Анализ результатов исследования

При выборе минимально необходимого числа учеников мы учитывали специфику темы исследования.

Для проведения диагностических методик было выбрано самое продуктивное время: первая половина дня, что позволило спокойно и внимательно проводить исследования.

В начале диагностического исследования с испытуемыми была проведена методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Методика проводилась индивидуально с каждым испытуемым. Предлагалось разложить заранее приготовленные карточки с наименованием ценностей. Карточки предлагались общим набором в беспорядке, сначала – 18 карточек «Т» - терминальные ценности, а затем – 18 карточек «И».

Испытуемому давалась инструкция проранжировать последовательно карточки «Т», а затем – карточки «И». При окончании работы с карточками каждой группы ценностей испытуемому было предложено сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, характеризующую степень его уверенности в том, что при повторном опыте порядок карточек остался бы тем же. После чего, по отметкам на бланках, мы определили доминирующую группу ценностей.

Полученные нами данные внесены в протокол №1 (приложение 1), в таблицу 1, 2 и представлены графически на рисунках 1, 2.

Таблица 1

Данные по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

Название ценностей Терминальные ценности Инструментальные ценности
Показатели в % 55% 45%

В таблице 2 представлены результаты ранжирования жизненных ценностей, где каждой ценности присвоено место, в зависимости полученных результатов.

Таблица 2

Список «терминальных ценностей»     ценностей» Мес-то Список «инструментальных ценностей» Мес-то
активная, деятельная жизнь аккуратность
здоровье жизнерадостност
красота природы и искусства непримиримость к своим и чужим недостаткам
материально обеспеченная жизнь ответственность
спокойствие в стране, мир самоконтроль
познание, интеллектуальное развитие смелость в отстаивании своего мнения
независимость суждений и оценок терпимость к мнениям других
счастливая семейная жизнь честность
уверенность в себе воспитанность
жизненная мудрость исполнительность
интересная работа рационализм (умение принимать обдуманные решения).
любовь трудолюбие
наличие верных и хороших друзей высокие запросы
общественное признание независимость
равенство (в возможностях) образованность
свобода поступков и действий твердая воля
творческая деятельность широта взглядов
получение удовольствий чуткость


По полученным нами данным мы видим, что терминальные ценности занимают доминирующее положение над инструментальными ценностями, т.е. большая часть испытуемых (55%) убеждена в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. А меньшая часть испытуемых (45%) убеждена в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Если мы обратимся к данным таблицы 2, то увидим, что:

- 1 позицию среди терминальных ценностей занимают здоровье, и материально обеспеченная жизнь свое предпочтение данным ценностям отдали 18% испытуемых;

- 2 позицию занимает активная, деятельная жизнь (15%);

- 3 позицию занимает красота природы и искусства (13%);

- на 4 позиции несколько ценностей: спокойствие в стране, мир (12%); познание, интеллектуальное развитие (12%); независимость суждений и оценок (12%);

- 5 позицию занимает ценность – уверенность в себе (11%);

- на 6 позиции следующие ценности: счастливая семейная жизнь; жизненная мудрость; свобода поступков и действий (10);

- на 7 позиции две ценности, такие как: любовь; свобода поступков и действий (9%);

- 8 позиция отдана следующим позициям: наличие верных и хороших друзей; равенство (в возможностях), данные позиции предпочли 8% испытуемых;

- последнюю 9 позицию занимает ценность получение удовольствий (7%).

Предлагаем рассмотреть распределение терминальных ценностей в процентах графически рисунок 1.

Анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 1. Распределение терминальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

Рассмотрим распределение позиций между инструментальными ценностями:

- 1 позицию занимает ценность – терпимость к мнениям других (18%);

- на 2 позиции три ценности, такие как: ответственность; смелость в отстаивании своего мнения; честность (13%);

- на 3 позиции следующие ценности: непримиримость к своим и чужим недостаткам; воспитанность, рационализм; трудолюбие (12%);

- 4 позиция у ценностей – жизнерадостность; самоконтроль; твердая воля; широта взглядов (11%);

- на 5 позиции такие ценности, как: аккуратность; исполнительность; высокие запросы; независимость (10%);

- 6 позицию занимает ценность - твердая воля (8%);

- 7 позицию занимает ценность – чуткость, данную ценность предпочли всего лишь 6% испытуемых.

