Социальная реабилитация

Социальная реабилитация представляет комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции детей-инвалидов, восстанов­ление их социального статуса, реализация которых осу­ществляется путем социального обслуживания.

Социальное обслуживание, согласно законодательству, является деятельностью по оказанию медико-социальных, социально-бытовых, психологических, правовых услуг, со­циально-экономической поддержки, осуществлению соци­альной адаптации и реабилитации граждан и семей, находя­щихся в трудной ситуации.

Координация различных направлений социального об­служивания детей и подростков с ограниченными возмож­ностями, находящихся на учете в реабилитационном цент­ре, осуществляется социальными работниками подразделе­ний РЦ (в том числе социальными работниками, специалис­тами по социальной реабилитации, социальными педагога­ми, специалистами по социальной работе с семьями и деть­ми группы риска), которые выполняют посреднические и контролирующие функции. Социальные работники подраз­делений реабилитационного центра осуществляют связь с органами здравоохранения, образования, занятости, право вы ми службами, организуют необходимые консультации, активизируют социальный потенциал семьи и самого ребен­ка, содействуют оказанию финансовой и материальной по­мощи семье.

Ключевой является роль социального работника отделения диагностики и разработки программ социальной реабилита­ции, который должен включить в индивидуальную програм­му реабилитации ребенка (подростка) с ограниченными воз­можностями такие социальные меры, которые обеспечивают наиболее эффективное осуществление всех других мер (ме­дицинских, психологических, профессиональных).

Такие меры, в зависимости от характера и тяжести откло­нений в развитии ребенка (подростка), характера семьи и среды обитания, могут быть различны и включать все необ­ходимые в конкретном случае мероприятия из числа регла­ментированных федеральными и региональными (муници­пальными) программами адресной социальной помощи, нор­мативными документами.

В первую очередь в индивидуальную программу реаби­литации включаются все виды патронажа ребенка и семьи: медико-социальный, кулыурно-досуговый, социально-педа­гогический и психологический.

Обязателен медико-социальный патронаж семьи (родите­лей) ребенка для обучения их методам реабилитации в до­машних условиях, включая методы логопедии, массажа, ле­чебной физкультуры. Медико-социальный патронаж осуще­ствляют соответствующие специалисты реабилитационно­го центра при координирующей роли медико-социальных работников центра.

Культурно-досуговый патронаж семьи и ребенка для со­действия его развитию и включению в общество сверстни­ков обеспечивает с учетом возраста ребенка вовлечение его в активные игры, познавательную внеучебную деятельность,

посещение (или предоставление на дом) зрелищных мероп­риятий, а также участие в спортивных мероприятиях. Куль­турно-досуговый патронаж должен быть организован соци­альным педагогом с привлечением соответствующих спе­циалистов из дошкольных и образовательных учреждений, учреждений культуры, спортивных организаций. В случае пребывания ребенка в дневном или стационарном отделе­нии указанные меры проводятся непосредственно в центре.

Социально-педагогический патронаж включает диагнос­тику и анализ условий воспитания, обучения и развития ре­бенка-инвалида, наличие в семье условий для обучения и воспитания, образовательный уровень родителей, их отно­шение к ребенку, возможность помощи и определение ее объема в процессе обучения, включенность ребенка в учеб­но-воспитательные, культурно-досуговые, спортивные уч­реждения в зависимости от возраста и тяжести ограничений жизнедеятельности ребенка.

Социально-психологическая поддержка ребенка и его се­мьи необходима для коррекции внутрисемейных отношений в неблагоприятных семьях, поддержки семей риска, в том чис­ле неполных семей. Социально-психологический патронаж семьи основывается на результатах диагностики ситуации в семье ребенка с отклонениями в развитии и осуществляется методами психологической коррекции, психологической под­держки семьи, проводится специалистами по социальной ра­боте с семьями и детьми групп риска с привлечением, в слу­чае необходимости, психологов и психотерапевтов.

Общая координация всех перечисленных видов патрона­жа должна осуществляться специалистами по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

При составлении индивидуальной программы реабили­тации ребенка с ограниченными возможностями указанные специалисты определяют меры по включению родителей такого ребенка в ассоциации для коллективной взаимопомо­щи, по предоставлению матери-одиночке надомной работы, по социально-бытовому обслуживанию ребенка на дому.

