Виды проблемной ситуации и специфика творческих задач
Проблемная ситуация - это довоьно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее: "что-то не так", "что-то не то".
Одним из достаточно общих и принципиальных понятий, использовавшимся в различных концепциях мышления, являются понятия проблемной ситуации. Определяя комплекс условий, вызывающих процесс мышления, проблемная ситуация тем самым в значительной степени определяет и особенности последующего поцесса ее решения. В психологии мышления существуют рядоположено несколько основных теоретических моделей проблемной ситуации.
1. Проблемная ситуация как вызываемая некоторым препятствием, пеграждающим путь к достижению цели. Модель предложена бихевиористами. Главная черта этой психологической модели: мышление возникает в таких условиях, когда субъект не может непосредственно досигнуть поставленную перед ним цель в результате препятствия, стоящего между субъектом и достигаемой им целью. Решение проблемы заключается в преодолении препятствия или в обнаружении обходного пути, позволяющего достигнуть поставленную цель. Экспериментальный прием: решение манипулятивных задач - головоломок; или лабиринт.
2. Мышление вызывается "неструктурированностью" предмета мышления, "разрывами" и т.п., характеризующими предмет мысли. Этот тип - гешталь-модели, структурно-феноменальные или просто "структурные" проблемные ситуации. Например ситуации на понимание, в которых человек должен найти некоторые отношения, определяющие нужную структуру. Решение заключается в нахождении свойства, отношения, закона, составляеющего принцип действия. Нахождение нового принципа действия и составляет собственно "структурирование" предмета мысли.
3. Вероятностная модель проблемных ситуаций исходит из понимания мышления как вероятностного процесса, осуществляющего выбор нужного действия из числа наиболее оптимальны для выполнения поставленного задания. Процесс решения сводится к установлению импликативных отношений между системами логических оснований и следствий (распространение в современных кибернетических системах, моделирующих мышление).
Вероятностная модель проблемной ситуации является как дальнейшим развитием первой поведенческой модели, так и ее вырождением. Развитие заключается в конкретизации "препятствия" - здесь это альтернатива между возможными способоми действиями. Вырождение т.к. субъект не является необходимым (логические преобразования выполняет вычислительное устройство по заранее известой операторной системе).
4. Информационная модель исходит из того, что основой акта мышления является преобразование и приобретение человеком новой информации, новых знаний, действий. Процесс мышления возникает в результате потребности в новой информации, необходимой для выполнения действий.
В некотором смысле эта модель является развитием гешталь-модели, которая также отправлялась от эффекта новизны в условиях, вызывающих проблемную ситуацию, и выделяла в качестве основного результата мышления приобретение субъектом новых знаний. Вместе с тем очевидно, что информационная модель абстрагирутся от смысловых отношений, благодоря которым приобретаемая, человеком информация включена в его деятельность, в реальный процесс взаимодействия с окружающим миром. Для даной модели досаточно самих информационных отношений.
Основу анализа процесса мышления составляют отношения между субъектом и объектом. Основным компонентом этого взаимодействия является действие человека. Процесс мышления при выполнении человеком действия возникает всякий раз того, когда появляется необходимость в новой информации, нужной для регуляции действия. В этом смысле процесс мышления возникает в результате рассогласования между известными человеку принципами и способами выполнения действия и и новыми условиями его выполнения. Однако это рассогласование не может быть осуществлено иначе как с помощью выявления рассогласования между заданными (сложившимися) и требуемыми компонентами действия. Новые условия выполнения действия в процессе мышления преломляются через новые требования, предъявляемые к известному действию, через выявление несоответствия требуемых компонентов действия к заданным, усвоенным в прошлом опыте. Процесс мышления, возникающие при этом, служит выявлению новой информации для преодоления рассогласования.
Классификация проблемных ситуаций предложенная Матюшкиным Л.И. Используются три главные основания, составляющие 3 плоскости 3хмерной модели проблемной ситуации. Проблемные ситуации, не включающие их предметных и личностно- мотивационных различий, описаны 27 ситуациями, образованными при пересечении 3х плоскостей.
3хмерная модель основных типов проблемной ситауции:
Г-уровни развития действия. Генетическая плоскость
Д-структурные компоненты действия. Плоскость действия.
Т-степень трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей субъекта. Плоскость трудности проблемной ситуации.
