) – 100

2) развод – 73

3) разъезд – 65

4) тюремное заключение – 63

5) смерть члена семьи – 63

6) тяжелая болезнь или травма – 53

7) вступление в брак – 50

8) увольнение в работы – 47

9) супружеское примирение – 45

10) выход на пенсию – 45

11) болезнь члена семьи – 45

12) беременность – 40

13) сексуальные проблемы – 39

14) появление нового члена семьи – 39

15) перемены в бизнесе – 39

16) изменение финансового положения – 38

17) смерть близкого друга – 37

18) перемена в характере работы – 36

19) изменение количества супружеских ссор – 35

20) большой денежный долг – 31

21) изменение служебных обязанностей – 29

22) сын или дочь покидают дом – 29

23) проблема с родственниками супруга – 29

24) выдающееся личное достижение – 28

25) супруг(а) начинает или прекращает работать – 26

26) поступление в учебное заведение или его окончание – 25

27) изменение жизненных условий – 25

28) переоценка личных привычек – 24

29) проблемы с начальством – 23

30) изменения в распорядке или условиях работы – 20

31) перемена места жительства – 20

32) смена учебного заведения – 20

33) смена вида отдыха – 19

34) перемены в посещении церкви – 19

35) перемены в социальной активности – 18

36) изменение режима сна – 16

37) изменение привычек, связанных с питанием – 15

38) отпуск – 13

39) рождество – 12



40) мелкие нарушения закона - 11

Обработка и интерпретация:

сумма менее 150 баллов указывает на то, что вероятность развития дистресса – менее 30 %

сумма от 151 до 299 баллов указывает на 50-процентную вероятность развития дистресса

сумма более 300 баллов указывает на то, что риск развития дистресса составляет около 80 %

Литература

1) Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.

– СПб., 2004.

2) Аверченко Л.К. Психологические этюды о стрессе. – М., 1997.

3) Аргайл М.Психология счастья. - СПб.:, 2003.

4) Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита. // Вопросы психологии. - 1991. - № 6.

5) Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2005.

6) Бреслав Г.Э. Психология эмоций. – М., 2006.

7) Васильев И.А., Поплужный К.Л., Тихомиров О.К Эмоции и мышление. – М., 1980.

8) Василюк В.Ф, Психология переживания. – М., 1984.

9) Василюк В.Ф. Переживание и молитва. – М., 2005.

10) Василюк Ф.Е. Современные представления о переживании. - М., 2002.

11) Веккер Л.М. Психика и реальность. – М., 1988.

12) Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир

психологии. - 2004. - №2 .

13) Горбатков А. А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных

эмоций // Вопросы психологии. – 2004. - №3.

14) Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъектного развития индивида // Психологический журнал. – 2001. - № 1.

15) Гоулман Д. Деструктивные эмоции. – М., 2005.,9

16) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2001.

17) Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №3.

18) Джемс У. Психология. – М., 1991.

19) Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1987.

20) Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. – М., 2003.

21) Изард К. Психология эмоций. М., 1980, СПб., 2000.

22) Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб., 2001.

23) Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические

расстройства у детей. – СПб., 2005.

24) Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

25) Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации //

Вопросы психологии. 1997. - № 4. .

26) Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб., 1997.

27) Ладыгина-Котс Н.Н. Значение трудов Ч. Дарвина для сравнительной психологии //



Вопросы психологии. – 1962. - №4.

28) Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / ред. Леви Л. Л., 1970.

29) Левитов Н.Д.Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. -1967. -№ 6.

30) Майерс Д. Психология. – Мн., 2001.

31) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

32) Маклаков А.Г., Положенцев Д.А., Руднев Д.А. Психологические механизмы поведения типа А у молодых людей в период адаптации к длительным психоэмоциональным нагрузкам // Психологический журнал. - 1993.- №6. .

33) Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - №5.

34) Орлов Ю.М. Постижение переживания. – М., 1997.

35) Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. – М., 1984.

36) Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

37) Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М., 2001.

38) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000.

39) Самыгин С.И., Рябова Л.В. Эмоции и культура общения. – М., 2006.

40) Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

41) Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М., 1981.

42) Тарабрина Н. В., Агарков В. А., Быховец Ю. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. – М, 2007.

43) Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. – 1998. - №4 .

44) Хухлаев О. Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии // Вопросы психологии. – 2005. - №5.

45) Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., 1996.

46) Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М., 2006.

47) Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая

коррекция // Психологический журнал. – 1990. - N 5.

48) Ярошевкий М.Г. У. Кеннон, И.П. Павлов и проблема эмоционального поведения // Вопросы психологии. – 1995. - №6.


Наши рекомендации