III.3.1. Признаки способностей
Для характеристики содержания категории «способность» советский психолог Б. М. Теплов выделяет следующие три наиболее существенных признака ****.
1. Под способностью подразумеваются индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого. Естественно, что нет необходимости называть способностями такие свойства личности, по которым не существует индивидуальных различий между людьми. На этом аспекте понятия «способности» указывал В. И. Ленин: «...равенства сил и способ-
* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 101—102.
** Цит. по П. В. Симонову. Эмоциональный мозг. — М.: Наука. 1981, с. 157.
*** Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 640. **** Теплов Б. М. Способность и одаренность. — Ученые записки Государственного научно-исследовательского института психологии, т. 2. М., 1941. с. 3—56.
ностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо». И далее: «Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей.
Само собой разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек и ни один социалист не забывает этого» *. Поэтому основоположники марксизма-ленинизма подчеркивали необходимость принимать в расчет неравенство способностей при построении коммунистического общества («от каждого по способностям»).
2. Способностями называются не всякие индивидуальные пси
хологические особенности личности, а только те, которые оказы
вают влияние на успешность какой-либо деятельности или не
скольких видов деятельности. Такие свойства, как раздражитель
ность, конфликтность, самоуверенность и др., хотя и являются
бесспорно индивидуально-психологическими особенностями лич
ности, не являются способностями, потому что не доказано, что
они необходимы для успешного выполнения деятельности. С дру
гой стороны, мы считаем способностями такие индивидуально-
психологические особенности, как абсолютный слух или зритель
но-моторная координация, потому что они необходимы для успеш
ности (соответственно) музыкальной и спортивной деятельности.
3. Способности не сводятся к наличным знаниям, умениям или
навыкам. Способности — это такие индивидуально-психологиче
ские особенности, которые объясняют легкость и быстроту приоб
ретения знаний, умений и навыков.
Нередко бывает, что тренер недоволен достижениями своего ученика, хотя он показывает результаты более высокие, чем некоторые его товарищи по команде. Тренер объясняет это тем, что ученик не полностью реализует свои способности и при более добросовестном отношении к тренировкам его результаты могли быть гораздо выше. Одинаковые результаты у разных спортсменов не означают, что у них одинаковые способности: у одного спортсмена, обладающего блестящими двигательными способностями, эти результаты указывают на недостаточную тренировочную работу, у другого — свидетельствуют о больших достижениях.
Когда выдвигают молодого тренера на работу со сборной командой и мотивируют это хорошими педагогическими и организаторскими способностями, то, конечно, не считают, что его хорошие способности свидетельствуют о наличии необходимых навыков и умений для такой ответственной работы. Как раз наоборот: руководство предполагает, что, хотя молодой и пока еще неопытный специалист не имеет необходимых знаний и умений в полном объеме, благодаря хорошим способностям он сможет приобрести их в достаточно короткие сроки.
Таким образом, эти примеры показывают, что способности
* Л е н и н В. И. Либеральный профессор о равенстве. — Поли, собр. соч. т. 24, с. 361.
только облегчают приобретение знаний, умений и навыков, но сами не сводятся к ним.
Обобщая перечисленные признаки способностей, можно определить их как такие индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит быстрота приобретения знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения деятельности.