Социальная реабилитация
Социальная реабилитация представляет комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции детей-инвалидов, восстановление их социального статуса, реализация которых осуществляется путем социального обслуживания.
Социальное обслуживание, согласно законодательству, является деятельностью по оказанию медико-социальных, социально-бытовых, психологических, правовых услуг, социально-экономической поддержки, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной ситуации.
Координация различных направлений социального обслуживания детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся на учете в реабилитационном центре, осуществляется социальными работниками подразделений РЦ (в том числе социальными работниками, специалистами по социальной реабилитации, социальными педагогами, специалистами по социальной работе с семьями и детьми группы риска), которые выполняют посреднические и контролирующие функции. Социальные работники подразделений реабилитационного центра осуществляют связь с органами здравоохранения, образования, занятости, право вы ми службами, организуют необходимые консультации, активизируют социальный потенциал семьи и самого ребенка, содействуют оказанию финансовой и материальной помощи семье.
Ключевой является роль социального работника отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, который должен включить в индивидуальную программу реабилитации ребенка (подростка) с ограниченными возможностями такие социальные меры, которые обеспечивают наиболее эффективное осуществление всех других мер (медицинских, психологических, профессиональных).
Такие меры, в зависимости от характера и тяжести отклонений в развитии ребенка (подростка), характера семьи и среды обитания, могут быть различны и включать все необходимые в конкретном случае мероприятия из числа регламентированных федеральными и региональными (муниципальными) программами адресной социальной помощи, нормативными документами.
В первую очередь в индивидуальную программу реабилитации включаются все виды патронажа ребенка и семьи: медико-социальный, кулыурно-досуговый, социально-педагогический и психологический.
Обязателен медико-социальный патронаж семьи (родителей) ребенка для обучения их методам реабилитации в домашних условиях, включая методы логопедии, массажа, лечебной физкультуры. Медико-социальный патронаж осуществляют соответствующие специалисты реабилитационного центра при координирующей роли медико-социальных работников центра.
Культурно-досуговый патронаж семьи и ребенка для содействия его развитию и включению в общество сверстников обеспечивает с учетом возраста ребенка вовлечение его в активные игры, познавательную внеучебную деятельность,
посещение (или предоставление на дом) зрелищных мероприятий, а также участие в спортивных мероприятиях. Культурно-досуговый патронаж должен быть организован социальным педагогом с привлечением соответствующих специалистов из дошкольных и образовательных учреждений, учреждений культуры, спортивных организаций. В случае пребывания ребенка в дневном или стационарном отделении указанные меры проводятся непосредственно в центре.
Социально-педагогический патронаж включает диагностику и анализ условий воспитания, обучения и развития ребенка-инвалида, наличие в семье условий для обучения и воспитания, образовательный уровень родителей, их отношение к ребенку, возможность помощи и определение ее объема в процессе обучения, включенность ребенка в учебно-воспитательные, культурно-досуговые, спортивные учреждения в зависимости от возраста и тяжести ограничений жизнедеятельности ребенка.
Социально-психологическая поддержка ребенка и его семьи необходима для коррекции внутрисемейных отношений в неблагоприятных семьях, поддержки семей риска, в том числе неполных семей. Социально-психологический патронаж семьи основывается на результатах диагностики ситуации в семье ребенка с отклонениями в развитии и осуществляется методами психологической коррекции, психологической поддержки семьи, проводится специалистами по социальной работе с семьями и детьми групп риска с привлечением, в случае необходимости, психологов и психотерапевтов.
Общая координация всех перечисленных видов патронажа должна осуществляться специалистами по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
При составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями указанные специалисты определяют меры по включению родителей такого ребенка в ассоциации для коллективной взаимопомощи, по предоставлению матери-одиночке надомной работы, по социально-бытовому обслуживанию ребенка на дому.
Специалисты реабилитационного центра по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями должны включить в индивидуальную программу реабилитации предоставление ребенку и его родителям гарантированных законом, постановлениями правительства и региональных (местных) органов власти льгот и преимуществ, причем не только по причине отклонений в развитии ребенка, но и гарантированных всем семьям и родителям, имеющим детей.
