Комбинированные упражнения

1. Игроки 1, 6, 5 с мячами ударом направляют мячи на заднюю линию противоположной стороны площадки. Прием мяча на игрока у сетки, тот бьет в принимавшего подачу — снова прием на игрока у сетки — передача для н/у игроку задней линии и н/у в игрока задней линии противоположной площадки. Действия игроков далее те же, что и в начале упражнения.

2. Н/у в зону 5 — прием на игрока 1 — удар в 6 — прием в 1 — передача для н/у игроку 5 и н/у через сетку в 6 или 4. Далее, как в начале упражнения. После каждого розыгрыша мяча смена троек, а в тройках, смена зон.

3. Подача в 6 — прием на связку — передача в зону 4 или 2 — н/у — поставить групповой блок. Принимавший подачу игрок занимает зону атаковавшего игрока, а атаковавший — на прием.

Комбинированные упражнения - student2.ru Комбинированные упражнения - student2.ru Комбинированные упражнения - student2.ru 5 Комбинированные упражнения - student2.ru 6

Комбинированные упражнения - student2.ru 3 Комбинированные упражнения - student2.ru 4

4. После подачи — стра­ховка блокирующих игроков. После блока игрок из зоны 2 идет на подачу, а страхующий занимает место в зоне 3.

5. После блока — отход от сетки игроков зон 2 и 4 для приема мяча после подачи и последующего розыгрыша для атаки.



6. Подача — прием — пе­редача — н/у. После блока — отход всей тройки от сетки для приема подачи и органи­зации атаки.

Комбинированные упражнения - student2.ru

Комбинированные упражнения - student2.ru


7. После подачи — поочередный прием мячей в защите в зонах 1, 6, 5. В зоне 5 прием мяча на связу­ющего игрока, который переходит с другой стороны площадки — пе­редача для н/у и н/у игроком 1 против группового блока.

8. Подача в 5 — прием мяча в 2 — перебивание мяча из 2 в 6 дру­гой стороны площадки. Далее иг­рок, подававший подачу, пасует мяч в зону 4 и н/у в зону 5.

Контроль за уровнем технической подготовленности

Контроль предполагает три вида оценки технический подготовлен­ности: оценка самой спортивной техники; определение результата, до­стигнутого благодаря использованию данной техники; оценка эффек­тивности применения техники в соревновательных условиях.

1. Проверка правильности выполнения технических приемов с по­мощью кинографии, хроноциклографии, видеозаписи и т.п.

2. Определение результата:

а) подача на точность в зоны площадки;

б) верхние передачи с 4-6 м в баскетбольное кольцо или вертикаль­ное кольцо (диаметр 50 см) на высоте 3 м; в мишень (диаметр 50 см) на стене на высоте 3-4 м;

в) прием подач в горизонтальное кольцо (диаметр 1 м) на высоте 150-180 см (расстояние до кольца 3-5 м);

г) прямые н/у и удары с переводом вправо-влево в цели на площад­ки из различных зон.

Каждый технический прием выполняется не менее 6-10 раз подряд. 3. Запись эффективности применения техники в соревновательных условиях.

Тактическая подготовка

Общие положения

Тактика игры — это целесообразные, согласованные действия игро­ков, направленные на достижение победы в соревнованиях.

В настоящее время техническая, физическая, психологическая под­готовленность сильнейших команд находится примерно на одинако­вом уровне. Поэтому победы на крупных соревнованиях очень часто определяются в конечном счете зрелостью тактического мастерства во­лейболистов.

Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов ха­рактеризуется:

— развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнози­ровать и быстро решать двигательные задачи);

— постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, трене­ром или лидером команды);

— хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с парт­нерами;

— эффективным использованием технических приемов;

— вариативностью тактических действий. Основными задачами тактической подготовки волейболистов явля­ются:

1. Развитие психофизиологических способностей и физических ка­честв

2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).

3. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.

4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых фун­кций волейболистов.

5. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот.

6. Формирование умения эффективно использовать технические при­емы и тактические действия в различных игровых ситуациях.

7. Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.

8. Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая под­готовленность) 9. Анализ участия в соревнованиях.

Общие и специальные знания составляют необходимую предпосыл­ку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по во­лейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.

Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на правилах и положениях образования двигательных навыков (подразд. 5.5.1).

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, кон­трольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также под­готовительные упражнения для развития быстроты реакции и переме­щения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плака­ты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их со­вершенствовании применять определенные ориентиры, сигналы.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с физи­ческой, технической, волевой и теоретической подготовкой.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры — многократное выполнение упражнений, действий, элементов.

* * *

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техничес­кими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами.

В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблю­даемых явлений возникает возможность по особенностям движений партнеров или соперника, по траектории полета мяча определить их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания.

Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах:

— восприятие и анализ соревновательной ситуации;

— мыслительное решение тактической задачи;

— двигательное решение тактической задачи. Эти три фазы находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память.

Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивос-

ти внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта.

Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, спортсмен определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а потом двигательно. Игрок должен принимать лишь такие решения, которые он сумеет выполнить двигательно.

Двигательное решение фактически и есть тактическое действие, ко­торое требует проявления как интеллектуальных, так и физических спо­собностей и навыков.

Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, на­глядных пособий и практических упражнений.

Становление тактического действия идет в следующей последова­тельности:

— образование тактического навыка (автоматизированный ряд дви­жений) в стандартных условиях;

— проявление вариантов тактического навыка (в определенных си­туациях различные способы решения тактических задач);

— самостоятельное творческое мышление, благодаря которому иг­роки находят субъективно новые решения.

Такой подход к становлению тактического действия позволяет со­блюдать основные принципы спортивной тренировки: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, принцип профилизации и др.

В период начального обучении и на этапах совершенствования разу­чиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного на­копления знаний и тактического опыта.

Освоение и совершенствование волейболистами тактических дей­ствий должно идти в следующей последовательности (организация уп­ражнений):

— без сопротивления партнеров;

— с пассивным сопротивлением;

— с активным «управляемым» противником;

— в соревновательной форме с партнерами по команде;

— в соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа:

I этап — главное внимание уделяется развитию специальных ка­честв, необходимых для реализации тактических действий в игре — бы­строты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переклю­чения с одних действий на другие (основу тренировки составляют зада­ния в ответ на зрительные и слуховые сигналы).

II этап — формирование тактических умений в процессе обучения

техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сиг­налу, на точность).

III этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с по­мощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать дей­ствия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от дей­ствия нападающих или защитников и др.).

IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой ос­нове освоение командных тактических действий с помощью подгото­вительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и так­тике игры.

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.

Наши рекомендации