Специалисты реабилитационного центра по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями дол­жны включить в индивидуальную программу реабилитации предоставление ребенку и его родителям гарантированных законом, постановлениями правительства и региональных (местных) органов власти льгот и преимуществ, причем не только по причине отклонений в развитии ребенка, но и га­рантированных всем семьям и родителям, имеющим детей.

Среди льгот и социальных услуг, предоставляемых детям с отклонениями в развитии, на первом месте стоит бесплат­ное обеспечение лекарствами и медицинскими предметами в соответствии с программой реабилитации, далее следует бесплатное предоставление технических средств и предме­тов ухода, а также бесплатное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.

В программу реабилитации должны быть включены по показаниям льготы по транспортному и коммунально-быто­вому обслуживанию, как для самого ребенка, так и для его семьи; меры по приспособлению жилища и его окружения к нуждам ребенка.

Важной частью социального блока индивидуальной ком­плексной программы реабилитации ребенка с отклонения­ми в развитии являются меры материальной помощи в де­нежной форме, в том числе социальные пенсии и компенса­ционные выплаты, адресная материальная помощь (пособия) неполным и неблагополучным семьям, целевые дотации на приспособление жилища к нуждам ребенка, приобретение технических средств реабилитации, усиленное или диети­ческое питание, единовременные целевые пособия на при­обретение необходимого оборудования, облегчающего самообслуживание ребенка, на его воспитание и обучение, дру­гие цели, направленные на наиболее полную социальную адаптацию ребенка.

Социальная помощь может включаться в индивидуальную комплексную программу реабилитации в виде натуральной помощи продуктами и одеждой, другими предметами оби­хода, в виде технических средств реабилитации.

При формировании и реализации индивидуальной про­граммы реабилитации детей с отклонениями в развитии со­циальные работники центра должны уделять особое внима­ние привлечению к реализации программы тех родителей, у которых дети признаны инвалидами, знакомить их с закона­ми, нормативными документами, определяющими меры со­циальной помощи и поддержки детей-инвалидов и их семей. В их обязанности должны входить:

- помощь родителям в ознакомлении с конкретными ли­цами и учреждениями, обеспечивающими исполнение назна­ченных мер социальной защиты, а также со списком учреж­дений, куда могут обратиться родители в случае невыполнения вышеуказанных мер;

- помощь матерям детей-инвалидов в предоставлении на­домного труда, в котором могут участвовать и сами дети-ин­валиды;

- стимулирование родителей к участию в родительских ас­социациях детей-инвалидов, организации досуга, обеспечении культурного развития ребенка, его участия в играх и спорте.

Социально-бытовая реабилитация - это организация среды жизнедеятельности для детей-инвалидов с помо­щью технических средств реабилитации (TCP), создание им свободной ориентации, общения, передвижения, дос­тупности зданий и сооружений, помещений различного назначения, пользования общественным транспортом, возможности обучения, создания условий для реализации потенциальных способностей. Все технические средства реабилитации можно класси­фицировать по следующим группам:

- средства передвижения - различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные);

- средства, облегчающие передвижение ребенка-инвали­да: костыли, трости, поручни, ходунки;

- средства, облегчающие самообслуживание ребенка-ин­валида с нарушением функции верхних конечностей: специ­альные наборы столовых приборов и посуды, приспособле­ния для одевания и раздевания, приспособления для откры­вания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном и т.п.;

- двигательные тренажеры;

- тренажеры, основанные на системе биоуправления электрической активности мышц с обратной связью;

- нагрузочные костюмы типа «Адели», «Гравистат» для реабилитации двигательной активности детей.

Перед рекомендацией ребенку-инвалиду того или иного технического средства необходимо оценить степень нарушен­ной функции и предложить именно то техническое средство или комплекс технических средств, с применением которых у ребенка была бы возможность, с одной стороны, скомпен­сировать имеющийся дефект, с другой - осталась бы возмож­ность восстановить нарушенную функцию.

Технические средства реабилитации даются в зависимо­сти от характера нарушений и выраженности ограничений жизнедеятельности.

При ограничении передвижения у детей 1-3-х лет целесо­образно использовать различные варианты колясок-ползунков, с 3-летнего возраста - ходунки, особенно игровой вариант в виде коляски для кукол для девочек, для мальчиков - в виде большой машины. Имеются ходунки для передвижения внутри квартиры и прогулочные. Бытовые комнаты детского реа­билитационного центра можно оборудовать специальными поручнями, которые облегчают самостоятельное передвиже­ние ребенка-инвалида в помещении. Для длительных прогу­лок ребенка рекомендуется применение кресел-колясок.