Среди льгот и социальных услуг, предоставляемых детям с отклонениями в развитии, на первом месте стоит бесплатное обеспечение лекарствами и медицинскими предметами в соответствии с программой реабилитации, далее следует бесплатное предоставление технических средств и предметов ухода, а также бесплатное предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
В программу реабилитации должны быть включены по показаниям льготы по транспортному и коммунально-бытовому обслуживанию, как для самого ребенка, так и для его семьи; меры по приспособлению жилища и его окружения к нуждам ребенка.
Важной частью социального блока индивидуальной комплексной программы реабилитации ребенка с отклонениями в развитии являются меры материальной помощи в денежной форме, в том числе социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная материальная помощь (пособия) неполным и неблагополучным семьям, целевые дотации на приспособление жилища к нуждам ребенка, приобретение технических средств реабилитации, усиленное или диетическое питание, единовременные целевые пособия на приобретение необходимого оборудования, облегчающего самообслуживание ребенка, на его воспитание и обучение, другие цели, направленные на наиболее полную социальную адаптацию ребенка.
Социальная помощь может включаться в индивидуальную комплексную программу реабилитации в виде натуральной помощи продуктами и одеждой, другими предметами обихода, в виде технических средств реабилитации.
При формировании и реализации индивидуальной программы реабилитации детей с отклонениями в развитии социальные работники центра должны уделять особое внимание привлечению к реализации программы тех родителей, у которых дети признаны инвалидами, знакомить их с законами, нормативными документами, определяющими меры социальной помощи и поддержки детей-инвалидов и их семей. В их обязанности должны входить:
- помощь родителям в ознакомлении с конкретными лицами и учреждениями, обеспечивающими исполнение назначенных мер социальной защиты, а также со списком учреждений, куда могут обратиться родители в случае невыполнения вышеуказанных мер;
- помощь матерям детей-инвалидов в предоставлении надомного труда, в котором могут участвовать и сами дети-инвалиды;
- стимулирование родителей к участию в родительских ассоциациях детей-инвалидов, организации досуга, обеспечении культурного развития ребенка, его участия в играх и спорте.
Социально-бытовая реабилитация - это организация среды жизнедеятельности для детей-инвалидов с помощью технических средств реабилитации (TCP), создание им свободной ориентации, общения, передвижения, доступности зданий и сооружений, помещений различного назначения, пользования общественным транспортом, возможности обучения, создания условий для реализации потенциальных способностей. Все технические средства реабилитации можно классифицировать по следующим группам:
- средства передвижения - различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные);
- средства, облегчающие передвижение ребенка-инвалида: костыли, трости, поручни, ходунки;
- средства, облегчающие самообслуживание ребенка-инвалида с нарушением функции верхних конечностей: специальные наборы столовых приборов и посуды, приспособления для одевания и раздевания, приспособления для открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном и т.п.;
- двигательные тренажеры;
- тренажеры, основанные на системе биоуправления электрической активности мышц с обратной связью;
- нагрузочные костюмы типа «Адели», «Гравистат» для реабилитации двигательной активности детей.
Перед рекомендацией ребенку-инвалиду того или иного технического средства необходимо оценить степень нарушенной функции и предложить именно то техническое средство или комплекс технических средств, с применением которых у ребенка была бы возможность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, с другой - осталась бы возможность восстановить нарушенную функцию.
Технические средства реабилитации даются в зависимости от характера нарушений и выраженности ограничений жизнедеятельности.
При ограничении передвижения у детей 1-3-х лет целесообразно использовать различные варианты колясок-ползунков, с 3-летнего возраста - ходунки, особенно игровой вариант в виде коляски для кукол для девочек, для мальчиков - в виде большой машины. Имеются ходунки для передвижения внутри квартиры и прогулочные. Бытовые комнаты детского реабилитационного центра можно оборудовать специальными поручнями, которые облегчают самостоятельное передвижение ребенка-инвалида в помещении. Для длительных прогулок ребенка рекомендуется применение кресел-колясок.
