Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
· легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события;
· непосредственностью и откровенность выражения эмоций;
· эмоциональной неустойчивостью, часто сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным реакциям (аффектам);
· эмоциональными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учёбе и оценка этих успехов взрослыми и одноклассниками;
· эмоции и чувства свои и других людей слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям.
У третьеклассников появляется восторженное отношение к героям. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости.
Школьники младших классов чаще всего отмечают реальные опасности, затем мнимые. Имеют место и опасности с потерей престижа. Из реальных страхов преобладают боязнь воды и высоты, боязнь животных, опасения за здоровье родных и близки. Среди мнимых страхов выделяется боязнь темноты и недовольства взрослых. Из престижных страхов – боязнь получения плохой отметки, боязнь выступать перед всем классом.
Школьники 1-го-2-го классов совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, Они хорошие исполнители воли других, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.
Однако уже в 3-ем классе они приобретают способность совершать волевые акты и в соответствии с собственными возбуждениями. Школьник может проявлять настойчивость в учебной деятельности. Постепенно формируется выдержка – способность сдерживать свои эмоции. Ослабляется импульсивность как черта личности.
Младшие школьники обладают достаточно высокой решительностью, однако такие качества как смелость, терпеливость и упорство, еще не достигают своего максимального развития. Низкий уровень терпеливости свидетельствует о том, что школьник действительно не может долго продолжать работу на фоне усталости, поэтому принуждение учителя может причинить ему вред.
Особенности эмоционально-волевой сферы подростков
Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер – от детства к взрослости. Это период резкого увеличения темпов физического развития и полового созревания.
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
· очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлении ем свои чувств, страстностью;
· большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; подросток долго не забывает обиды, нанесенные ему учителем;
· для подростка характерны перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно, причем достаточно значимых причин для такого перехода может и не быть;
· противоречивость чувств (часто подросток с жаром защищает своего товарища, хотя понимает, что тот достоин осуждения; обладая высоким чувством собственного достоинства, он может заплакать от обиды, хотя и понимает, что плакать стыдно; у подростка часто сочетается болезненная застенчивость с развязностью);
· переживания у подростков возникают не по поводу оценки дргух, но и по поводу самооценки, которая появляется у него в результате роста его самосознания;
· у подростка сильно развито чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее реагируют на неодобрение товарищей, чем на неодобрение учителя;
· подростки предъявляют высокие требования к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяется и подросток, правда не всегда в положительную сторону;
· у подростков сильно проявляется чувство патриотизма, о чем свидетельствуют их подвиги во время Великой Отечественной войны.
Весьма противоречива волевая сфера подростков. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самостимуляции, подросток стремится к самостоятельному поведению. Он хочет сталь волевым, однако этот механизм еще недостаточно сформирован, поэтому подросток часто страдает от того, что у него нет силы воли.
Приходящейся на этот период процесс полового созревания существенно изменяет волевую сферу, причем не всегда в лучшую сторону. Возрастает смелость, которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления. Однако наблюдается установка на отказ от усилия, поэтому упорство проявляется только к интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливаются проявления упрямства, отчасти в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются критически как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения.