Обработка результатов. Ключ к опроснику

Шкала «приобретение знаний» — за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляет­ся 3,6 балла; по п. 17 — 3,6 балла; по п. 26 — 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением по п. 28 — 1,2 балла; по п. 42 — 1,8 балла. Максимум — 12,6 балла.

Шкала «овладение профессией» — за согласие по п. 9 — 1 балл; по п. 31 — 2 балла; по п. 33 — 2 балла, по п. 43 — 3 балла; по п. 48 — 1 балл и по п. 49 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

Шкала «получение диплома» — за несогласие по п. 11 — 3,5 балла; за согласие по п. 24 — 2,5 балла; по п. 35 — 1,5 балла; по п. 38 — 1,5 балла и по п. 44 — 1 балл. Максимум — 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Выводы

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

Методика предложена А. А. Реаном и В. А. Якуниным.

Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процеду­рой проведения и заложены в инструкциях.

Вариант 1

Инструкция

Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке

Список мотивов

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов

Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной дея­тельности. По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива.

Индивидуальный протокол

Фамилия, имя, отчество_______________________

курс.

группа

Номер мотива по списку

  X     X   X         X     X  

Групповой протокол

Группа №___________

Ф.И.О. Номер мотива по списку
И-в X     X         X   X   X      
П-в     X     X   X   X           X
И Т. Д.                                

Кол-во выбора мотива

Ранг

мотива

(какой мотив выбирается чаще, а какой реже)

Выводы

Чем чаще выбирается тот или иной мотив, тем выше его ранг, тем более доминирует он в системе мотивов.

Вариант 2

Инструкция

Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной де­ятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует мини­мальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Обработка результатов

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение н среднее квадратическое отклож ние для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

Используются такие же протоколы (индивидуальные и групповые), что и в варианте 1. Однако в групповом протоколе приводятся среднее значение оценки мотива и квадратиче­ское отклонение.

Индивидуальный протокол

Фамилия, имя, отчество_______!_______________

курс.

группа

Номер мотива по списку

1.

Групповой протокол

Группа № (п= ) _________________

где п — количество обследованных

Ф.И.О. Номер мотива по списку
12 '
И-в      
П-в     б
и т.д.                               i______________________

Сумма баллов

Среднее арифметическое

значение

оценки

мотива

а-1

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее {более значим) данный мотив. С уче­том среднегрупповых значений, сигмы и количества студентов в сравниваемых группах вы-считывается ^-критерий по Стьюденту и определяется достоверность различий между груп­пами студентов по выраженности у них того или иного мотива учебной деятельности.

Методика «Склонность к организаторской деятельности»

Методика является частью карты-схемы психолого-педагогической харак­теристики личности школьника как организатора, разработанной Л. И. Уманским и его со­трудниками. Определяется склонность учащегося к организаторской деятельности путем наблюдения за ним и выделения следующих его особенностей.

1. Потребность заниматься организаторской деятельностью.

2. Бескорыстие включения в организаторскую деятельность.

3. Самостоятельность включения в организаторскую деятельность.

4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других.

5. Неутомимость в организаторской работе.

6. Чувство удовлетворения от выполнения организаторской работы.

7. Легкость и свобода в выполнении организаторской работы.

8. Пониженное настроение при отсутствии организаторской работы.

9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности.

Методики изучения мотивации профессиональной деятельности

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

1 Методика разработана Е. А. Климовым и предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классифи­кацией типов.

Инструкция

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую ра­боту. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы вы предпочли?

В каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выберите только один вид (а или б), найдите ячейку на листе для ответов с соответствующим номером (например: ба, 106) и рядом поставьте знак «+».

Лист для ответов содержит 5 столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу профессии, и в нем проставлены номера по опроснику, относящиеся к данному типу.

Наши рекомендации