Известно реабилитационное значение физических упражнений, поэтому желательно раннее, с 5 лет, привлечение ребенка-инвалида к спорту. Можно рекомендовать плавание в специально оборудованных бассейнах с подъемниками для детей, применение специальных устройств для облегчения плавания. Также такие дети могут заниматься санным спортом, стрельбой из лука, игровыми видами спорта с использованием детских спортивных колясок - настольный теннис, волейбол.
Для детей старшего возраста с сохранным интеллектом предоставляется многофункциональная коляска, в которой ребенок может провести значительное время и быть относительно независимым от окружающих. В ней имеется столик для занятий или приема пищи, съемное судно, отделение для хранения книг, журналов, специальная емкость для хранения термосов с пищей.
Кресла-коляски для детей необходимо снабдить ручками-хваталками, которые дают возможность ребенку пользоваться самостоятельно различными бытовыми предметами в помещении.
Если ребенок длительное время находится в кровати, ему можно рекомендовать функциональную кровать с меняющимся положением в трех отделах. В такой кровати должно быть предусмотрено съемное судно, рекомендуются дополнительные приспособления - специальные прикроватные столики. Поверхность таких столиков имеет фиксирующие устройства для различных предметов. Для детей старшего возраста можно использовать подъемники у кровати и подъемники для ванной. Очень облегчает жизнь больного ребенка дистанционное управление различными бытовыми приборами - телевизором, приемником.
Ребенка старшего возраста можно обучить самостоятельно одеваться и раздеваться с помощью специальных приспособлений.
Детям с выраженными двигательными нарушениями можно рекомендовать занятия спортом в специальных спортивных колясках, плавание в специально оборудованных бассейнах. Для прогулок детей имеются специальные велосипеды, где ребенок находится в коляске, прикрепленной к велосипеду, а родители крутят педали.
При нарушении функции верхних конечностей в зависимости от уровня поражения (при нарушении функции кисти, локтевого или плечевого сустава) используются различные приспособления, облегчающие детям самообслуживание, занятия, игры. Так, при нарушении функции кисти целесообразно применение специальных столовых приборов с крепежом либо на кисти, либо на предплечье, предлагается использовать легкую пластмассовую кружку с двумя ручками, можно обучить пользоваться специальными насадками для ключей. Двери в комнатах реабилитационного центра оборудуются специальными насадками. Для самостоятельного пользования телефонным аппаратом его трубка укрепляется на гибком шланге. При обучении ребенка с нарушением функции верхних конечностей самостоятельно одеваться рекомендуется использовать простые приспособления.
При нарушении функций в локтевом или плечевом суставах для пользования бытовыми предметами целесообразно значительно удлинять их ручки.
Большое значение при проведении реабилитационных мероприятий придается использованию различных тренажеров, желательно игровых вариантов. Для нижних конечнос-
тей самый распространенный из них - велотренажер с дозированной нагрузкой. Для детей с поражением опорно-двигательного аппарата применяют специальные тренажеры в виде больших мячей с эластичной поверхностью. На таких мячах дети могут сидеть, лежать, бросать их. В зависимости от характера патологии (локализация, распространенность, выраженность) в центре можно смонтировать различные варианты тренажеров в виде специальных комплексов для тренировки разных групп мышц.
При составлении рекомендаций семье больного ребенка по использованию технических средств реабилитации необходимо учитывать не только вид и тяжесть ограничений жизнедеятельности, но и социальное положение семьи, местность проживания. Так, при проживании семьи больного ребенка в сельской местности прогулочные кресла-каталки должны быть с более мощными колесами, чем в городской местности. Необходимо также проводить обучение родителей пользованию техническими средствами и получать отчет об эффективности их использования. Кроме того, родители больных детей часто применяют технические средства, не выпускаемые промышленностью и довольно простые при изготовлении.
В заключение следует отметить, что применение технических средств реабилитации значительно расширяет возможности больного ребенка в быту, улучшает самообслуживание, увеличивает мобильность при нарушении передвижения, облегчает общение с другими детьми, создает предпосылки для привлечения больного ребенка к спорту.