Известно реабилитационное значение физических упраж­нений, поэтому желательно раннее, с 5 лет, привлечение ре­бенка-инвалида к спорту. Можно рекомендовать плавание в специально оборудованных бассейнах с подъемниками для детей, применение специальных устройств для облегчения плавания. Также такие дети могут заниматься санным спортом, стрельбой из лука, игровыми видами спорта с ис­пользованием детских спортивных колясок - настольный теннис, волейбол.

Для детей старшего возраста с сохранным интеллектом предоставляется многофункциональная коляска, в которой ребенок может провести значительное время и быть относи­тельно независимым от окружающих. В ней имеется столик для занятий или приема пищи, съемное судно, отделение для хранения книг, журналов, специальная емкость для хране­ния термосов с пищей.

Кресла-коляски для детей необходимо снабдить ручками-хваталками, которые дают возможность ребенку пользоваться самостоятельно различными бытовыми предметами в поме­щении.

Если ребенок длительное время находится в кровати, ему можно рекомендовать функциональную кровать с меняю­щимся положением в трех отделах. В такой кровати должно быть предусмотрено съемное судно, рекомендуются допол­нительные приспособления - специальные прикроватные столики. Поверхность таких столиков имеет фиксирующие устройства для различных предметов. Для детей старшего возраста можно использовать подъемники у кровати и подъемники для ванной. Очень облегчает жизнь больного ребенка дистанционное управление различными бытовыми приборами - телевизором, приемником.

Ребенка старшего возраста можно обучить самостоятель­но одеваться и раздеваться с помощью специальных приспо­соблений.

Детям с выраженными двигательными нарушениями мож­но рекомендовать занятия спортом в специальных спортив­ных колясках, плавание в специально оборудованных бас­сейнах. Для прогулок детей имеются специальные велоси­педы, где ребенок находится в коляске, прикрепленной к ве­лосипеду, а родители крутят педали.

При нарушении функции верхних конечностей в зависи­мости от уровня поражения (при нарушении функции кис­ти, локтевого или плечевого сустава) используются различ­ные приспособления, облегчающие детям самообслужива­ние, занятия, игры. Так, при нарушении функции кисти це­лесообразно применение специальных столовых приборов с крепежом либо на кисти, либо на предплечье, предлагает­ся использовать легкую пластмассовую кружку с двумя руч­ками, можно обучить пользоваться специальными насадка­ми для ключей. Двери в комнатах реабилитационного цент­ра оборудуются специальными насадками. Для самостоятель­ного пользования телефонным аппаратом его трубка укреп­ляется на гибком шланге. При обучении ребенка с наруше­нием функции верхних конечностей самостоятельно одевать­ся рекомендуется использовать простые приспособления.

При нарушении функций в локтевом или плечевом суста­вах для пользования бытовыми предметами целесообразно значительно удлинять их ручки.

Большое значение при проведении реабилитационных мероприятий придается использованию различных тренаже­ров, желательно игровых вариантов. Для нижних конечнос-

тей самый распространенный из них - велотренажер с дози­рованной нагрузкой. Для детей с поражением опорно-двига­тельного аппарата применяют специальные тренажеры в виде больших мячей с эластичной поверхностью. На таких мячах дети могут сидеть, лежать, бросать их. В зависимости от ха­рактера патологии (локализация, распространенность, выра­женность) в центре можно смонтировать различные вариан­ты тренажеров в виде специальных комплексов для трени­ровки разных групп мышц.

При составлении рекомендаций семье больного ребенка по использованию технических средств реабилитации необ­ходимо учитывать не только вид и тяжесть ограничений жиз­недеятельности, но и социальное положение семьи, мест­ность проживания. Так, при проживании семьи больного ребенка в сельской местности прогулочные кресла-каталки должны быть с более мощными колесами, чем в городской местности. Необходимо также проводить обучение родите­лей пользованию техническими средствами и получать от­чет об эффективности их использования. Кроме того, роди­тели больных детей часто применяют технические средства, не выпускаемые промышленностью и довольно простые при изготовлении.

В заключение следует отметить, что применение техни­ческих средств реабилитации значительно расширяет воз­можности больного ребенка в быту, улучшает самообслужи­вание, увеличивает мобильность при нарушении передвиже­ния, облегчает общение с другими детьми, создает предпо­сылки для привлечения больного ребенка к спорту.

Наши рекомендации