Рассмотрим распределение инструментальных ценностей в процентах графически на рисунке 2.

Анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 2. Распределение инструментальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

При проведении опросника Ю.Е. Алешиной «Удовлетворенность браком», нами отмечено, что испытуемые справились с работой за 15 минут, лишь двое постоянно переспрашивали, просили разъяснить суть вопроса. А один испытуемый вначале вообще отказался отвечать на вопросы, а потом дополнительно интересовался, не будут ли разглашены результаты диагностики. И лишь уверившись в том, что мы ему не навредим, согласился ответить на вопросы.

Результаты полученные при проведении опросника Ю.Е.Алешиной внесены в протокол №2 (приложение 2), представлены в таблице 3, рисунке 3.

Таблица 3

Данные по опроснику Ю.Е. Алешиной

«Удовлетворенность браком»

Название уровня Результаты в %
Низкий уровень 18%
Уровень ниже среднего 9%
Средний уровень 23%
Уровень выше среднего 32%
Высокий уровень 18%

Анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 3. Показатели данных опросника Ю.Е. Алешиной

«Удовлетворенность браком»

По полученным нами данным мы можем судить о том, что удовлетворенность браком в данной выборке испытуемых в большей своей массе носит положительный характер, а именно (взяты высокий и уровень выше среднего) – 50%, также сюда мы можем отнести и средний уровень удовлетворенности браком, который составляет 23%.

Испытуемых неудовлетворенных своим браком – 27%, что все составляет почти оду треть выборки.

При анкетировании «Иерархия семейных функций» мы использовали групповую форму работы, которая была рассчитана на 15 минут. Но для многих испытуемых оказалось трудным написать значение той или иной функции, а пять человек, вообще не написали значение функций, а лишь проранжировали их.

Испытуемым для описания и ранжирования были даны следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая.

Данные анкетирования внесены в протокол №3 (приложение 3), таблице 4, представлены на рисунке 4.

Таблица 4

Данные анкетирования «Иерархия семейных функций»

Название функции Сумма ранговых чисел %
1. воспитательная;
2. хозяйственно-бытовая;
3. эмоциональная;
4. духовного (культурного) общения;
5. первичного социального контроля;
6. сексуально-эротическая.

По полученным результатам мы можем судить о том, что воспитательная функция занимает первую позицию среди семейных функций (54%).

Почти в равных позициях находятся эмоциональная (38%) и хозяйственно бытовая (34%) функции, они занимают вторую позицию.

Третью позицию занимает функция духовного (культурного) общения (29%).

На четвертой позиции – функция первичного социального контроля (22%).

И на последней пятой позиции - сексуально-эротическая функция (17%).

Представим полученные результаты графически на рисунке 4.

Анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 4. Результаты анкетирования родителей

«Иерархия семейных функций»

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что для данной выборки испытуемых важными семейными функциями являются: воспитательная, эмоциональная, хозяйственно-бытовая.

С целью диагностики эмоциональных отношений в семье нами была проведена методика Е.Бине - Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье».

Перед тестированием мы выяснили у воспитателя о составе семьи каждого испытуемого.

Методика проводилась индивидуально. Когда с ребенком был установлен контакт, ему задавались следующие вопросы:

1. Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме.

Расскажи мне, кто входит в твою семью.

Людей, упомянутых ребенком, мы вносили в бланк ответов.

Затем ребенку было предложено выбрать из поставленных перед ним фигур членов своей семьи.

Когда семейный круг составлен, экспериментатор говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он вынимает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека - Никто. Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать».

Экспериментатор при тестировании, зачитывал текст на карточках и передавал их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходил нескольким членам семьи, тестирующий записывал на бланке, кто эти люди, и откладывал карточку в сторону. Вопросы зачитывались ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов друг за другом.

Проведение теста заняло с каждым испытуемым приблизительно 20 - 25 минут.

При анализе результатов тестирования полученные данные мы внесли в протокол №4 (приложение 4), таблицу 5 и представлены на рисунке 5.

Таблица 5

Данные по методике «Эмоциональные отношения в семье»

Е.Бине - Е.Антони

Члены семьи мама папа бабушка дедушка брат сестра другие никто
Исходящие от реб.ч-ва положит. 59% 32% 4,5% - 4,5% - - -
отрицат. 14% 4,5% - 18% 4,5% 9% - 64%
Получаемые реб.ч-ва положит. 54% 32% 18% 9% 4,5% - - -
отрицат. 14% 9% 4,5% 9% 4,5% 4,5% - 59%

Анализ результатов исследования - student2.ru

Рисунок 5. Данные методики «Эмоциональные отношения в семье».

Е.Бине - Е.Антони

В таблицу 5 и рисунок 5 внесены лишь те данные, которые наиболее выражены и занимают большее количество баллов среди всех полученных результатов на каждого члена семьи.

По полученным результатам мы можем судить о том, что исходящие от ребенка положительные чувства у большинства испытуемых принадлежат родителям, а именно: маме – 59%, папе – 32%. Получаемые ребенком положительные чувства в большинстве случаев также исходят от родителей: от мамы – 54%, от папы – 32%. По этим данным мы можем судить о том, что один испытуемый отдающий свои положительные чувства маме, не получает их взамен.

Отрицательные чувства исходящие и получаемые ребенком в большинстве случаев принадлежат «Никому», а именно: исходящие – 64%, получаемые – 59%.

Мы видим, что в большинстве случаев получаемые чувства соответствуют исходящим от ребенка чувствам.

Исходящие отрицательные чувства от ребенка в 4 случаях (18%) принадлежат дедушке. Получаемые же отрицательные чувства от этого члена семьи отмечены лишь в 2 случаях (9%). Нами более подробно были изучены данные семьи.

Семья Андреевых (№2) состоит их 6 человек (мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, ребенок). Все члены семьи работающие, кроме дедушки, который больше всех занят воспитанием ребенка. Мальчик очень подвижен, демонстративен. Ему не хватает родительского внимания, т.к. родители большее время находятся на работе, мало общаясь с сыном. Дедушке часто приходится наказывать внука, который бывает неуправляем. Отсюда и отношение ребенка к дедушке.

Для достоверности данных мы сравнили результаты методик, нами отмечено, что ценностными ориентациями («Ценностные ориентации») для родителей испытуемого являются: материально обеспеченная жизнь, трудолюбие, активная деятельная жизнь, непримиримость к своим и чужим недостаткам, общественное признание, твердая воля.

По результатам опросника Ю.Е. Алешиной мы выявили средний уровень удовлетворенности браком. При анкетировании «Иерархия семейных функций» на первое место испытуемым ставится воспитательная функция.

Семья Губановых (№5) состоит из 4 человек (мама, папа, дедушка, ребенок). По результатам теста «Эмоциональные отношения в семье» мы видим, что сумма всех положительных высказываний, адресована маме, это показывает степень вовлеченности в отношения с этим членом семьи. Нами замечено, что ребенка преувеличенная реакция - положительная на маму, а отрицательная - на дедушку. Такую реакцию ребенка можно объяснить отношением мамы к дедушке. Во время рассказа о своей семье, ребенок упомянул следующее: «У нас живет дедушка, он старый и надоел нам с мамой. Он все время курит, кашляет, заступается за папу. Он нам денег не дает!» Из разговора с мамой нами отмечено недоброжелательное отношение к дедушке: «…что он хорошего может дать, надоел хуже горькой редьки».

По результатам методики «Ценностные ориентации» нами выявлены жизненные ценности данной семьи, это – материально обеспеченная жизнь, равенство (в возможностях), свобода поступков и действий, жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения.

По результатам опросника Ю.Е. Алешиной нами установлен средний уровень удовлетворенности браком. При анкетировании «Иерархия семейных функций» на первое место испытуемым ставится воспитательная функция.

При анализе результатов по всем методикам (таблица №6, приложение 5) мы выявили, что семьях в которых доминируют терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться), удовлетворенность браком равна:

- среднему уровню – 9%;

- уровню выше среднего – 27%;

- высокому уровню – 18%.