Плоскость Д, характеризующая функциональное строение действия, включает следующие основные его структурные компоненты: цель, способ, условия выполнения действия. В этой плоскости возможно 3 основных типа регуляции действия: науровне цели, способа или условий. Они составляют три типа проблемных ситуаций. Типичными примерами этих типов рассмотрений может служитьпроблемные ситуации, характеризующиеся различным местом, которые занимает неизвестное в проблемной ситуации и которые совпадают с целью, со способом или с условиями выполнения действия. Например, неизвестна цель - теоретическая ситуация, где необходимо раскрыть новую закономерность, и т.п.; неизвестный способ - практическая ситуации с известной целью, найти сбособ достижения цели; неизвестные условия - ситуации на различных этапах тренировки действия (формирование навыков).
Генетическая плоскость характеризует типы проблемных ситуаций, определяемых уровнем развития, который соответствует уровню психической регуляции. Так, например возможность предвосхищения цели действия и рассогласования этой цели с реально достигаемым результатом свидетельствует об относительно высоком уровне регуляции дейсвия, соответствующему первому уровню. Второй уровень - педвосхищение цели и способа. Третий уровень - предвосхищение целей, способов и условий. Здесь обратная связь из внешней превращается во внутреннюю обратную связь.
Пересечение этих 3х плоскостей образует 27 классов проблемных ситуаций, возникающих в процессе психической регуляции действия. Каждое из них может быть охарактеризовано по его месту в структуре действия, по уровню развития действия и измерено по степени рассогласования в процессе регуляции действия. Плоскость интеллектуальных возможностей позволяет производить микроанализ условий возникновения и возможностей разрешения проблемной ситуации.
3 типа проблемных ситуаций Талингеровой (см. лекции по методике преподавания психологии).
Мышление и эмоции.
Сам факт существования и важна роль эмоциональных процессов в познании были отмечены еще до выделения психологии в самостоятелтную нуку филисофии, называвшими такие интеллектуальные чувства, как сомнение, уверенность, догадку, удивление и другие. Конкретно- психологические исследования интеллектульных чувств сталкивались с большими трудносями. В истории психологии существовала попытка ввести специальное понятие "эмоциональное мышление", она осуществлена в работе Мейера. В отечественной психологии также подчеркивалась роль эмоций в процессе мышления. Так например, Выготский говорил о единстве интеллекта и аффекта. Рубинштейн говорил о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектульного. Леонтьев А.Н. - мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность.
Функции эмоций: 1) эмоциональные процессы выполняют функцию регуляции в мышлении; 2) ориентирующая функция (Субъект получает возможность выделить в мыслительной деятельности те напрвления или "зоны", которые имеют для него личностный смысл с точки зрения познавательного мотива мыслительной деятельности).
Функциональная классификация интеллектуальных эмоций:
-- Эмоции успеха - неуспеха в мыслительной деятельности:
- эмоции констатирующие успех - неуспех;
- эмоции предвосхищающие успех - неуспех.
В модальности проявляется различная регулирующая роль интеллектуальных эмоций на разных стадиях мыслительной деятельности. Первая фаза мыслительного процесса - формитрование проблемы. Проблема возникает когда в ходе мыслительного процесса обнаруживается нечто "новое", возникает эмоция удивления и она воздействует на мыслительный процесс.
Вторая фаза разрешения прблемы в ходе которой формируется предположение и догадки. Возникает специфическое переживание эмоции догадки. Это эмоциональные оценки некоторых новых, еще неосознанных смысловых образований по их адекватности познавательному мотивумыслительной деятельности. Функции эмоции догадки состоит в том что она сигнализирует в сознании субъекта о получении им в ходе мыслительной деятельности нового смыслового образования. Это ориентирует субъекта в сложной ситуации, выделяя в ней "зону поиска". Происходит вербализация нового смыслового образования.
Совокупный результат проверки оценивается субъектом по отношению к познавательному мотиву мыслительной деятельности и переживается в форме специфических интеллектуальных эмоций - уверенности и сомнения. Эти эмоции носят предвосхищающий характер, а следовательно осуществляется прогнозирование. Уверенность, положительно эмоционально окрашивает определенную догадку, тем самым является необходимым фактором ее принятия субъектом. Сомнения же, отрицательно эмоционально окрашивая др. догадки, сигнализирует о бесперспективности переключения мыслительного процесса на их проверку. Обе эти эмоции непосредственно обуславливают направленность мыслительной деятельности.
Завершающая фаза мыслительного процесса это проверка правильности решения. Зднсь возникают многочисленные эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности.Они переживаются субъектом как радость восторг, разочарование, огорчение и т.д. Их можно охарактеризовать как обственно эмоции успеха или неуспеха. Посредством этих эмоций в сознании субъекта костатируется успех или неуспех. Функция эмоций успеха - неуспеха состоит в том, что с их помощью осуществляется ориентация субъекта не только в конкретной задаче, но и в целой области познавательной деятельности.(см. лекции по общей психологии).