Определение и обоснование актуальности исследования

Методические рекомендации студентам факультета «Психология образования» МГППУ по написанию магистерских диссертаций (утвержденные ученым советом факультета «Психология образования» и рассмотренные на учебно-методическом совете

Факультета «Психология образования»)

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусмотрено выполнение выпускной квалификационной работы (ВКРмд) в форме магистерской диссертации.

ВКР в форме магистерской диссертации на соискание академической степени «магистр» – самостоятельное научное исследование, содержащее обобщенное изложение результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющее внутреннее единство и свидетельствующее о личном вкладе автора в науку и (или) практику.

ВКРмд является научно-квалификационной работой, в которой магистр должен показать себя сложившимся профессиональным психологом, умеющим грамотно ставить и решать научные проблемы, владеющим как теоретическими знаниями, так и практическими навыками и умениями.

Соавторство при подготовке, проведении и написании магистерской диссертации не допускается.

Тема диссертации, планируемые исследования и поставленные задачи должны быть актуальными.

Диссертация должна отличаться научной новизной, иметь теоретическую и практическую значимость. Результаты работы должны быть достоверными и апробированными, должна быть осуществлена определенная степень их внедрения.

Руководитель магистерской диссертации дает рекомендации, окончательное решение о выполнении принимает магистрант. За достоверность результатов, представленных в ВКРмд, несет ответственность только автор магистерской диссертации.

Цель, задачи и этапы подготовки и защиты магистерской диссертации

Целью магистерской диссертации является:

· повышение уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;

· развитие умения изучать и обобщать литературные источники в определенной области знаний;

· развитие способности самостоятельного проведения научного исследования, систематизации и обобщения эмпирического материала;

· выявление подготовленности выпускника к практической деятельности по направлению специализированной подготовки магистра.

Для достижения указанной цели требуется решить ряд задач и пройти определенные этапы подготовки (Приложение А) и защиты магистерской диссертации:

· выбрать и закрепить тему и организацию, по материалам которой будет выполняться работа;

· подобрать литературу и практический материал по теме работы;

· составить и согласовать с научным руководителем план работы;

· в соответствии с намеченным планом подготовить работу, сформулировать выводы и предложения по исследуемой теме;

· оформить соответствующим образом магистерскую диссертацию и передать ее научному руководителю для подготовки письменного отзыва;

· пройти процедуру предзащиты на выпускающей кафедре;

· представить работу рецензенту для рецензирования и общей оценки;

· представить работу оппоненту для оппонирования и общей оценки;

· получить у научного руководителя магистерской программы допуск работы к защите;

· защитить магистерскую диссертацию в ГАК.

Введение

Введение целесообразно писать после того, как исследование полностью выполнено и написаны первая и вторая главы. В этой части ВКРмд объемом от 1,5-2 до 3-4 страниц характеризуются все элементы аппарата научного исследования (проблема, актуальность исследования, его цель, задачи, объект, предмет, основная и дополнительная гипотеза, методика, научная новизна, теоретическая и практическая значимость) и кратко освещается проделанная работа.

Также краткоследует остановиться на раскрытии основных теоретических положениях работы: теоретических подходах, понятий, т.е. том, что составляет теоретико-методологическую основу исследования.

Определение и обоснование актуальности исследования

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится обоснование актуальности темы. Актуальность темы диссертации должна быть обоснована и доказана, это основное требование к научному исследованию.

Актуальность темы диссертации– это её востребованность в психолого-педагогической теории и практике. Актуальность задается и определяется общественной ситуацией, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

Функциональные характеристики актуальности исследования

  • восполнение каких-либо пробелов в психологической науке и психолого-педагогической практике;
  • дальнейшеё развитие проблемы, применительно к современным условиям;
  • суждение в вопросе, по которому нет единства мнений;
  • обобщение накопленного опыта;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания ученых и практиков.

Обосновать актуальность- значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. При определении актуальности научного исследования необходимо обратить внимание на типичную ошибку: в магистерских диссертациях часто обосновывается актуальность направления исследования как целой области, а не конкретно выбранной магистрантом темы.

Цель– это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование…, изучение…», так как эти слова указывают на средство достижения цели, а не на саму цель.

Проблема исследования или постановка проблемы — это формулирование противоречия (в природе какого-либо психического явления, между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.). Проблемой также могут быть противоречивые результаты, полученные разными авторами.

Объектом исследования– процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования– то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть или как общее и частное.

Гипотеза исследования– это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска. К научной гипотезе предъявляются два требования:

· Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены.

· Гипотеза должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик.

Гипотеза работы может иметь иерархическую структуру, то есть содержать основную и частные гипотезы. Не всегда с самого начала исследования удается точно сформулировать гипотезу. Зачастую она обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.

Задачи исследования– это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Методы исследования: указываются методики, с помощью которых было произведено исследование с указанием литературных источников, из которых они взяты.

База исследования (испытуемые): указывается место проведения исследования без уточнения данных о нем (номера, адреса и т.д.) и общая характеристика выборки испытуемых (количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования). Использование имен и фамилий допускается только в измененном виде.

Новизна и значимостьзаключаются в кратком изложении нового видения проблемы, новых методических разработок, уточнении некоторых концептуальных положений, практической значимости (практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур или психокоррекционной работы).

Наши рекомендации