При этом в данных семьях преобладают положительные чувства между детьми и родителями, а отрицательные отданы «Никому» – 36%.

В семьях, которых доминируют инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях), удовлетворенность браком составляет:

- низкий уровень – 18%;

- уровень ниже среднего – 9%;

- средний уровень – 13,5%;

- уровень выше среднего – 4,5%.

В этих семьях преобладают смещенные положительные чувства на какого либо из родителей и отрицательные чувства отданы какому либо члену семьи – 31,5%. И лишь в 13,5% положительные чувства исходят от ребенка и получаются им от родителей, а отрицательные чувства отданы «Никому».

По полученным результатам исследования можно сделать вывод, что высокая удовлетворенность браком характерна при совпадении терминальных ценностей у супругов. А при совпадении инструментальных ценностей другая картина:

Для подтверждения нашей гипотезы была проведена математическая обработка данных на достоверность различий с использованием t – критерия Стьюдента.

Для математической обработки нами были использованы данные методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, на основании которых мы разделили выборку на две части: семьи в которых доминируют терминальные ценности (группа – «терминальные ценности»), и семьи в которых доминируют инструментальные ценности (группа – «инструментальные ценности»). Также мы использовали результаты методики Е.Бине - Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье» и методики Ю.Е. Алешиной «Удовлетворенность браком».

Рассмотрим различия положительных эмоциональных отношений в семьях с разными семейными ценностями: терминальными и инструментальными. Для этого сформулируем гипотезы:

Н0: Группа – «терминальные ценности» не превосходит группу – «инструментальные ценности» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Н1: Группа – «терминальные ценности» превосходит группу – «инструментальные ценности» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Для математической обработки данных группу - «инструментальные ценности» будем считать группой - Х, а группу - «терминальные ценности» - группой - У.

Математическая обработка и результаты тестирования внесены в таблицу 7, в которой производится ряд необходимых расчетов.

Таблица 7

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Группы Отклон.от среднего Квадраты отклонен.
Х У (хi – х) (уi –у) (хi – х)2 (уi –у)2
4,8 14,9 23,04 222,01
2,8 5,9 7,84 34,81
0,8 3,9 0,64 15,21
0,8 0,9 0,64 0,81
0,8 -0,1 0,64 0,01
-0,2 -0,1 0,04 0,01
-0,2 -2,1 0,04 4,41
-0,2 -2,1 0,04 4,41
-4,2 -2,1 17,64 4,41
-5,2 -6,1 27,04 37,21
    -6,1   37,21
    -7,1   50,41
Сумма     77,6 410,92
Среднее 11,2 16,1        

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru 1. Найдем среднее арифметическое по группам Х (группа – «И»), У (группа – «Т»).

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х=11,2; у=16,1

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru 2. Значение Sd находим по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru (хi – х)2 + (уi – у) х (n1+n2)

Sd = (n1 + n2 – 2) (n1 х n2) =

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru = 77,6 + 410,92 х 10 + 12 = 4,47 = 2,12

10+12-2 10 х 12

3. Найдем t эмп по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х – у 11,2 – 16,1

t эмп = Sd = 2,12 = 2,35

4. Определим число степеней свободы по формуле

df = n1 + n2 – 2 = 10 + 12 – 2 = 20

Анализ результатов исследования - student2.ru 5. По таблице 10 (приложение 6) определим критическое значение tкр

р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 2,35

Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп = t кр Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различия между группой - «терминальные ценности» и группой - «инструментальные ценности», т.е. группа – «терминальные ценности» превосходит группу – «инструментальные ценности» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Таким образом, мы видим, что терминальные ценности (здоровье; материальная обеспеченность; активная жизнь; спокойствие в стране, мир; интеллектуальное развитие; независимость суждений; уверенность в себе; счастливая семейная жизнь; любовь, интересная работа и др.), оказывают влияние на положительные эмоциональные детско-родительские взаимоотношения.

Предлагаем рассмотреть различия отрицательных эмоциональных отношений в семьях с разными семейными ценностями: терминальными и инструментальными. Для этого сформулируем гипотезы:

Н0: Группа – «инструментальные ценности» не превосходит группу – «терминальные ценности» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Н1: Группа – «инструментальные ценности» превосходит группу – «терминальные ценности» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Результаты тестирования внесены в таблицу 8, в которой производится ряд необходимых расчетов.

Таблица 8

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Группы Отклон.от среднего Квадраты отклонен.
Х У (хi – х) (уi –у) (хi – х)2 (уi –у)2
-1,6 1,6 2,56 22,56
-5,6 -2,4 31,36 5,76
-0,6 -1,4 0,36 19,6
-4,6 2,6 21,16 6,76
6,4 4,6 40,96 21,16
6,4 -2,4 40,96 5,76
-3,6 -3,4 12,96 11,56
-0,6 2,6 0,36 5,76
9,4 0,6 88,36 0,36
-5,6 1,6 31,36 2,56
    -3,4   11,56
    -0,4   0,16
Сумма     270,4 93,56
Среднее 14,6 6,4        

1. Найдем среднее арифметическое по группам Х (группа – «И»), У (группа – «Т»).

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х=11,2; у=16,1

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru 2. Значение Sd находим по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru (хi – х)2 + (уi – у) х (n1+n2)

Sd = (n1 + n2 – 2) (n1 х n2) =

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru = 270,4 + 93,56 х 10 + 12 = 3,28 = 1,8

10+12-2 10 х 12

3. Найдем t эмп по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х – у 14,6 – 6,4

t эмп = Sd = 1,8 = 4,55

4. Определим число степеней свободы по формуле

df = n1 + n2 – 2 = 10 + 12 – 2 = 20

5. По таблице 10 (приложение 6) определим критическое значение tкр

Анализ результатов исследования - student2.ru р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 4,55

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп (больше) t кр. Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различия между группой - «терминальные ценности» и группой - «инструментальные ценности», т.е. группа – «инструментальные ценности» превосходит группу – «терминальные ценности» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Таким образом, при сравнении двух групп ценностей, мы выявили, что инструментальные ценности (терпимость к мнениям других, смелость в отстаивании своего мнения, честность, непримиримость к своим и чужим недостаткам, воспитанность, рационализм, воспитанность, трудолюбие, самоконтроль, твердая воля и др.), оказывают отрицательное воздействие на эмоциональные взаимоотношения в семье.

Узнаем, существуют ли различия удовлетворенности браком в семьях с разными семейными ценностями: терминальными и инструментальными. Для этого сформулируем гипотезы:

Н0: Группа – «инструментальные ценности» и группа – «терминальные ценности» находятся на одинаковом уровне удовлетворенности браком.

Н1: Группа – «инструментальные ценности» и группа – «терминальные ценности» находятся на разных уровнях удовлетворенности браком.

Результаты тестирования внесены в таблицу 9, в которой производится ряд необходимых расчетов.

Таблица 9

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Группы Отклон.от среднего Квадраты отклонен.
Х У (хi – х) (уi –у) (хi – х)2 (уi –у)2
0,2 -2 0,04
3,2 -11 10,24
14,2
5,2 -1 27,04
-8,8 77,44
18,2 -4 331,24
-9,8 96,04
-7,8 -11 60,84
-10,8 116,64
16,2 -3 264,44
     
     
Сумма     1179,96
Среднее 16,8        

1. Найдем среднее арифметическое по группам Х (группа – «И»), У (группа – «Т»).

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х=11,2; у=16,1

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru 2. Значение Sd находим по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru (хi – х)2 + (уi – у) х (n1+n2)

Sd = (n1 + n2 – 2) (n1 х n2) =

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru = 1179,96 + 672 х 10 + 12 = 16,66 = 4,08

10+12-2 10 х 12

3. Найдем t эмп по формуле:

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru х – у 16,8 – 34

t эмп = Sd = 4,08 = 4,21

4. Определим число степеней свободы по формуле

df = n1 + n2 – 2 = 10 + 12 – 2 = 20

5. По таблице 10 (приложение 6) определим критическое значение tкр

Анализ результатов исследования - student2.ru р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 4,21

Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп (больше) t кр. Мы видим, что достоверность различий верна. Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различий. Таким образом, испытуемые группы – «терминальные ценности» и испытуемые группы – «инструментальные ценности» находятся на разных уровнях удовлетворенности браком.

На высокий уровень удовлетворенности влияет доминирующее положение терминальных ценностей в семье, таких, как - здоровье; материальная обеспеченность; активная жизнь; спокойствие в стране, мир; интеллектуальное развитие; независимость суждений; уверенность в себе; счастливая семейная жизнь; любовь, интересная работа и др.

Таким образом, убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться оказывают положительное влияние на удовлетворенность браком и эмоциональные межличностные отношения в семье. А убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации – оказывают отрицательное влияние на удовлетворенность браком и эмоциональные межличностные отношения в семье.

Выводы к II главе

Подводя итоги эмпирического исследования, мы можем сделать вывод, что существует взаимосвязь семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с дошкольником. Это подтверждают результаты проведенных нами методик:

- «Ценностные ориентации» М. Рокича;

- Опросник Ю.Е. Алешиной «Удовлетворенность браком»;

- Анкетирование «Иерархия семейных функций»;

- Е.Бине - Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье».

При анализе результатов по всем методикам мы выявили, что в семьях которых доминируют терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться), удовлетворенность браком равна:

- среднему уровню – 9%;

- уровню выше среднего – 27%;

- высокому уровню – 18%.

При этом в данных семьях преобладают положительные чувства между детьми и родителями, а отрицательные отданы «Никому» – 36%.

В семьях, которых доминируют инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях), удовлетворенность браком составляет:

- низкий уровень – 18%;

- уровень ниже среднего – 9%;

- средний уровень – 13,5%;

- уровень выше среднего – 4,5%.

В этих семьях преобладают смещенные положительные чувства на какого либо из родителей и отрицательные чувства отданы какому либо члену семьи – 31,5%. И лишь в 13,5% положительные чувства исходят от ребенка и получаются им от родителей, а отрицательные чувства отданы «Никому».

Для подтверждения нашей гипотезы была проведена математическая обработка данных на достоверность различий с использованием t– критерия Стьюдента.

На основании данных методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, мы разделили выборку на две части: семьи в которых доминируют терминальные ценности (группа – «Т»), и семьи, в которых доминируют инструментальные ценности (группа – «И»).

Подводя итог математической обработки мы получили следующие результаты:

а) По результатам методики Е.Бине - Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье» были сформулированы гипотезы:

Н0: Группа – «Т» не превосходит группу – «И» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Н1: Группа – «Т» превосходит группу – «И» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования - student2.ru р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 2,35

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп t кр Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различия между группой-«Т» и группой-«И», т.е. Группа – «Т» превосходит группу – «И» по показателям положительных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

б) Для достоверности различия отрицательных эмоциональных отношений в семьях с разными семейными ценностями: терминальными и инструментальными были сформулируем гипотезы:

Н0: Группа – «И» не превосходит группу – «Т» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования - student2.ru Н1: Группа – «И» превосходит группу – «Т» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 4,55

Анализ результатов исследования - student2.ru Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп t кр Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различия между группой-«Т» и группой-«И», т.е. Группа – «И» превосходит группу – «Т» по показателям отрицательных эмоциональных отношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.

в) Для того, чтобы узнать, существуют ли различия удовлетворенности браком в семьях с разными семейными ценностями: терминальными и инструментальными были сформулированы гипотезы:

Н0: Группа – «И» и группа – «Т» находятся на одинаковом уровне удовлетворенности браком.

Анализ результатов исследования - student2.ru Н1: Группа – «И» и группа – «Т» находятся на разных уровнях удовлетворенности браком.

р 1% = 2,845

t кр = р 5% = 2,086 , t эмп = 4,21

Анализ результатов исследования - student2.ru Вывод: t эмп t кр Мы видим, что достоверность различий верна. Подтверждается гипотеза Н1, которая свидетельствует о достоверности различий. Таким образом, испытуемые группы – «Т» и испытуемые группы – «И» находятся на разных уровнях удовлетворенности браком.

Наши рекомендации